«Квадрат квадратов», т. к. квадрат является основой композиции стихотворения.
Если взять только первые строчки каждой из четырех строф, можно сделать интересное наблюдение:
1 2 3 4
Никогда ни о чем не хочу говорить…
2 1 4 3
Ни о чем никогда говорить не хочу…
3 4 1 2
Не хочу говорить никогда ни о чем…
4 3 2 1
Говорить не хочу ни о чем никогда!
(Соединив линией все повторяющиеся слова в данном четверостишье, мы получим 6 квадратов, что соответствует 6 сторонам куба)
Это прослеживается и в других строчках стихотворения. В результате получается оригинальное сочетание четырех кубов (наподобие известного кубика Рубика), что доказывает строгость и совершенство формы стихотворения.
«Квадрат квадратов» не изобилует средствами выразительности.
Можно отметить:
Метафоры –
«был года палачом»,
«палачу не парить»,
«заплутал меж поэм и тревог»;
одно сравнение - «точно зверь»;
два синонима в градации: «я устал, я совсем изнемог».
Отсутствие эпитетов не умаляет образность и красоту стихотворения, напротив, это позволяет сконцентрироваться на проблеме произведения.
А вот использование большого количества многоточий помогает понять состояние полной растерянности лирического героя и вместе с постановкой восклицательных знаков и многоточий в четвертой строфе - ощущение взрыва чувств, недосказанности, безнадежности и , может быть, трагедии в жизни героя. Об этом говорит и интонация стихотворения: от шепота в первой строфе до почти крика в последней строфе.
Обратим также внимание на восклицание лирического героя: « О , поверь!»
В каждой последующей строфе эта фраза сдвигается от начала строчки до конца строчки
1-2-3-4
(Мольба-просьба-требование- приказ)
Это доказывает, что образы Игоря Северянина не только звучны и зримы, но и материальны, фактурны, осязаемы.
Северянин не использует в стихотворении ни одного слова, обозначающего цвет, но с помощью ассоциаций ( палач, зверь) легко можно увидеть красный ( цвет крови) и черный(цвет смерти).
Кольцевая композиция еще раз подчеркивает замкнутость и ограниченность пространства стихотворения и неразрешимость проблемы лирического героя.
Стихотворение Игоря Северянина поражает своей оригинальностью, математической точностью, четкостью композиции, музыкальностью.
Работа над стихотворением « Квадрат квадратов» дает возможность говорить о таланте, самобытности поэта и сожалеть о том, что Игорь Северянин незаслуженно обойден вниманием читателей.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРЕЗЕНТАЦИИ
Данная презентация может быть использована на уроках литературы, посвященных изучению творчества поэтов Серебряного века; на уроках по анализу стихотворений;
в индивидуальной работе с учащимися по теме исследовательской работы по литературе , связанной с интерпретацией стихотворения и подготовкой презентации.
Методический комментарий представлен к уроку: «Интерпретация стихотворения
Игоря Северянина « Квадрат квадратов» в 11 классе».
№ слайда | Работа со слайдом | Комментарий | Подробнее… |
Слайд №1 | Изображение квадрата появляется по щелчку мыши. | Титульный лист | |
Слайд № 2 | Изображения загружаются автоматически, без щелчка мышью. | Содержание работы ( План презентации) | Гиперссылка к каждому пункту плана. |
Слайд № 3,4,5,6,7, 8,9,10. | По два щелчка в каждом слайде. | Страницы биографии Игоря Северянина. | Об эгофутуризме И. Северянина: эгофутуризм Северянина нельзя сводить эгофутуристическому эпатажу. В основе его системы лежат следующие лозунги: *Душа- единственная система. *Самоутверждение личности. *Поиски нового без отвергания старого. *Осмысленные неологизмы. *Смелые образы, эпитеты, ассонансы и диссонансы. *Борьба со «стереотипами» и «заставками». *Разнообразие метров. |
Слайд № 11,12,13,14,15,16,17. | По два щелчка в каждом слайде | Противоречивость мнений о поэте Игоре Северянине. | |
Слайд № 18,19,20. | 18-4 щелчка 19-8 20-2 щелчка | Об авангардном течении в искусстве ХХ века футуризме. | |
Слайд № 21,22,23,24. | 21- бегущая строка. 22-2 щелчка 23-2 щелчка 24-2 щелчка,2 гиперссылки | Название стихотворения « Квадрат квадратов» | Прочитать стихотворение, интонируя все знаки препинания ( Индивидуальная подготовка учащегося или запись чтения артиста) |
Слайд № 25,26,27,28. | 25-2 щелчка 26- 2 щелчка 27-2 щелчка, замена цвета 28-каледоскоп-1 щелчок | Построение стихотворения, вопросы стихосложения, ритм, ритмика, новаторство Северянина в области стихосложения. | Понятие литературной комбинаторики. |
Слайд №29,30,31. | 29-2 щелчка, выпад букв 30- 31- | Понятие лирический герой, раскрытие характера лирического героя. | Образ клетки, лабиринта, тюрьмы. |
Слайды № 32, 33, 34, 35. | 32- гиперссылки-7 (туда и обратно) | Особенности языка стихотворения. Словарная работа. Ассоциативные связи. | Обращение к словарным статьям ( гиперссылки), Рассказ о жеводанском звере. Это загадочное существо, зверь- людоед, терроризировав ший французскую провинцию Жеводан ( юг Франции) с 1764 по 1767 гг. С ним связана легенда о Железной маске. О картине М. Врубеля « Демон». Демон- символический образ. « Это дух страдающий, но не злобный» Художник показывает нам одиночество, безысходность человека, чьи титанические силы не находят себе применения. |
Слайд № 35,36,37,38,39,40. | 36-1 щелчок 37-2 щелчка 38- 2щелчка 39-13 щелчков 40-3 щелчка | «Квадрат квадратов» в искусстве. Казимир Малевич. Супрематизм. Тайна « Черного квадрата» Работы архитектора А.М. Родченко. О « Томных грезах» В. Брюсова Песня Ильи Зусковича «Квадрат квадратов» на слова И. Северянина | О музыкальности стихов Игоря Северянина. В 1930 С.С. Прокофьев выразил мнение, что у Северянина имелись « начатки» композиторского дарования. Особенно он восхищался стихотворением « Квадрат квадратов» На стихи Северянина писали музыку С. В. Рахманинов, М. Якобсон,, А.Н. Вертинский. Названия стихов говорит и об особенном отношении поэта к музыке. «Увертюра», «Рондо». «Соната», « Прелюдия», «Романс». |
Слайд №41 | 41-6 щелчков | Вопросы. | Дать возможность учащимся ответить на вопросы. Делать паузы. |
Слайд № 42, 43, 44,45,46,47,48. | По 2 щелчка на словарную статью | Словарные статьи: изнемогать, палач, парить, зверь, заплутать, поэма, тревога. | |
Слайд № 49 | - | Контактная информация |
Библиография:
1. Игорь Северянин. « Менистрель». Новейшие поэзы. Изд. « Москва». Берлин, 1921.
2. Ахмедова Ю.А. Стилистические особенности лирики Игоря- Северянина ( Текст). «Русский язык в школе» 2007,№7.
3. Ахмедова Ю.А.Эгофутуризм Игоря- Северянина//Знание.Понимание.Умение- Москва: Издательство Московского гуманитарного университета, 2008,№1.//
4. С. Бавин, И. Семибратова. Судьба поэтов Серебряного века. Русская государственная библиотека. Москва: книжная палата, 1993.
5. mhtml:fileF:/ Говорит Москва_ Искусство авангарда_ Генезис изобразительных форм.mht
6. htt://severyanin.narod.ru/Sun/sun8.htm
7. Аннотированная таблица материалов по теме.