МР должен признавать существующие международные документы, а также исключать ресурсы, уже являющиеся предметом соглашений или переговоров в рамках других форумов, таких как Международный договор ФАО о генетических ресурсах растений для производства продовольствия и ведения сельского хозяйства (МДОГРРППВСХ), Международная техническая конференция ФАО по генетическим ресурсам животных для производства продовольствия и ведения сельского хозяйства, а патогены человека, растений и животных в настоящее время являются предметом не связанных с совместным использованием выгод переговоров в рамках Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ).
МР должен применяться к in-situ ГР вместе с традиционными знаниями или без них, приобретенным после вступления в силу МР регулирования ДГРСИВ в стране-поставщике, и должен представлять собой перспективную систему, не имеющую обратного действия [16]/.
Организация биотехнологической промышленности (OБП)
МР должен подпадать под сферу действия КБР. В отношении доступа и совместного использования выгод положения КБР ограничиваются «генетическими ресурсами». Таким образом, МР не должен распространяться на более широкий термин «биологические ресурсы», а также не должен распространяться на «дериваты», «продукты» и другие так или иначе определенные объекты, если при этом указанные объекты не соответствуют данному в Конвенции определению генетических ресурсов, т.е. не означают «генетический материал, представляющий фактическую или потенциальную ценность», где генетический материал определяется как «любой материал растительного, животного, микробного или иного происхождения, содержащий функциональные единицы наследственности» (статья 2 КБР). Таким образом, предлагаемые упоминания «дериватов» и «продуктов» следует исключить в целях согласованности со сферой действия КБР. Кроме того, при обсуждении «традиционных знаний» оправдана ссылка на статью 8 j), чтобы увязать концепцию традиционных знаний с контекстом, в котором она используется в КБР.
Варианты. Из трех представленных вариантов вариант 1 является более всеобъемлющим и должен обеспечить наиболее подходящую основу для обсуждений. Однако в вариант 3 можно было бы внести поправки, приведя его в соответствие с изложенными в настоящем документе взглядами ОБП. Вместе с тем представляется, что вариант 2 предлагает слишком широкую сферу охвата МР.
Например, в нем не предусматривается исключение для генетических ресурсов, к которым обеспечен свободный доступ (например, «сырьевых товаров»), ресурсов, находящихся за пределами действия национальных юрисдикций, или других исключенных категорий генетических ресурсов.
Исключенные объекты
Из сферы охвата МР должны быть исключены следующие объекты:
i. генетические ресурсы человека — генетические ресурсы человека должны быть исключены в соответствии с решением Конференции Сторон II/11, которое подтверждает, что «генетические ресурсы человека не входят в сферу действия Конвенции»;
ii. генетические ресурсы, приобретенные до вступления МР в силу (т.е. отсутствие обратного действия) — любые последствия должны возникать только после принятия обязательств конкретной Договаривающейся стороной;
iii. генетический материал, к которому обеспечен свободный доступ или который поступает во всеобщее пользование иным образом (например, сырьевые товары или другие генетические ресурсы, к которым обеспечен неограниченный доступ) — если к генетическим ресурсам обеспечен свободный неограниченный доступ, они не должны подпадать под сферу охвата МР;
iv. виды, перечисленные в приложении I МДОГРРППВСХ, если их использование не выходит за рамки указанного договора;
v. генетические ресурсы, находящиеся в районах за пределами действия национальной юрисдикции — КБР признает «суверенные права государств на свои природные ресурсы» (статья 15.1 КБР). С учетом вышеизложенного во избежание каких-либо сомнений ресурсы, доступ к которым осуществляется за пределами действия национальных юрисдикций, должны быть исключены из сферы охвата МР;
vi. генетические ресурсы, расположенные в регионе Договора об Антарктике — поскольку такое исключение позволит избежать конкурирующих «суверенных» притязаний на ресурсы, расположенные в регионе Договора об Антарктике, это представляется конструктивным, поэтому мы предлагаем сохранить это исключение;
vii. патогены человека, растений и животных, включая вирусы — патогены следует исключить из МР. Как представляется, включение таких ресурсов не согласуется со сферой действия Конвенции и ее целью сохранения биологических ресурсов.
Дата вступления в силу
Для того чтобы создать перспективную систему, не имеющую обратного действия, датой вступления в силу должна быть соответствующая дата международного режима, а не КБР. МР скорее всего будет устанавливать дополнительные указания или требования а отношении режимов ДГРСИВ. Доступ к генетическим ресурсам, приобретенным до вступления в силу МР, будет осуществляться в соответствии с национальным законодательством и условиями доступа и совместного использования выгод, согласованными на момент таких приобретений. МР не должен предусматривать возможность изменения обязательств, касающихся таких приобретений, после свершившегося факта. Кроме того, всецело перспективный характер применения МР улучшит обеспечение соблюдения его требований, повысив определенность для поставщиков и получателей соответствующих генетических ресурсов.
Предлагаемая формулировка, в которой указывается, что МР распространяется на «постоянные выгоды» от применения, полученные до вступления в силу КБР или самого МР, как предлагается в текущей редакции пункта II 2) b) приложения, является неадекватной, поскольку она означает ретроспективное применение МР к действиям, совершенным до вступления в силу КБР или МР. Такой подход, пытающийся регулировать действия, уже согласованные в соответствии с действующими на указанный момент времени законами о доступе и совместном использовании выгод, или пересматривать условия доступа, уже предоставленного в соответствии с этими законами, будет неработоспособным.
Взаимосвязь с другими международными организациями и соглашениями
В разделе, касающемся сферы охвата, предлагаются инструкции по обсуждению, предусматривающие «гибкость» в отношении «специализированных» систем ДГРСИВ, таких как Многосторонняя система, созданная в рамках МДОГРРППВСХ, и «особое» внимание к конкретным вопросам. Эти положения представляются инструкциями по обсуждению, которые могут оказаться полезными для ведения переговоров, но не должны включаться в окончательное соглашение.
В указанном разделе также рассматриваются взаимосвязь с МСЗНСР, который занимается вопросами защиты сортов растений, и обсуждения с Межправительственным комитетом ВОИС по интеллектуальной собственности, генетическим ресурсам, традиционным знаниями и фольклору (ГРТЗФ). МР не должен противоречить защите видов растений в рамках МСЗНСР. В этой части КБР целесообразно уделить особое внимание взаимосвязи с указанным соглашением. Аналогичным образом, Межправительственный комитет ВОИС является тем органом ВОИС, с которым надлежит обсуждать темы, касающиеся взаимосвязи интеллектуальной собственности и вопросов, связанных с КБР. Работе в Межправительственном комитете ВОИС следует уделить «особое внимание» в том смысле, что КБР должна учитывать мнения ВОИС по всем вопросам, связанным с интеллектуальной собственностью.
Генетические ресурсы, входящие в сферу компетенции Комиссии ФАО по генетическим ресурсам для производства продовольствия и ведения сельского хозяйства, возможно, заслуживают особого внимания, и по крайней мере некоторые из этих ресурсов (например, виды, перечисленные в приложении I Многосторонней системы МДОГРРППВСХ) должны быть полностью исключены. Например, генетические ресурсы животных, возможно, заслуживают особого внимания с учетом текущей работы Межправительственной технической рабочей группы по генетическим ресурсам животных для производства продовольствия и ведения сельского хозяйства в контексте ФАО.
Как отмечалось ранее, генетические ресурсы, находящиеся в районах за пределами действия национальной юрисдикции, а также ресурсы, расположенные в регионе Договора об Антарктике, должны быть исключены из МР.
Европейская ассоциация производителей семян (ЕСА)
Продукты последующей переработки
МР должен регулировать только взаимоотношения между поставщиком и стороной, получающей доступ к генетическим ресурсам, и не должен стремиться регулировать деятельность, относящуюся к последующим звеньям технологической цепочки, и (или) дериваты или продукты, разработанные на основе этих ресурсов. МР, пытающийся регулировать деятельность и продукты, относящиеся к последующим звеньям технологической цепочки, будет неработоспособным, не сможет быть реализован в принудительном порядке, а его осуществление будет крайне дорого обходиться как правительствам, так и пользователям. Расширение сферы охвата МР за счет включения продуктов последующей переработки приведет к тому, что под действие МР будут подпадать такие широко распространенные продукты потребления домашних хозяйств, как вино, хлеб и лесоматериалы. Вместо этого договоренности о совместном использовании выгод, связанные с дериватами и продуктами последующей переработки, следует определять посредством ВСУ в договоре о ДГРСИВ между сторонами, предоставляющими и получающими доступ, как предусмотрено в статье 15.7.