Смекни!
smekni.com

Методические рекомендации по написанию контрольных работ слушателями заочной формы обучения 030501. 65 Юриспруденция (стр. 11 из 14)

Раскрытие второго вопроса следует предварить краткой характеристикой основных исторических этапов развития философии математики. После этого необходимо последовательно охарактеризовать основные способы понимания природы предметов математики в истории философии. Характеризуя научно-философские представления о числе в эпоху античности, особое внимание следует уделить символической интерпретации числа у пифагорейцев, идеалистическое понимание числа у Платона, доказательство нетождественности числа к эйдосу у Аристотеля, а также обожествление чисел у неоплатоников. Говоря о специфике понимания предметов математики в средневековой философии, следует коснуться проблемы существования идей в мышлении Бога. Раскрывая субъективную интерпретацию числа в философии Нового времени, нужно как можно подробнее остановиться на проекте математического естествознания, выдвинутом в научно-исследовательских программах Р. Декарта и Г. Галилея, а также на значении дифференциального исчисления, открытого И. Ньютоном и Г. В. Лейбницем для дальнейшего развития философии математики. Завершить раскрытие второго вопроса можно краткой характеристикой психологического подхода к пониманию предметов математики, разработанного в эмпириокритицизме Э. Маха и Р. Авенариуса.

Давая краткую характеристику основным программам обоснования математики в западноевропейской и отечественной философии, следует остановиться на доказательстве идеальной сущности числа в феноменологии Э. Гуссерля, продолжающем оказывать значительное влияние на современное понимание характера математической реальности. Излагая взгляды представителей аналитической философии на природу математического знания, следует уделить внимание концепции математических типов в неореализме Б. Рассела, а также опровержение идеальной природы числа у позднего Л. Витгенштейна. Завершить изложение третьего вопроса следует сопоставлением фундаменталистского и социокультурного подходов к пониманию предметов математики.

Литература

1. Гайденко П. П. Научна рациональность и философский разум. М.: Прогресс-Традиция, 2003.

2. Гайденко П. П. История новоевропейской философии в ее связи с наукой: Учебное пособие для вузов. М.: ПЕР СЭ; СПб.: Университетская книга, 2000.

3. Новая философская энциклопедия. Т.2. — М.: Мысль, 2001.

4. Кармин А. С., Бернадский Г. Г. Философия. — СПб.: Издательство ДНК, 2001.

5. Степин В. С. Философия науки. Общие проблемы. М.: Гардарики, 2006.

6. Философия: Учебник/Под ред. В. Д. Губина, Т. Ю. Сидориной. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Гардарики, 2005.

7. Моисеева Н. А., Сороковикова В. И. Философия: Краткий курс. – СПб.: Питер, 2008.

8. Философия социальных и гуманитарных наук: Учебное пособие для вузов/Под общ. ред. проф. С. А. Лебедева. М.: Академический проект, 2006.

Дополнительная

1. Гайденко П.П. История греческой философии в её связи с наукой: Учебное пособие для вузов. М.: ПЕР СЭ; СПб.: Университетская книга, 2000. С. 32-37; 41-44; 132-136; 136-139; 139-143; 150-153; 156-163; 173-178; 269-274.

2. Кун Т. Структура научных революций. М.: АСТ, 2003.

3. Горохов В. Г. Концепции современного естествознания и техники: Учебное пособие. — М.: ИНФРА-М, 2000.

4. Перминов В. Я. Философия и основания математики. – М.: Прогресс-Традиция, 2001.

5. Расева Е., Сикорский Р. Математика математики. — М.: «Наука», 2002.

6. Рассел Б. Введение в математическую философию. М.: Гносис, 1998.

7. Шуман А. Математическая логика и общая алгебра для философов. — Мн.: Экономпресс, 2002.

8. Шуман А.Н. Философская логика: Истоки и эволюция. Мн.: Экономпресс, 2001.

Вариант 21.

Контрольный вопрос

Проблема человека в философии

Примерный план

1. Сущность и основные вопросы антропологии.

2. Основные трактовки сущности человека.

3. Проблемы происхождения человека и смысл человеческой жизни.

Методические указания

В начале первого вопроса следует указать, что проблема человека в философии не только вечная, но и важнейшая и универсальная. Другими словами, эта тема транзитом проходит через все философские системы прошлого и настоящего. Поэтому многие мыслители проблему человека определяли и определяют как основной вопрос философии. Отсюда следует необходимость осуществить краткий экскурс в историю философии с тем, чтобы обозначить основные антропологические концепции. После этого определите философскую антропологию как учение о человеке. Укажите место человека в научной картине мира. Раскройте философскую концепцию человека как предпосылку его изуче­ния в различных науках.

В начале ответа на второй вопрос следует рассмотреть различные подходы к объяснению сущности человека. В частности, изложить специфику биологического подхода, представленного такими мыслителями, как П.Кабанис, Я.Молешотт, Ч.Ломброзо и др. После этого вполне логично перейти к раскрытию взглядов представителей социального дарвинизма Г.Спенсер, Ж.Гобино и др. Затем необходимо остановиться на анализе психологического подхода к объяснению сущности человека. В частности, охарактеризовать учение З. Фрейда о роли бессознательного в поведении человека. Затем необходимо проследить развитие психоло­гического подхода в решении проблемы человека в неофрейдизме, представленного А.Адлером, К. Г. Юнгом, Э. Фроммом и др. В завершении изложения второго вопроса следует осветить взаимосвязь социального и биологиче­ского начал в человеке.

Изложите третьего вопроса следует начать с указания на то обстоятельство, что проблемы антропогенеза и смысла человеческого существования являются, с одной стороны, взаимосвязанными, а с другой — служат обоснованием того или иного понимания сущности человека. После этого следует кратко охарактеризовать естественнонаучное учение о человеке как продукте эволюции. В частности, изложить суть гипотезы Ч. Дарвина и проблему «недостающего звена», сформулированную Геккелем. Затем вполне логично перейти к раскрытию трудовой теории Ф. Энгельса о происхождении человека и связанных с ней современных ин­терпретаций. Излагая учение о человеке и его эволюции в концепции Т. де Шардена, подчеркните ее религиозный характер. В завершении изложения третьего вопроса следует привести исторические примеры философских учений, отрицающие смысл человеческой жизни (Перрон, А. Шопенгауэр, Л. Витгенштейн), а также исторические примеры формальных (И. Кант, М. Хайдеггер) и содержательных (Платон, Маркс) концепций, утверждающих смысл человеческого существования.

Литература

1. Философия: Учебное пособие для высших учебных заведений/Под ред. В. П. Кохановского. – Изд. 12-е. – Ростов-н/Д.: Феникс, 2006.

2. Алакшина И. С., Геворкян А. Э., Тенекчиян А. А. Философия для студентов вузов. Ростов-н/Д., 2006. С. 70-74, 76-78, 83-85.

3. Философия: Учебник/Под ред. В. Д. Губина, Т. Ю. Сидориной. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Гардарики, 2005. С. 569-573, 573-579, 579-581, 581-584, 590-595.

4.Моисеева Н. А., Сороковикова В. И. Философия: Краткий курс. – СПб.: Питер, 2008. С. 214-220, 220-228, 228-237.

5. Самойлов С. Ф. Систематическая философия. – Краснодар, 2006. С. 55-60, 60-64.

6.Никифоров А. Природа философии: основы философии. М.: Идея-пресс, 2001. С. 159-167.

7.Виндельбанд В. История новой философии в ее связи с общей2 культурой и отдельными науками. М.: Терра, 2000, Т. 2. От Канта до Ницше.

8.Канке В. А. Философия. Исторический и систематический курс. М.: Логос.

9.Философский энциклопедический словарь, М., 2003.

Дополнительная

1. Путь в философию. Антология: М., Спб.: Университетская книга, 2001. С. 303-307.

2. Хрестоматия по философии. Учебное пособие для ВУЗов / под ред. В. Кохановского и В. Яковлева 2-е изд. – Ростов – на - Дону, 2001

3.Гуссерль Э. Кризис европейского человечества и философия // Сочинения. – М., 2002.

4.Кассирер Э. Избранное. Опыт о человеке. – М.: Гардарика, 1998. С. 444-506, 514-524.

5. Балашов Л. Е. Практическая философия. М., 2001.

6.История этических учений: Учебник/Под ред. А. А. Гусейнова. — М.: Гардарики, 2003. С. 364—401, 673—696, 753—771.

7.Шелер М. Формализм в этике и материальная этика ценностей// Антология реалистической феноменологии. Под ред. Д. Атласа и В. Куренного. Институт философии, теологии и истории Св. Фомы. — М., 2006. С. 295—331.

8.Аристотель. Поэтика; Риторика; О душе.— М.: Мир книги, Литература, 2007. С.344—375.

Вариант 22.

Контрольный вопрос

Специфика социального познания.

Примерный план

1. Основные направления социально-философского познания.

2. Общество как предмет социально-философского познания.

3. Социальные отношения и способы их понимания в социально-философском знании.

Методические указания

В начале первого вопроса необходимо дать определение социальной философии. назвать время ее возникновения и раскрыть основные этапы ее становления. После этого следует подчеркнуть, то специфика философского подхода к исследованию общества заключается в установлении причин сущности. Целей и общих закономерностей его развития. Завершая общую характеристику социальной философии, необходимо указать на то, что она играет роль теоретической базы большинства общественных наук, в том числе психологи и социологии.

Раскрывая вклад социальной философии в социальное познание, необходимо подчеркнуть, что он заключается в создании теоретических моделей развития общества. Затем нужно дать краткую характеристику материалистическому, идеалистическому и натуралистическому подходам к пониманию сущности общества и закономерности его развития. указываются важнейшие представители этих направлений и узловые моменты их учений.

В начале изложения содержания второго вопроса дается определение общества как системы, указывается на наличие объективной и субъективной сторон общественного бытия. после этого последовательно характеризуются материально-производственное, социальное и политическая сферы общества. Указываются причины их существования и раскрываются важнейшие функции, которые они играют по отношению к социальному целому.