Другой тип конкурса, это «Арт-ЛИТО» (http://www.lito.spb.ru/) (см. Рисунок 4), который, однако не воспринимает Сетературу в узком смысле этого слова, но исключительно литературу, которая без проблем переносится на бумагу; они так делают, имея в виду «традиционную» публикацию творчества лауреатов. И здесь писательское жюри и голосование посетителей сайта определяют, кто «выиграет».
Рис. 2 - «Сад расходящихся хокку»
Рис. 3. -«Тенета»
Рис. 4. - «Арт-ЛИТО»
Вокруг Интернета и возникновения Сетературы в России несколько лет назад уже завязалась яркая дискуссия. Речь идет о ценности Сетературы, как литературного движения, и о влиянии ее на "традиционную литературу".
Главный вопрос здесь такой: игра или литература? И как это уже выше было упомянуто: действительно ли что-то не в порядке, когда подчеркивается игровой элемент? Разве это не исключит возможный литературный характер?
Интернет имеет важное влияние на современную культуру и, вероятно, приведет к постоянным изменениям в общении между людьми. В России Интернет очень быстро развивается и Сетература оказывается частью этого развития. Также, благодаря Интернету, Россия (снова) может свободно "встретиться" с Западом и с Востоком, что уже имеет выражение в Сетературе с ее японскими влияниями.
С другой стороны, нельзя не отметить, что пока только небольшое количество занимается Сетературой. И поэтому еще не ясно, является ли Сетература новым литературным движением.
Однако тот факт, что обновление, к примеру, на сайте «Тенета» происходит несколько раз в день, свидетельствует о популярности сетературы и постепенном возрастании ее авторитета.
Кроме того, необходимо помнить и о том, то сетература в основном развивается в русле блогосферы, а блогосфера в силу ее особенностей позволяет наиболее ярко продемонстрировать специфику самореализации человека в Интернете. К числу таких особенностей относятся:
1. В блогосфере стирается граница между дающими и принимающими информацию, предоставляется возможность каждому желающему быть одновременно писателем, комментатором или читателем. Превращение зрителя и читателя в соавторов приводит к важному для самореализации человека эффекту сотворчества.
2. Публичность блога, который может читать и комментировать каждый. В связи с этим чужой опыт оказывается в свободном доступе. Всеобщая открытость и доступность записей в Интернете (в блогах, на форумах) делает возможным знакомство с рефлексией над жизненным опытом других людей, с вопросами, волнующими их, происходит получение информации о ешении сходных проблем. Благодаря этому осуществляется самореализация в аналитической деятельности.
3. В блогах, как и вообще в Интернете, представление о партнере по общению является ограниченным, что обусловливает своеобразие процессов межличностного восприятия, опирающегося на «достраивание» партнера по общению, то есть на собственную фантазию. Благодаря отсутствию визуального облика реального человека появляется возможность скрыть видимые недостатки и представить себя в выгодном свете.
4. В Интернете происходит как бы двойное самотрансцендирование: во-первых, в иную реальность – виртуальную, во-вторых, - в мир человеческих отношений в этой реальности. И нередко в мир таких отношений оказывается вовлечен уже не столько реальный человек, сколько его on-line образ. Поэтому проблемы коммуникации и самореализации начинают выглядеть иначе ввиду возможности непосредственных контактов между виртуально трансформированными субъектами.
5. Блоги и форумы можно назвать средствами единения, поскольку, приобщаясь к проблемам других, человек начинает понимать, что одинаковые проблемы могут волновать многих, и в решении своих проблем он не одинок.
В дробном и фрагментарном современном мире возникает потребность в сохранении целостности. Примеры стремления к целостности можно обнаружить в Интернете, где человек посредством общения пытается стать собой, собрать себя из множества фрагментов. Так самотрансценденция в Интернете служит задачам обретения себя и формирования внутренней гармонии, достижения самотождественности.
Феномен сетературы, хоть и является на сегодня спорным явлением, несомненно, представляет собой один из возможных путей обновления русской (и не только) литературы.
Глава 4. Концепция поэтапного влияния Интернета на литературу
На сегодняшний день справедливо будет отметить, что Интернет оказывает значительное влияние на все сферы знания. Глава «Обзор литературы» показала, что по тематике, связанной с Интернетом, защищаются как докторские, так и кандидатские диссертации по философии, филологии, социологии, культурологии, философии. Не будет преувеличением следующее утверждение: «Глобальная сеть» объединяет гуманитариев, дает им некую общую сферу для поиска материалов и самореализации.
Однако именно художественная литература и литературоведение (как компоненты филологии) могут на сегодняшний день быть проанализированы как сферы, испытывающие на себе максимальное воздействие Интернета.
Для меня, как для исследователя новейшей русской литературы, данный факт имеет первоочередное значение, а потому, после подробного изучения темы выпускной работы по предмету «Информационные технологии» и анализа множества печатных и интернет-публикаций, посвященных вопросу множественных влияний «глобальной сети», была сгенерирована концепция поэтапного влияния Интернета на художественную литературу. Данная концепция имеет гипотетический характер и прогностическую функцию. Приведем ее в виде списка конкретных этапов:
Название этапа | Примерные временные рамки | Влияние на литературу | Характеристика |
1.Интернет как конкурент реальной библиотеки | 1990-е – 2000-е гг. (пик – конец 1990-х гг) | Внешнее | Литература использует Интернет как «глобальную библиотеку». Путем сканирования в цифровой вид переводятся огромные количества печатных публикаций. Пользуясь демократичностью, мобильностью и феноменальными скоростными качествами Интернета, литература выбирает его как свою сферу обитания. Этот процесс протекает настолько быстро и мощно, что формируется (на сегодняшний день уже сформировано) целое «антибиблиотечное» поколение читателей. |
2.Время итернет-публикаций | 2000-е гг | Внешнее и внутреннее | Некоторые современные авторы перестают издавать тпечатные книги, предпочитая публиковаться в Интернете. В рамках блогосферы и персональных сайтов проза, поэзия и драматургия выглядят по-прежнему традиционно (в виде сплошного текста), но уже не имеют «бумажного прототипа». Если раньше книга всегда была первична, а помещение ее в Интернет вторично то сегодня зачастую первичен Интернет. |
3.Эпоха «сетературы» | Вторая половина 2000-х – … | Внутреннее | Под влиянием Интернета литература претерпевает глобальные изменения. Текст преобразуется в гипертекст и обретает вариативность. Литературное произведение становится интерактивным. И хотя лишь небольшой процент драматургов занимается сетературой на данный момент, скорость возрастания ее популярности не заставляет сомневаться в том, что за сетературой – будущее. |
4.Эпоха синтеза «сетаратуры» и литературы | Прогноз на будущее | ? | Сетература – это кардинальное изменение литературы, однако вряд ли она заставит литературу окончательно уйти в прошлое. Скорее всего нас ожидает сосуществование и взаимовлияние двух данных явлений. |
Примечания к Таблице.
1. Этап «Время интернет-публикаций». В качестве подтверждения тезиса о популярности интернет-публикаций в 2000-е годы приводится список лишь немногих русских драматургов, пьесы которых изначально публиковались на их персональных сайтах. Лишь у некоторых авторов из приведеного списка (Коляда, Гришковец, Богаев, Курейчик) впоследствии вышли книги традиционного формата, вторичные по отношению к публикациям на сайте.
Ольга Мухина | http://www.theatre.ru/muhina |
Николай Коляда | http://kolyada.ur.ru/ |
Евгений Гришковец | http://www.odnovremenno.ru/ |
Иван Вырыпаев | http://www.vyrypaev.ru/ |
Василий Сигарев | http://www.sigarev.narod.ru/ |
Алексей Слаповский | http://www.slapovsky.ru/ |
Елена Исаева | http://www.isaeva.ru/ |
Олег Богаев | http://bogaev.narod.ru/ |
Андрей Курейчик | http://kureichik.belarustoday.info/ |
Семен Злотников | http://www.zlotnikov.info/ |
Родион Белецкий | http://www.dramatist.ru/ |
Евгений Унгард | http://www.ungard.sitecity.ru/index.phtml |
Михаил Волохов | http://www.volokhov-m.narod.ru/ |
Валентин Красногоров | http://www.vmeste.org.il/ |
Наталья Шапошникова | http://www.proza.ru/author.html?gonezkaya |
Гульнара Ахметзянова | http://gulnara.boom.ru/ |
Анна Богачева | http://abogacheva.narod.ru/ |
Михаил Резанов | http://www.mik-rezanov.narod.ru/index.html |
Виктор Ляпин | http://lia-victor.narod.ru/ |
2. Этап «Эпоха «сетературы». На приведенном ниже скриншоте с одного из сайтов сетевых публикаций, мы можем увидеть, насколько серьезным качественным изменениям подвергается литературный текст в Интернете. Перед нами список сетературных пьес. Помимо гиперссылки на сами тексты здесь же присутствуют также следующие возможности: проголосовать за вариант продолжения пьесы, ознакомиться со всеми вариантами; под некоторыми текстами можно создать свой вариант. Таким образом сетературные тексты не окончены и интерактивны.