· Некоторые генетические ресурсы следует исключить. При определении того, какие генетические ресурсы должны входить в сферу охвата МР, стороны должны рассмотреть следующие вопросы:
o Из МР должны быть исключены генетические ресурсы человека, в соответствии с решением Конференции Сторон II/11 и Боннскими руководящими принципами.
o МР должен признавать существующие международные документы, а также исключить ресурсы, уже являющиеся предметом соглашений или переговоров в рамках других форумов, таких как Международный договор ФАО о генетических ресурсах растений для производства продовольствия и ведения сельского хозяйства (МДОГРРППВСХ) и Международная техническая конференция ФАО по генетически ресурсам животных для производства продовольствия и ведения сельского хозяйства.
o МР не должен включать генетические ресурсы, которые поступают во всеобщее пользование без каких-либо ограничений со стороны страны-поставщика.
o Генетические ресурсы, не подпадающие под действие юрисдикции любой отдельно взятой страны, должны быть исключены из сферы охвата МР. КБР не распространяется на такие ресурсы и признает только «суверенные права государств на свои природные ресурсы» (статья 15.1 КБР).
o МР не должен стремиться регулировать операции, связанные с патогенами человека, растений и животных. Можно утверждать, что патогены не входят в сферу действия самой КБР. Например, такие «ресурсы», как представляется, не подпадают под цели КБР по «сохранению» и «устойчивому использованию», в том смысле, в котором эти термины применяются в КБР. Поскольку в формулировке цели МР содержится ссылка на указанные цели КБР, лучше всего исключить патогены из сферы действия МР.
Международный союз по защите новых сортов растений (МСЗНСР)
…
Ответ МСЗНСР на уведомление от 26 июня 2003 года, направленное Исполнительным секретарем КБР относительно мнений МСЗНСР о процессе, характере, сфере охвата, элементах и методах осуществления международного режима регулирования доступа к генетическим ресурсам и совместного использования выгод»1, поддерживает мнение о том, что КБР и Конвенция МСЗНСР должны поддерживать друг друга. Исходя из этого Совет МСЗНСР на своей двадцать пятой внеочередной сессии, состоявшейся в Женеве 11 апреля 2008 года, решил: «обратиться к Конференции Сторон Конвенции о биологическом разнообразии (КБР) с просьбой рассмотреть на ее девятом совещании вопрос о включении следующих элементов в решение, касающееся «Рекомендации Рабочей группы по регулированию доступа к генетическим ресурсам и совместному использованию выгод на ее шестом совещании о возможных элементах решения о доступе и совместном использовании выгод для рассмотрения на девятом совещании Конференции Сторон»: «1. На первой странице (соображения): Признавая, что МСЗНСР поддерживает мнение о том, что Конвенция о биологическом разнообразии (КБР) и Конвенции МСЗНСР должны поддерживать друг друга2. «2. В качестве ориентира для будущего обсуждения международного режима регулирования доступа к генетическим ресурсам и совместного использования выгод: Дополнительно сообщает Специальной рабочей группе открытого состава по регулированию доступа к генетическим ресурсам и совместному использованию выгод, что любые положения, разрабатываемые ею для международного режима регулирования доступа к генетическим ресурсам и совместного использования выгод, должны обеспечивать взаимную поддержку с Конвенцией МСЗНСР3.» 1 Ответ МСЗНСР от 2003 года включен в документ UNEP/CBD/WG-ABS/3/INF/l и доступен по адресу: http://www. upov. int/en/news/2003/intro_cbd.html 2 См. пункт 3 ответа МСЗНСР от 2003 года. 3 См. пункт 16 ответа МСЗНСР от 2003 года. |
III. ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ
A. Совместное использование выгод на справедливой и равной основе
Альянс за доступ к генетическим ресурсам и совместное использование выгод (АДСИ)
Члены АДСИ понимают экономическую ценность и значение дериватов и (или) продуктов последующей переработки, связанных с генетическими ресурсами, вместе с ТЗ или без них, а также обеспокоенность многих членов КБР, являющихся развивающимися странами, относительно их значения для совместного использования выгод на справедливой и равной основе. Однако, на сегодняшний день очевидно, что РГ по регулированию ДГРСИВ не может придти к согласию даже в отношении подходящих определений и (или) их включения в МР регулирования ДГРСИВ. К тому же, в Боннских руководящих принципах представлены ценные указания и сказано, что сторонам следует решить этот важный вопрос путем обсуждения взаимосогласованных условий (ВСУ) в договорах о ДГРСИВ[17]/. АДСИ поддерживает использование этого подхода в МР регулирования ДГРСИВ, так что стороны отдельных договоров о ДГРСИВ смогут решать вопрос о дериватах и (или) продуктах последующей переработки на индивидуальной основе, учитывая поднятые в результате исследования вопросы, которые могут отличаться в зависимости от сектора.
В целом, члены АДСИ считают, что совместное использование выгод на справедливой и равной основе эффективнее всего можно обеспечить с помощью МР регулирования ДГРСИВ, в котором делается акцент на прозрачности, предсказуемости, правовой определенности, равенстве, а также описан национальный режим для всех субъектов деятельности в области ДГРСИВ. Как отмечается в Принципах АДСИ относительно ДГРСИВ, члены ДГРСИВ по-прежнему обязуются «уважать суверенные права членов КБР на их in-situ генетические ресурсы (ГР) и на совместное использование на равной основе выгод от коммерческого использования ГР и любых соответствующих сопряженных с ними традиционных знаний (ТЗ), полученных от коренных и местных общин, исходя из точного, принятого на международном уровне определения ТЗ» [18]/.
Организация биотехнологической промышленности (OБП)
ОБП поддерживает совместное использование выгод на справедливой и равной основе на условиях КБР. В КБР четко сказано, что совместное использование выгод «должно осуществляться на взаимосогласованных условиях» (см., например, статью 15.7). Следует понимать, что к любым из перечисленных потенциальных компонентов для дальнейшего рассмотрения должны применяться «взаимосогласованные условия», соответствующие КБР. Эти условия, как правило, включаются в договор или другое соглашение, выражающее согласие поставщика и получателя рассматриваемых генетических ресурсов. Кроме того, необходима прозрачность и применение стандартных принципов заключения договоров. Следовательно, попытки установить «многосторонний вариант совместного использования выгод» с помощью договорного механизма или каким-либо образом санкционировать особые условия ДГРСИВ будут противоречить принципам КБР и не будут работоспособны. Для того чтобы сохранить правовую определенность для поставщика и получателя, взаимосогласованные условия должны регулировать осуществление сделки и обеспечивать соблюдение.
Европейская ассоциация производителей семян (ЕСА)
Совместное использование выгод: льготы для селекционеров
В секторе селекции растений работоспособной системой является типовое Соглашение о передаче материалов Международного договора о генетических ресурсах растений для производства продовольствия и ведения сельского хозяйства (МДОГРРППВСХ). С его помощью доступ к генетическим ресурсам и совместное использование выгод могут быть осуществлены быстро и эффективно. Действие договора могло бы быть распространено на те зерновые культуры, которые еще не включены в приложение 1 к МДОГРРППВСХ.
Конвенция МСЗНСР включает в себя неотъемлемый принцип совместного использования выгод в виде льгот для селекционеров и других исключений, которые санкционируют свободное использование улучшенных сортов и генетического разнообразия для дальнейших селекционных мероприятий. В МДОГРРППВСХ ФАО (статья 13 d) ii)) признается концепция льгот для селекционеров, согласно которой селекционеры, которые используют в коммерческих целях сорт, включающий материал, доступ которому был получен в рамках Многосторонней системы договора (МСС), исключаются из обязательного совместного использования финансовых выгод, вне зависимости от того, доступны ли эти продукты другим без ограничений, связанных с дальнейшим исследованием и селекцией.