италийских землевладельцев. Их хозяйство, подорванное продолжительными войнами, к концу II в. до н. э окончательно приходит в упадок. Разоренные земледельцы уходят в города и здесь превращаются в античных пролетариев, которые нигде не работают, а, наоборот, сами содержатся за счет общества, то есть, в сущности, за счет рабского труда. Экономические перемены, происходившие в Риме, сопровождаются напряженной социальной борьбой. С начала II в. до н. э. учащаются попытки рабов поднять восстание. Некоторые из этих восстаний отличаются огромным размахом. Во второй половине II и в I в. до н. э. обостряется и борьба среди самих свободных. В среде имущих — между нобилями (аристократы) и всадниками (второе сословие, игравшее ведущую роль в финансовых делах) из-за дележа добычи, получаемой от эксплуатации провинций, а в низах общества, особенно среди разоряемых земледельцев.— протест против их дальнейшего обезземеливания. Эти перемены в общественно-политической жизни Рима не могли не найти отражения в литературе и театре. Растущее участие в общественной борьбе мелкоземледельческих и пролетарских элементов приводит к тому, что театр начинает больше интересоваться жизнью народных низов. Действующими лицами тогаты выступают ремесленники: сукновалы, сапожники, ткачи, мельники и другой люд. В комедиях даются образы женщин — не рабынь и не гетер: это жены, дочери, падчерицы ремесленников. Все это отражает перемену, происшедшую в общественных отношениях. Женщина во II в. до н. э. освободилась от крепких семейных уз и вышла за порог своего дома, где до этого времени, покорная своему мужу, она жила исключительно домашними интересами. Если в тогате выводятся рабы, то они держат себя так, как это и подобает римским рабам: они не смеют быть умнее своих господ. Выдающимися представителями тогаты были Титиний, Афраний и Атта. Титиний был младшим современником Теренция, Атта умер в 66 г. до н. э., Афраний жил около 100 г. до н. э. От них дошли до нас лишь около семидесяти заглавий их комедий и около четырехсот пятидесяти кратких отрывков из них. Произведения этих драматургов находили высокую оценку как у современников, так и в более позднее время. Гораций, например, ставит Афрания выше Плавта и Теренция. Комедии Афрания, от которого до нас дошло больше сорока заглавий пьес, давались еще при Нероне. В его комедии «Авгур», по-видимому, осмеивались жрецы-авгуры с их гаданиями по полету и крикам птиц, на что указывают сохранившиеся два стиха:
Как только нашего авгура охватит беснование,
Подумаешь, что море, небо и земля дрожат
и рушатся..
В отрывке другой комедии — «Близнец» — поднята чисто бытовая тема отношений между супругами и стремлений властолюбивой жены:
Я то послушна, то капризна с ним, Подчас стараюсь я нарочно ссору завести. Оскорбляю иногда его ругательством.
Как известно, мотив подобной тактики по отношению к мужьям неоднократно разрабатывался в новоевропейской комедии.
Из пьесы «Близнец» сохранился еще и такой отрывок:
Если б можно было чарами людей пленять. То все старухи бы нашли себе любовников. Но юность, нежность тела и приятность
в обхождении —
Вот чем нас отравляют женщины. Увядшие лета не могут уж ничем приворожить к себе.
Другой представитель тогаты, Атта. пользовался большой известностью зл свои драматические произведения еще во времена Августа. Гораций в одном из своих «Посланий» (ст. 79) говорит, что, если выразить сомнение насчет достоинства его комедий, которые разыгрывались такими мастерами, как, например, Росций, то почти все сенаторы назовут это бесстыдством. В комедии «Горячие воды» изображались, по всей видимости, легкие нравы на курортах; замужние женщины жалуются на то. что «прелестницы» позволяют себе носить там костюм добродетельных матрон.
Сохранилось свидетельство, что Атти писал комедии, посвященные изображению быта самых низших слоев свободнoгo населения, черпая содержание для них и самые обороты речи в повседневной жизни мелких лавочников, владельцев харчевен, ремесленников и т. п. Такие комедии назывались «табернарии» («комедии харчевни»). Можно предполагать, что комедии Атты были новым шагом вперед в демократизации римского театра.
На основании дошедших до нас отрывков тогаты можно дать лишь самую общую характеристику этого театрального жанра и его места в развитии римского театра. Однако, насколько можно судить и по этим отрывкам и по свидетельствам, идущим из древности, комедия тоги ничуть не уступала по своей форме комедии плаща, но превосходила ее, по всей вероятности, жизненностью своего содержания.
Теренций (ок. 185-159 гг. до н. э.)
Преемником Плавта в жанре комедии паллиата был Публий Теренций Афр (то есть «Африканец»). Как показывает последняя часть его имени, он был уроженцем северной Африки. Еще мальчиком его привезли в Рим, где он стал рабом римского сенатора Теренция Лукана. В доме хозяина Теренций получил образование и потом был отпущен на волю. Теренций находился в тесной дружбе и в литературном общении с тогдашней римской знатью, особенно со Сципионом Африканским Младшим и Гаем Лелием, приверженцами греческой культуры и греческого образования. Из-за этой близости литературные противники поэта распустили слух, будто за него пишут комедии его знатные покровители, которым мешает выступить на литературном поприще их высокое общественное положение. После постановки шести своих комедий Теренций, желая пополнить образование, предпринял путешествие в Грецию. На обратном пути он утонул во время кораблекрушения, а по другим сведениям умер в самой Греции двадцати шести лет.
Все шесть написанных Теренцием комедий дошли до нас, причем известен даже год постановки каждой из них. «Девушка с Андроса» («Андриянка») была поставлена в 166 г. до н. э., «Самоистязатель»— в 163 г.. «Евнух» и «Формион»— в 161 г.. «Братья» — в 160 г., «Свекровь»— тоже в 160 г. (после двукратной неудачи в 165 и 160 гг.).
Сюжеты почти всех своих комедий Теренций заимствует у Менандра, причем старательно подчеркивает греческий колорит. Темы пьес Теренция — семейные конфликты. Два брата-старика спорят о воспитании детей, старый отец терзается, что своей суровостью принудил сына уйти в наемники, и т. д. В комедиях Теренция выступают сводники, параситы, пронырливые рабы и гетеры, они обычно лишены тех жизненных черт, которыми наделяет их Плавт. Даже гетеры оказываются у Теренция похищенными в юности дочерьми почтенных родителей. У Теренция обычно нет такой динамики в развитии интриги, как у Плавта, зато он стремится дать более углубленную психологическую характеристику своим персонажам, создавая в таких случаях интересные жизненные образы. Такова, например, его гетера Фаида из комедии «Евнух», способная на искреннюю привязанность к своему возлюбленному и желающая уберечь свою названную сестру от пути, испытанного ею самой. Однако таланту Теренция недостает комической силы — и это было отмечено еще самими римлянами. Называя Теренция полу-Менандром, Цезарь восклицает:
Если бы к нежным твоим стихам приба,
вилась сила -
Чтобы полны они были таким же комиче-
ским духом - Как и у греков!..
Комедии Теренция нравились аристократии, тяготевшей к греческой культуре, но не всегда пользовались успехом у плебейского зрителя. Теренций сам говорит об этом в прологе к своей комедии «Свекровь». В первый раз народ не стал смотреть эту пьесу, увлекшись канатным плясуном. Во второй раз. уже после первого акта, разнесся слух, что будут гладиаторы. Народ бросил театр и побежал в цирк. И только в третий раз пьеса имела успех. Однако едва ли можно сказать, что Теренций писал чуть ли не для кучки грекоманов: ведь его комедии как-никак покупались эдилами для всенародного представления. К широкой публике апеллирует иногда и сам Теренций в борьбе со своими критиками. Комедия «Евнух» была поставлена в один день дважды, и поэт получил за нее крупный гонорар, далеко превосходящий все, что платилось до того времени драматургам. Комедия Теренция «Девушка с Андроса» несколько раз ставилась и после смерти поэта. Все эти факты, по мнению М. М. Покровского. позволяют думать, что к этом; времени, под усилившимся влияние: греческой культуры, произошел некоторый сдвиг и в эстетических вкуса: римского плебса. Не надо забывать и того, что Теренций стал писать для театра через два года после разгром; Македонии, когда особенно усилило приток в Рим образованных греков Каждая комедия Теренция начинается с пролога. Однако пролог у Теренция имеет другой характер, чем у Плавта. Прологи Плавта служат для того, чтобы ввести зрителей в курс про исходящего на сцене и ознакомить особенно с теми событиями, которые произошли до начала действия. В прологах Теренция. произносимых или младшим актером, или хозяином труппы, сообщается только название пьесы, а затем начинается полемика с литературными противниками автора. Эту полемику выступающий в прологе ведет и от своего имени и от имени автора, давая зрителям общее представление о той борьбе, которая шла в первой половине II в. до и. э. вокруг литературы и театра. Обвинения, которые возводили на Теренция его литературные и театральные противники, и среди них прежде всего Лусций Ланувин, касались применения им контаминации. Затем Теренция упрекали в плагиате у Плавта и Невия. утверждали, что ему помогают при сочинении пьес его знатные покровители. Наконец, признавали сухим и вялым стиль Теренция и указывали на отсутствие у него таланта. Теренций, в общем, удачно защищался в своих прологах против этих нападок, а временами и сам переходил в наступление, критикуя недостатки в пьесах своих противников. В этих литературных и театральных спорах для нас ясно не все, но несомненно одно: в Риме уже зародилась литературная и театральная критика, и драматург должен был считаться как с ней. так и с публикой, смотревшей в театре его пьесы. Публика интересовалась уже такими вопросами, как отношение римской пьесы к ее греческому оригиналу и к предыдущим латинским переработкам этого оригинала.