К комедиям Теренция сохранились дидаскалии. .Мы узнаем из них. что во всех комедиях Теренция играл Лусций Амбивий Турпион. известный
антрепренер и актер того времени. В это время он был уже человеком пожилым и тяготился ролями, требовавшими большого физического напряжения. Музыку для комедий сочинял некий Фланк, раб Клавдия.
Ко всем пьесам Теренция сохранились стихотворные изложения их содержания, которые принадлежат грамматику II в. и. э. Гаю Сульпицию Аполлинарию. К пяти комедиям Теренция (кроме «Самоистязателя») сохранился знаменитый комментарий римского грамматика IV в. н. э. Доната. Этот комментарий представляет собой ценный источник не только в литературном, но и в чисто театральном отношении. В комментариях содержится немало указаний на игру актеров.
Организация театральных представлений
Представления устраивались в Риме во время различных государственных праздников. Пьесы шли на празднике патрициев-Римских играх, проводившихся в сентябре в честь Юпитера, Юноны и Минервы; на празднике плебеев - Плебейских играх, происходивших в ноябре; на Аполлоновых играх - в июле.
Постоянного театрального здания в Риме не было вплоть до середины I в. до н. э.; сооружению его противился консервативный сенат. Для представления обычно на форуме воздвигался деревянный помост высотой в половину человеческого роста. На сценическую площадку вела узкая лесенка в 4-5 ступенек, по которой актеры поднимались на сцену. В трагедии действие происходило перед дворцом. В комедиях декорации почти всегда изображали городскую улицу с выходящими на нее фасадами двух-трех домов, и действие развертывалось перед домом. Зрители сидели на скамейках перед сценой. Но иногда сенат запрещал устраивать места в этих временных театрах: сидеть на представлениях, по мнению сената, было признаком изнеженности. Все построенное для театральных игр сооружение ломалось сразу же после их окончания.
Играли в постановках уже не любители, а артисты-профессионалы. Их называли актерами или гистрионами. Римские актеры происходили из среды вольноотпущенников или рабов и по сравнению с греческими занимали гораздо более низкое общественное положение. Актеры объединялись в труппы во главе с хозяином-антрепренером, который по договоренности с властями организовывал театральное представление, где сам обычно играл главные роли. Все женские роли исполнялись мужчинами, женщин в труппы не брали.
Актеры-профессионалы, выступавшие в трагедиях и комедиях в III-II в. до н. э., играли без масок. Маска появилась в этих жанрах довольно поздно - в 130 г. до н. э. Поэтому, в отличие от греков, римляне могли следить за мимикой актеров. Маски использовались и раньше, но лишь в особых случаях - когда надо было, например, обыграть мотив двойника в комедии. В масках также играли актеры-любители, принадлежавшие к высшим слоям общества.
Важным событием в театральной жизни Рима было появление первого постоянного театра, построенного из камня. Этот театр был сооружен в 55 г до н. э. Гнеем Помпеем Великим и вмещал до 40 тысяч человек. В конце I в. до н. э. в Риме было построено еще два каменных театра: театр Бальба и театр Марцелла. От последнего до сих сохранились остатки наружной стены, разделенной на три этажа, что соответствует трем внутренним ярусам.
Актеры в римской комедии в III-IIвв. до н.э.
До нас не дошло сочинений, которые говорили бы специально о театре III и II вв. до н. э.. и в частности об игре римских актеров. Таким образом, основным материалом, на основании которого мы можем судить об игре актеров, выступавших в комедиях Плавта и Теренция. являются сами эти комедии, а также дидаскалии и прологи к ним, и древние комментарии к комедиям Теренция. Сюда же надо отнести памятники изобразительного искусства (особенно статуэтки, барельефы и т. д.) и рисунки в некоторых рукописях Теренция. Кроме того, отдельные упоминания о театре и об игре актеров имеются в разных сочинениях, не посвященных специально театру.
Римские актеры сопровождали слова пьесы соответствующими их смыслу движениями, жестами, .мимикой. Они нередко выбегали на сцену, при ссорах дрались друг с другом или же. наоборот, при встречах друзей заключали друг друга в объятия. Умоляя о чем-нибудь, бросались в ноги. Стучали в двери, желая вызвать то или другое действующее лицо. Отыскивая кого-нибудь, озирались по сторонам. Указания на разнообразные движения, позы, жесты и игру актеров можно найти часто в самих комедиях. Так. одно такое указание было приведено уже выше, Периплектомен в «Хвастливом вои-
не» смотрит на Палестриона и описывает его жесты. В «Близнецах» есть описание игры актера, которое по ходу пьесы дается весьма естественно, без всякой натяжки. Здесь изображается сцена мнимого безумия Менехма из Сиракуз. Желая напугать Матрону, он вслух повторяет повеления, даваемые якобы самим Аполлоном:
Ты велишь мне. что есть силы, исковеркать ей лицо,
Если тотчас не успеет с глаз моих убраться
прочь, Апполон приказ исполню!
Совершенно очевидно, что эти слова сопровождались недвусмысленными жестами, и Матрона спасалась бегством. Дальше мнимый безумец угрожает старому отцу Матроны: Аполлон будто бы приказывает ему запрячь в колесницу диких коней и ринуться на старика. Вне всякого сомнения, и эти слова сопровождались определенной игрой, что очевидно хотя бы из следующих слов:
Я всхожу на колесницу, вожжи взял, и бич
в руке.
Мчитесь, кони, быстро мчитесь, пусть раздастся звон копыт !
Старик тоже считает за лучшее уйти от сумасшедшего.
В комедии Теренция «Формион» ловкий раб Гета дает совет своему молодому хозяину, вступившему в брак без отцовского разрешения, как держатся ему во время объяснения с отцом. Молодой человек три раза меняет выражение лица, стараясь выказать твердость, пока наконец Ге-та не одобряет его и не говорит ему. что именно так и надо держаться и говорить с отцом, как равный с равным. Здесь, очевидно, все зависело от игры актера, и римский ученый IV в. н. э. Донат в своем комментарии к этой небольшой сцене прямо указывает, что это место пьесы принадлежит именно актеру и что робкий человек, пытающийся изобразить из себя храброго, тем более становится смешным.
В театре существовали уже прочно установившиеся правила относительно некоторых жестов. Так, персонаж, который желал показать, что он собирается бежать, закидывал плащ на плечо. Гораздо чаще такой жест применялся рабами, но он вовсе не был только их привилегией. Так. в «Евнухе» Теренция, когда брат Памфилы Хремет собирается бежать на форум, чтобы привести оттуда свидетелей и тем помешать воину напасть на дом Фаиды, последняя — очевидно, уже вдогонку — кричит Хремету: -«Подбери свой плащ». Существовали особые телодвижения и жестикуляция в зависимости от социального положения того или другого лица. Так, рабы, служанки, параситы двигались быстрее. Очень живой была мимика лица, так как масок при Плавте и Теренции еще не было. Действующие лица в их комедиях краснели или бледнели, могли иметь печальное или радостное выражение лица. Вероятно, при исполнении той или другой роли приходилось считаться уже и с наружностью актеров.
Римским актерам, так же как и греческим, приходилось много работать
над своим голосом. Римская публика относилась к актерам строже, чем к ораторам: она требовала от актеров сильного и чистого голоса. Говорящий не должен был глотать конца слов, при усилении звука актер не должен был делать некрасивых гримас, например, чрезмерно раскрывать рот или запрокидывать голову. Актеры умели передавать слабость женского голоса, дрожание старческого, речь пьяного и т. д. Иным словам надо было придавать особое выражение или значение. Так. Донат по поводу того места из комедии Теренция «Евнух», где Федрия говорит, расставаясь со своей возлюблен ной: «Пойду в деревню и там промучаюсь эти два дня», делает такое указание: «два дня» надо произнести так. словно он говорил бы «два года».
В комедиях Плавта и Теренция имеются указания на места актеров на сцене и на так называемые «переходы». Такие указания облегчали работу постановщика, в роли которого обычно выступал хозяин труппы.
В первом акте комедии Плавта «Стих» две молодые женщины — сестры жалуются на свою печальную долю. Их мужья, уехавшие в дальнее плавание по торговым делам, уже третий год не дают о себе вестей. К дочерям приходит их старый отец, чтобы уговорить их не ожидать больше своих мужей, а выйти вторично замуж за богатых людей. Сестры почтительно и ласково встречают старика и предлагают ему место, но старик отказывается от него:
Там не сяду, сядьте сами. Сяду на скамьи я, здесь.
Очевидно, сцена была обставлена соответствующим образом. В «Евнухе» Теренция воин, собираясь брать приступом дом Фаиды, выстраивает свое «войско»: одного раба с ломом в руках он помещает в центре, другого на правом крыле, третьего — на левом, повар Санга должен быть за центуриона (в римском войске командир сотни). Сам воин, находясь за первой линией, собирается дать знак к нападению.
О сценической площадке во времена Плавта и Теренция говорилось уже раньше. Что касается бутафории в древнеримском театре, то на основании текста комедий Плавта и Теренция мы