Смекни!
smekni.com

Методические рекомендации по написанию контрольных работ слушателями заочной формы обучения 030501. 65 Юриспруденция (стр. 12 из 14)

Приступая к раскрытию третьего вопроса, необходимо раскрыть узкое и широкое значение термина «социальное», указав при этом, какой из них используется преимущественно в социологии и какой – в социальной философии.

После этого следует перейти к характеристики понятия «социальные отношения» и последовательно изложить материалистические, натуралистические и идеалистические подходы к их объяснению. При этом следует указать как на сильные, так и на слабые стороны данных подходов.

Литература

1. Алексеев П. В. Социальная философия: Учеб. пособие. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. С. 181-201, 201-234.

2. Философия: Учебное пособие для высших учебных заведений/Под ред. В. П. Кохановского. – Изд. 12-е. – Ростов-н/Д.: Феникс, 2006.

3. Алакшина И. С., Геворкян А. Э., Тенекчиян А. А. Философия для студентов вузов. Ростов-н/Д., 2006. С. 124-131.

4.Философия: Учебник/Под ред. В. Д. Губина, Т. Ю. Сидориной. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Гардарики, 2005. С. 455-459, 459-462, 462-466, 466-469, 469-482.

5.Моисеева Н. А., Сороковикова В. И. Философия: Краткий курс. – СПб.: Питер, 2008. С. 181-187, 187-193.

6.Самойлов С. Ф. Систематическая философия. – Краснодар, 2007. С. 64-69, 69-73.

7. Никифоров А. Природа философии: основы философии. М.: Идея-пресс, 2001. С. 132-142.

8. Философия социальных и гуманитарных наук: Учебное пособие для вузов/Под общ. ред. проф. С. А. Лебедева. М.: Академический проект, 2006. С. 69-152, 194-216, 523-568.

Дополнительная

1. Теория и методы в социальных науках. М.: РОС ПЭН, 2004.

2. Гайденко П. П. Научная рациональность и философский разум. М.: прогресс-Традиция, 2003.

3. Степин В. С. Теоретические знание. М.: Гардарики, 2000.

4. Уэбстер В. Теория информационного общества. М.: Аспект-Пресс, 2004.

5. Нарыков Н. В., Фатальникова Е. В. Ценностный и объективистский подходы в социологическом анализе явлений культуры. – Краснодар, Краснодарский университет МВД России, 2006. С. 7-41, 82-103.

6. Философия. Учебник для ВУЗов. / под ред. В. Кохановского и В. Яковлева – Ростов – на – Дону, 5-е изд, 2001.

7. Фромм Э. Здоровое общества. М.: АСТ, 2005.

8. Конт О. Дух позитивной философии. (Слово о положительном мышлении). – Ростов н/Д.: Феникс, 2003. С. 237-250.

Вариант 23.

Контрольный вопрос

Сущность философии истории

Примерный план

1. История как предмет философии.

2. Методологические подходы к понимания истории.

3. Основные этапы развития философии истории.

Методические указания

Начиная изложение первого вопроса, необходимо отметить, что философия истории является более молодой дисциплиной, нежели основные разделы философского знания: онтология, гносеология, этика. Это объясняется тем, что античность не знала понятия развития, то есть появления чего-либо нового. В связи с этим, социально-исторические события рассматривались не как нечто уникальное, а как уже имевшее место. Подлинная философия истории берет свое начало в христианской религиозной мысли, а именно в учении Блаженного Августина и связана с признанием направленности и линейности исторического процесса. к основным проблемам современной философии истории можно отнести такие проблемы, как вопросы методологии исторического познания, смысл и направленность исторического процесса.

В начале изложения второго вопроса следует раскрыть специфику философско-исторической методологии, которая заключается в использовании таких приемов, как дескрипция, идеальная типизация, суждение по аналогии и т.д. После этого будет логично рассмотреть какую-либо конкретную проблему философско-исторического познания, например, проблему единства исторического процесса. при этом необходимо раскрыть значение и трудности ее решения. Затем нужно изложить идеалистический и материалистический варианты монистического подхода к решению данной проблемы, проиллюстрировав их учениями современных отечественных и западных философов. В завершении раскрытия второго вопроса следует кратко охарактеризовать и проиллюстрировать плюралистический подход к решению проблемы единства истории.

В начале изложения третьего вопроса необходимо подчеркнуть, что историческое восприятие социальной жизни является во многом специфической чертой западноевропейского мышления. После этого необходимо охарактеризовать способы понимания исторического процесса в античности, средневековье и в эпоху Нового времени. Затем следует последовательно раскрыть специфику древнегреческого понимания исторических событий, характерные черты средневековой философии истории, важнейшие принципы новоевропейской философии истории. Завершить ответ на третий вопрос нужно рассмотрением учений крупнейших представителей философии истории ХХ века: Р. Д. Коллингвуда, А. Д. Тойнби, К. Ясперса.

Литература

1. Алексеев П. В. Социальная философия: Учеб. пособие. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. С. 129-150.

2. Философия: Учебное пособие для высших учебных заведений/Под ред. В. П. Кохановского. – Изд. 12-е. – Ростов-н/Д.: Феникс, 2006.

3. Алакшина И. С., Геворкян А. Э., Тенекчиян А. А. Философия для студентов вузов. Ростов-н/Д., 2006. С. 136-145.

4. Философия: Учебник/Под ред. В. Д. Губина, Т. Ю. Сидориной. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Гардарики, 2005. С. 439-455, 595-616.

5. Моисеева Н. А., Сороковикова В. И. Философия: Краткий курс. – СПб.: Питер, 2008. С. 193-202.

6.Самойлов С. Ф. Систематическая философия. – Краснодар, 2006. С. 73-78.

7.Философия социальных и гуманитарных наук. Учебное пособие для вузов/Под. общ. ред. проф. С. А. Лебедева. М.: Академический проект, 2006. С. 647—705.

8.Никифоров А. Природа философии: основы философии. М.: Идея-пресс, 2001. С. 120—123.

Дополнительная

1. Канке В. А. Философия. Исторический и систематический курс. М., 2000.

2. Риккерт Г. Философия истории // Философия жизни: Пер. с нем. – Киев: Ника-Центр, 1998. С. 167-268.

3. Кассирер Э. Логика наук о культуре // Избранное. Опыт о человеке. – М.: Гардарика, 1998. С. 7-155.

4.Панарин А. Философия истории. М., 1999.

5.Шеллинг Ф. В. Философия Откровения. СПб., Наука, 2000.

6.Конт О. Дух позитивной философии. (Слово о положительном мышлении). Ростов н/Д.: Феникс, 2003.

7.Дильтей Э. Воззрение на мир и ислледование человека со времен Возрождения и Реформации. М.—Иерусалим: Университетская книга, 2000.

8. Арон Э. Избранное: Введение в философию истории. М.: ПЭР СЭ; СПб.: Университетская книга, 2000.

Вариант 24.

Контрольный вопрос

Структура общественного сознания

Примерный план

1. Исторические этапы формирования понятия общественного сознания.

2. Характер и функции психологического уровня общественного сознания.

3. Характер и функции идеологического уровня общественного сознания.

Методические указания

Ответ на первый вопрос следует начать с раскрытия понятия общественного сознания и указания основных исторических этапов его формирования. Рекомендуется начать освещение формирования понятия общественного сознания с изложения учения Канта о разделении разума на теоретический, практический и эстетический. Затем необходимо последовательно раскрыть понятие «объективный дух» у Гегеля, учение Маркса о формах общественного сознания, понятие Dasmann и подлинная экзистенция у М. Хайдеггера. Особое внимание следует уделить учениям об «Оно» и «СверхЯ» у Фрейда и концепции «коллективного бессознательного» К. Г. Юнга. В завершении ответа на первый вопрос необходимо сопоставить философский и психологические подходы к исследованию массового сознания.

Начинать изложение второго вопроса нужно с прослеживания взаимосвязи понятий «общественное сознание» и «общественное бытие». После этого необходимо выяснить отношение понятий «массовое сознание» и «общественное сознание», указав при этом моменты их сходства и различия. Характеризуя важнейшие структурные элементы общественного сознания, следует определить общественную психологию как первую ступень общественного сознания. При этом необходимо перечислить и раскрыть основные функции общественной психологии. В завершении изложения первого вопроса нужно продемонстрировать связь общественной психологии с правосознанием.

Изложение третьего вопроса следует начать, указав характерные черты общественной идеологии, к числу которых относится наличие определенных ценностных ориентиров, присутствие детально разработанной теоретической базы, наличие четко сформулированных форм отношения к действительности. После этого необходимо проследить связь теоретического сознания с идеологией, моменты их совпадения и противоречия. Логическим продолжением данной проблемы является диалектическая взаимосвязь идеологии и общественной психоло­гии, которую следует раскрыть, коснувшись проблемы влияние идеологии на правовую политику государства.

Литература

1. Алексеев П. В. Социальная философия: Учеб. пособие. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004.

2. Алакшина И. С., Геворкян А. Э., Тенекчиян А. А. Философия для студентов вузов. Ростов-н/Д., 2006. С. 136-145.

3.Философия: Учебник/Под ред. В. Д. Губина, Т. Ю. Сидориной. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Гардарики, 2005. С. 482-496, 496-522, 616-640, 646-648, 648-650.

4.Моисеева Н. А., Сороковикова В. И. Философия: Краткий курс. – СПб.: Питер, 2008. С. 228-237.

5.Самойлов С. Ф. Систематическая философия. – Краснодар, 2006. С. 78-83.