Все последующие характеристики и примеры касаются Сетературы в узком смысле.
Интернет создает целый ряд новых (или может быть лучше: свежих) возможностей для создания поэзии, романов, рассказов, очерков и т.п. Все эти новые или, в некоторых случаях, заново изобретенные виды литературной деятельности основаны на первичных причинах, которые представляют собой различие между книгой, как литературным средством, с одной стороны, и Интернет, с другой.
· Первым важным фактором влияния WWW на культуру является конец монополии печатного станка.
Имеется в виду, что распространение текстов, в связи с развитием Интернета, больше не связано с изданиями и с их выбором, определенным социальными и экономическими факторами. Это одновременно означает, что Интернет дает возможность опубликовать что и когда угодно без обязанности считаться с материальными аспектами "традиционной" публикации.
· Второй определяющий фактор с далеко идущими последствиями - это смерть расстояния и времени. Этот факт имеет целый ряд последствий, которые, на наш взгляд, еще более значительны, чем конец монополии печатного станка. Эти последствия являются новейшим динамичным и активным подходом к литературе. Прежде всего, Интернет - всегда и везде доступен, и поэтому понятие "расстояние" теряет в Сети свое значение, а понятие "время" уменьшается до секунд, которые нужны компьютеру, чтобы переработать посланные через Сеть сведения. Более конкретно, это значит, что когда кто-то опубликует в Интернете какую-то поэму, весь мир сразу имеет возможность прочесть и обсудить ее. Автор может, с помощью Интернета, мгновенно получать множество отзывов и комментариев на опубликованное им произведение. Более того, Интернет включает в себя еще и возможность Feedback'а и глобальность, которая дает автору возможность получать без препятствий суждение о его работе даже с другого конца земного шара.
Вероятно, эта глобальность, которая является последствием "смерти расстояния и времени", обладает большими перспективами и станет еще важнее в будущем.
К тому же, это дает возможность говорить о новом значении понятия "мировая литература". Во-первых, в силу непосредственного и немедленного контакта между "интернетчиками" в любой точке планеты. Во-вторых, из-за некоторых дисциплин Сетературы, которые являются динамичной формой взаимодействия и многоавторного творения с особой системой правил и с свободной генерацией новых направлений. Все вышесказанное дает возможность говорить об Интернете как о глобальном и круглосуточном литературном салоне.
Последней новинкой Интернета, прежде всего касающейся автора (а не его произведения), является «транспарентность автора произведения».
Смысл такой, что автор может сохранять полную анонимность и что он для этой цели может пользоваться разными мистифицирующими способами. Здесь речь идет о более фундаментальной анонимности, чем та, которая получается при использовании псевдонима.
"Автор как личность" как будто создает себе существующий только в Интернете образ со своей жизнью и со своими чертами характера, который может совсем не совпадать с реальной личностью автора.
Характер этого "второго, живущего только в Сети, автора" неизбежно влияет на произведения.
В этом смысле можно говорить о виртуализации авторства.
Ясно, что здесь нарушены границы литературного мира, и мы попадаем в более широкую философскую дискуссию, основанную на постмодернизме.
В Интернете существуют разные литературные формы, находящиеся в пределах Сетературы в узком смысле этого слова. Некоторые из этих форм литературы представляются как игры; другие являются более серьезными, и они имеют в большинстве случаев более технический характер. Фактически они определяются в трех основных формах сетевой литературы: гипертекст, коллективное творчество или многоавторность и, наконец, автоматическая обработка текста.
Гипертекст - это возможность связывать гиперссылками электронные тексты. Практически, это значит, что в тексте можно "маркировать" (отличать) какое-нибудь слово или какую-нибудь фразу. Если кто-то щелкает мышкой на эту маркировку, то тогда появляется текст, рисунок или звуковой отрывок (фрагмент), связанный с ней через ссылку. Таким образом получается текст с не-линейной структурой данных.
Существует два основных вида гипертекста:
А) «Елка с игрушками»: в принципе похож на подстрочные сноски в "традиционном" тексте, но перемещенные в Интернет вышеописанным образом.
Б) «Сад расходящихся тропок»: Гипер-книга предлагает читателям какой-то выбор глав. Читатель может просмотреть эти главы разными способами, и при этом создается впечатление чтения нескольких отдельных произведений. Этот метод уже гораздо старше, чем сам Интернет. Известные примеры «hypertext fiction» можно найти в творчестве таких писателей, как Борхес, Кортасар, Набоков и Павич. Не случайно каждый из них более или менее связан с постмодернизмом.
Современных экспериментов в Сети существует немного, особенно на русском языке. Стоит упомянуть следующие опыты: рассказ в гипертексте «Свалка» Юлии Морозовой и два опыта Георгия Жердева (которые также можно отнести к Мультимедийной Литературе).
Очевидно то, что гипертекст, как особенно сетевой жанр, оказывается технически довольно недоступным, и, может быть, поэтому используется до сих пор только в редких экспериментах. Все-таки гипертекст предоставляет широкий спектр возможностей, потому что ссылки не всегда связаны с текстом, но их также можно связать с изображением, звуком и фильмом, как это уже было описано выше.
Коллективное творчество также называется интерактивной литературой.
А) Гестбук (Гостевая книга или guestbook). Понятие «Гестбук» означает, что все желающие могут высказывать свое мнение по поводу какой-нибудь публикации.
Жаль, что это довольно быстро превращается в обыкновенную брань по отношению к инакомыслящим и, сверх того, это может быть бесконечно. Несмотря на это, Дмитрий Кузьмин видит в гестбуках в Интернете возможное завершение «настоящего» эпистолярного романа.
Б) Буриме, Сад расходящихся хокку и Ренга.
Это немного другой вид коллективного творчества или многоавторности - это так называемый «Буриме» (по-французски: les bouts riment - концы рифмуются). Эта стихотворная игра (рифмованная игра) возникла в 17-ом веке во дворце Луи XIV. Буриме постепенно распространялся по всему миру и до шестидесятых годов нашего века остался популярной игрой в России. В Интернете Буриме снова оживил компьютерный специалист и программист Дмитрий Манин, который создал программу, дающую возможность снова "играть" в Буриме в новой версии, приспособленной к компьютеру. Буриме при этом стало Сетевой игрой, в которой компьютер, как машина, является частью процесса создания.
Принцип игры в Буриме таков: игрок получает "пару рифм", которая составляет конец стиха. Эта "пара рифм" выбирается Манинской компьютерной программой из особенного словаря. А начало к заданному концу стиха дополняется игроком в как можно лучшей форме. И в итоге, невозможно узнать, кто действительный автор созданной поэмы. Сверх этого, игроку надо позаботиться о том, чтобы его Буриме отвечало заданной рифме. Если его Буриме получается "плохим", программа его исключает. "Хорошее" Буриме принимается в состав данных этого сайта.
Существуют и другие коллективные игры, - например, «Сад расходящихся хокку» и «Ренга».
Ренга – (по оригинальному названию Хокку) - это образ поэзии со ссылками, который очень подходит к пределам Интернета, и который особенно хорошо годится для многоавторности.
Кто-то начинает с трехстишием, и два других игрока отдельно добавляют их собственное двухстишие. Таким образом, уже существуют две танки, к которым другие участники в игре могут добавить свои дополнительные стихи. Наконец получается большое количество разных стихов со строфами, общими только до определенной степени. Пример такого русского Ренга-сайта - вышеупомянутый «Сад расходящихся Хокку» (см. Рисунок 2). Графически ренга выглядит, как родословное дерево, в котором читатель, при помощи ссылок, может искать свой любимый вариант. Или, если он захочет, он сможет и добавить туда свой стих. В связи с этим говорится о рождении "активного читателя" или "читателя-игрока", как эволюции, параллельной развитию литературы в WWW.
Во всех этих видах коллективного творчества заметно, что им почти без исключения наклеивается ярлык "игра". Это подчеркивание игры, а не литературы, вызывает вопросы. И прежде всего: действительно ли что-то не в порядке, когда подчеркивается именно этот игровой подход?
Существует также и такой вид сетевого творчества, который получил название «автоматической обработки текста». Под «автоматической обработкой текста» понимаются такие же вышеописанные игры и образы, характеризующиеся большой динамикой, при которых понятие "читатель-игрок" является немаловажным.
Иследователи полагают, что множество литературных конкурсов, журналов и изданий в Интернете также принадлежат к динамическому аспекту Сетературы, потому что они умеют обеспечивать постоянный «Update» их информации, в противоположность «традиционным» двойникам, с их ограниченным количеством изданий.
Кроме этого, и здесь «читатель-игрок» занимает важное место как критик или/и участник в литературных конкурсах.
Вот несколько примеров таких сайтов. Во-первых, «Тенета» (http://teneta.rinet.ru/) (см. Рисунок 3), где, между прочим, обсуждается Сетература, как профессиональным, так и сетевым жюри. Представление кандидатов делается назначенными для этого людьми, которые сразу и упоминают, на каком сайте они нашли выбираемые ими произведения.