Смекни!
smekni.com

Методические рекомендации по написанию контрольных работ слушателями заочной формы обучения 030501. 65 Юриспруденция (стр. 2 из 14)

Варианты контрольных работ и методические рекомендации по их выполнению

Вариант 1.

Контрольный вопрос

Философия, ее роль в обществе

Примерный план

1. Мировоззрение, его структура и основные формы.

2. Философия как специфическая форма мировоззрения.

3. Сущность и функции философии.

Методические указания

Ответ на первый вопрос следует начать с определения понятия мировоззрения, описания его общественно-исторического характера и структуры. Следует подробно охарактеризовать основные уровни мировоззрения: мироощущение, миропредставление, миропонимание, а также сопоставить мировоззрение с другими формами знания, прежде всего, с наукой и искусством.

Второй вопрос следует начать с краткой характеристики дофилософских мировоззрений. После этого нужно определить философию как форму мировоззрения, место философского знания в мировоз­зрении человека, специфику философского знания. Указать на отличие философии от научного, мифологического и религиозного типов мировоззрения. Рассказать о структуре философского знания. В завершении следует озвучить основной вопрос философии, раскрыть его стороны, а также предмет и область исследования философии.

Третий вопрос предполагает рассмотрение философии в контексте культуры. Укажите на источники философского знания, взаи­моотношение философии и конкретных естественных, социальных и гума­нитарных наук. Следует осветить методологическую роль философии по отношению к психологическим, экономическим, политическим, педагогическим и правовым наукам. Расскажите о социальной обусловленности философ­ских учений, месте и роли философии в системе культуры. Раскройте причину множе­ственности философских учений. Попытайтесь определить значение философского знания для своей специальности.

Литература

Основная

1. Алексеев П. В., Панин А. В. Философия: Учебник. 3-изд., перераб., доп. М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2006.С. 4-77.

2. Путь в философию. Антология: М., Спб.: Университетская книга, 2001. С. 15-33, 123-137, 145-159, 203-219, 228-303.

3. Алакшина И. С., Геворкян А. Э., Тенекчиян А. А. Философия для студентов вузов. Ростов-н/Д., 2006. С. 3-11.

4. Берус В. В. Философская культура в правоведении: Учебно-методическое пособие. – Барнаул: Барнаульский юридический институт МВД России, 2004.

5. Моисеева Н. А., Сороковикова В. И. Философия: Краткий курс. – СПб.: Питер, 2008. С. 11-13, 13-18, 18-21, 21-24, 24-29, 29-31.

6. Самойлов С. Ф. История философии: Учебное пособие, Краснодар: Краснодарский университет МВД России, 2007. С. 5-9.

7. Философия: Учебник/Под ред. В. Д. Губина, Т. Ю. Сидориной. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Гардарики, 2005. С. 13-19.

8. Никифоров А. Л. Природа философии: Основы философии. М.: Идея-пресс, 2000. С. 57-78, 96-109, 109-123.

Дополнительная

1. Гудинг Д., Ленокс Дж. Мировоззрение: человек в поисках истины и реальности/Пер. с англ. Барчуновой Т. В. Т.2, кн. 2. – Ярославль: «Норд», 2004.

2. Философия: Учебное пособие для высших учебных заведений/Под ред. В. П. Кохановского. – Изд. 12-е. – Ростов-н/Д.: Феникс, 2006.

3. Гильдебранд Д. Смысл философского вопрошания и познания//Антология реалистической феноменологии. — М.: Институт философии, теологии и истории Св. Фомы, 2006.

4. Яковенко Б. В. Что такое философия// Яковенко Б. В. Мощь философии. СПб., Наука, 2000. С. 91-164.

5. Джеймс У. Введение в философию; Рассел Б. Проблемы философии/Под ред. А.Ф. Грязнова. —М.:Республика, 2000.

6. Делез Ж., Гваттари Ф. Что такое философия? М.: Институт экспериментальной социологии. СПб., Алетейа, 1998.

7. Вундт В. Введение в философию/Под ред. А. Л. Субботина. — М.: ЧеРо, Добросвет, 1998.

8. Дильтей В. Воззрения на мир и исследование человека со времен Возрождения и Реформации. М.— Иерусалим: Университетская книга, 2000.

Вариант 2.

Контрольный вопрос

Философия Древнего Востока

Примерный план

1. Специфика восточной философской мысли.

2. Религиозно-философские системы Древнего Китая.

3. Религиозно-философские системы Древней Индии.

Методические указания

В начале изложения первого вопроса охарактеризуйте древневосточную религиозно-философскую мысль. Назовите трудности, стоящие на пути ее определения в качестве философии в западноевропейском значении этого слова. Раскройте такие специфические черты древневосточной мысли, как связь с религиозной традицией, ориентация на мистическую практику, символизм. Укажите причины актуальности древневосточной религиозно-философской мысли для современной западноевропейской философии.

Изложение второго вопроса следует начинать с общей характеристики древнекитайского мировоззрения. Его важнейшими чертами являются направленность на достижение практических результатов и реальных жизненных благ, таких как здоровье, долголетие, спокойствие, мудрость. Мир в представлении китайцев предстает реальным, но имеющим энергетическую природу. Затем следует остановиться на характеристике центральных категорий древнекитайской философии, таких как дао, инь, янь и др. После этого нужно раскрыть различие подходов в понимании дао в даосизме и конфуцианстве. Необходимо заострить внимание на различии социально-философских взглядов Лао-цзы и Кофуция.

Третий вопрос следует раскрывать с указания на субъективный характер древнеиндийского мировоззрения, на производность реальности на сознание. Затем нужно назвать важнейшие черты основных периодов развития древнеиндийской религиозно-философской мысли. После этого нужно кратко охарактеризовать шесть так называемых ортодоксальных школ в брахманизме. При изложении философии буддизма следует рассмотреть такие понятия, как «восемь НЕ», «сознание Будды», «дхармы», «майа».

Литература

1. Древнеиндийская философия. Начальный период. М.; 1972.

2. Древнекитайская философия.В 2-х томах. М.; 1973.

3. История философии. Учебник для ВУЗов. / под ред. В. Кохановского и В. Яковлева – Ростов – на – Дону, 2-е изд, 2003.

4. Стрелецкий Я.И. История философии: Курс лекций. Краснодар, КЮИ МВД РФ, 2001

Дополнительная:

1. Франкфорт Г. и др. В преддверии философии. М; 1984.

2. Фэн Ю-лань. Краткая история китайской философии. Спб.; 1998.

3. Чаттерджи С., Датта Д. Индийская философия. М; 1994.

Вариант 3.

Контрольный вопрос

Греческая натурфилософия

Примерный план

1. Общая характеристика античной философии.

2. Проблема первоначала в ранней натурфилософии.

3. Поздняя натурфилософия.

Методические указания

Начните изложение первого вопроса с раскрытия причин возникновения философии в Древней Греции. Дайте краткую характеристику мифогенной, гносеогенной, социально-экономической и географической теориям возникновения древнегреческой философии. После этого дайте анализ таких основных характерных черт античной философии, как космоцентризм, рационализм, пантеизм, эстетизм. Затем необходимо кратко изложить античную картину мира, подчеркивая ее рациональный характер и одновременно прямую связь с мифологическим сознанием. Завершить изложение первого вопроса следует указанием хронологических границ античной философии и краткой характеристикой важнейших периодов ее развития.

Раскрытие второго вопроса нужно начать с краткой характеристикой проблемы первоначала в древнегреческой философии. Затем необходимо изложить качественный подход к ее решению, поддержанный Фалесом, Анаксимандром, Анаксименом, Гераклитом. Особое внимание следует уделить космической интерпретации души у милетцев и учению Гераклита о «влажной» и «сухой» душе. После этого будет вполне логичным перейти к анализу количественного подхода, представленного Ксенофаном Колофонским, Парменидом и Зеноном Элейским. Более подробно следует осветить онтологические и гносеологические аспекты учения Парменида о едином бытии.

Характеризуя гармонический подход к решению проблемы первоначала, необходимо раскрыть символическое понимание числа, разработанное Пифагором, Гикетом и Филолаем. Особое внимание следует уделить пифагорейскому учению о метапсихозе. В завершении изложения второго вопроса, необходимо подчеркнуть натуралистический характер понимания души у ранних греческих философов.

Изложение третьего вопроса нужно начать с раскрытия причин перехода от монистической к плюралистической точки зрения на проблему архе (первоначала). Обозначьте основные формы ее решения в поздней натурфилософии. Последовательно изложите взгляды Эмпедокла на устройство мира и причины изменений, возникающих в нем. Особое внимание необходимо уделить атомистической концепции Демокрита, в частности, его учению о душе и обусловленности человеческой воли. Затем следует раскрыть понятия философии Анаксагора «нус» (ум) и «гомеомерии». При этом следует подчеркнуть идеалистические тенденции в учении Анаксагора, приведшие греческую философию к отказу от натуралистического понимания души.