Смекни!
smekni.com

Методические рекомендации по написанию контрольных работ слушателями заочной формы обучения 030501. 65 Юриспруденция (стр. 3 из 14)

Литература

1. Путь в философию. Антология: М., Спб.: Университетская книга, 2001. Путь в философию. Антология: М., Спб.: Университетская книга, 2001.

2. Вунд В. Введение в философию/Под ред. А. Л. Субботина. М.: ЧеРо, Добросвет, 1998. С. 78-80, 80-86.

3. Алакшина И. С., Геворкян А. Э., Тенекчиян А. А. Философия для студентов вузов. Ростов-н/Д., 2006. С. 11-17.

4. Алексеев П. В., Панин А. В. Философия: Учебник. 3-изд., перераб., доп. М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2006.

5. Гайденко П.П. История греческой философии в её связи с наукой: Учебное пособие для вузов. М.: ПЕР СЭ; СПб.: Университетская книга, 2000 С. 15-49, 49-63, 63-91, 91-109, 109-132, 178-197, 197-215, 220-226, 279-287.

6. Философия: Учебник/Под ред. В. Д. Губина, Т. Ю. Сидориной. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Гардарики, 2005. – 828 с.

7. Самойлов С. Ф. История философии: Учебное пособие, Краснодар: Краснодарский университет МВД России, 2007. С. 15-24.

8. Шершеневич Г. Ф. История философии права. — СПб.: Издательство «Лань», 2001.С. 37—40.

Дополнительная

1. Гудинг Д., Ленокс Дж. Мировоззрение: человек в поисках истины и реальности/Пер. с англ. Барчуновой Т. В. Т.2, кн. 2. – Ярославль: «Норд», 2004.

2. Философия: Учебное пособие для высших учебных заведений/Под ред. В. П. Кохановского. – Изд. 12-е. – Ростов-н/Д.: Феникс, 2006. – 576 с.

3. Киссель В. Я., Риберти В. В. Галерея античных философов: в 2-х тт. М.: Фаир Пресс, 2002.

4. Кохановский В. П., Лешкевич Т. Г., Матяш Т. П., Фатхи Т. Б. Основы философии науки: Учебное пособие для аспирантов. Ростов-н/Д.: Феникс, 2005. – 608 с.

5. Хрестоматия по философии. Учебное пособие / под ред. Алексеева П.В., Панина А.В. 2-е изд. – М., 2002

6. Хрестоматия по философии. Учебное пособие для ВУЗов / под ред. В.Кохановского и В.Яковлева 2-е изд. – Ростов – на – Дону, 2001

7. Асмус В.Ф. Античная философия. 2-е изд. – М., 2001.

8. Аристотель. Метафизика. Переводы. Комментарии. Толкования/Сост. С. И. Еремеева. — СПб.: Алетейа, 2002, С. 36-41, 41-44, 44-48.

Вариант 4.

Контрольный вопрос

Классическая греческая философия.

Примерный план

1.Философские взгляды софистов и Сократа.

2.Проблема идеального начала в классический период античной философии.

3.Понимание пути достижения человеческого счастья в школах эллинистического периода.

.Методические указания

При изложении первого вопроса раскройте значение термина «антропологический поворот», укажите причины и характер изменений, произошедших в греческой философии в 5 веке до н. э. Изложите основные моменты учения софистов опознании, истине и смысле человеческой жизни. Кратко охарактеризуйте важнейшие разделы философии Сократа: учения о понятии, диалектическом методе и добродетели. Раскройте закономерности перехода от антропологического к объективному идеализму.

Изложение второго вопроса нужно начать с указания как преемственности, так и принципиального различия во взглядах Сократа и Платона. в частности, следует указать на дополнение Платоном сократовского учения о понятии собственной концепцией идей. После этого необходимо раскрыть основные аспекты идеального начала по Платону: идея как понятие, идея как род, идея как эйдос, идея как благо, идея как идеал. В процессе раскрытия содержания философии Платона особое внимание нужно уделить его учению «О душе», а именно доказательству ее бессмертия, наличию в ней вожделеющей и разумной частей, а также на зависимость перерождения души от поведения и ценностных ориентиров индивида.

Раскрытие философской системы Аристотеля как правило, обычно начинают с критики концепции Платона. После этого следует изложить онтологические и космологические взгляды Стагирита, в частности, его учение об индивидуальной вещи как подлинной сущности, представляющей собой единство формы и материи.

Особое внимание при изложении Аристотеля необходимо уделить его философско-психологическим взглядам, в частности, нужно подчеркнуть космологическое понимание души Аристотелем. После этого следует последовательно охарактеризовать растительную, животную разумную части души. В завершении раскрытия третьего вопроса необходимо подчеркнуть как рационалистический характер философской психологии Аристотеля, так и ее значение для последующего развития психологической мысли.

При изложении третьего вопроса дайте краткую характеристику эллинистической философии. Раскройте причины поиска методов достижения умиротворения души в качестве главного предмета философствования. Назовите представителей кинизма, укажите причины, заставившие их подвергнуть критике современные им социальную жизнь и теоретическую мысль. После этого дайте краткую характеристику раннему, среднему и позднему стоицизму. Более подробно следует остановиться на анализе учений римских стоиков Сенеки, Эпиктете и Марке Аврелии. При этом необходимо раскрыть специфику стоического понимания добродетели. Характеризуя взгляды античных скептиков, необходимо привести доводы в пользу недостоверности данных разума и чувств. При изложении взглядов Эпикура, следует начать с изменений, внесенных им в атомизм Демокрита, а затем перейти к его учению о душе и добродетельной жизни. Особое внимание необходимо уделить онтологическим и философско-психологическим взглядам неоплатоников, поскольку они оказали сильнейшее воздействие на развитие средневековой религиозно-философской мысли. В завершении ответа на третий вопрос следует коснуться социально-политических причин обращения античных философов к поискам путей умиротворения души.

Литература

1.Аристотель. Поэтика; Риторика; О душе / Пер. с древнегреч. – М.: Мир книги, Литература, 2007. С. 283-309.

2.Алакшина И. С., Геворкян А. Э., Тенекчиян А. А. Философия для студентов вузов. Ростов-н/Д., 2006. С. 11-17.

3.Алексеев П. В., Панин А. В. Философия: Учебник. 3-изд., перераб., доп. М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2006.

4.Гайденко П.П. История греческой философии в её связи с наукой: Учебное пособие для вузов. М.: ПЕР СЭ; СПб.: Университетская книга, 2000 С. 15-49, 49-63, 63-91, 91-109, 109-132, 178-197, 197-215, 220-226, 279-287.

5.Гудинг Д., Ленокс Дж. Мировоззрение: человек в поисках истины и реальности/Пер. с англ. Барчуновой Т. В. Т.2, кн. 2. – Ярославль: «Норд», 2004.- 480 с.

6.Философия: Учебник/Под ред. В. Д. Губина, Т. Ю. Сидориной. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Гардарики, 2005. – 828 с.

7.Самойлов С. Ф. История философии: Учебное пособие, Краснодар: Краснодарский университет МВД России, 2007. С. 15-24.

8.Шершеневич Г. Ф. История философии права. — СПб.: Издательство «Лань», 2001. С. 40-51, 51-60, 61-83, 83-107.

9.История этических учений: Учебник/Под ред. А. А. Гусейнова. — М.: Гардарики, 2003. С. 344-364, 364-401, 401-435, 435-444.

Дополнительная

1.Аристотель. Метафизика. Переводы. Комментарии. Толкования. СПб.: Алетейя; Киев: Эльга, 2002.

2.Философия: Учебное пособие для высших учебных заведений/Под ред. В. П. Кохановского. – Изд. 12-е. – Ростов-н/Д.: Феникс, 2006. – 576 с.

3.Киссель В. Я., Риберти В. В. Галерея античных философов: в 2-х тт. М.: Фаир Пресс, 2002.

4.Кохановский В. П., Лешкевич Т. Г., Матяш Т. П., Фатхи Т. Б. Основы философии науки: Учебное пособие для аспирантов. Ростов-н/Д.: Феникс, 2005. – 608 с.

5.Хрестоматия по философии. Учебное пособие / под ред. Алексеева П.В., Панина А.В. 2-е изд. – М., 2002

6.Хрестоматия по философии. Учебное пособие для ВУЗов / под ред. В.Кохановского и В.Яковлева 2-е изд. – Ростов – на – Дону, 2001

7.Асмус В.Ф. Античная философия. 2-е изд. – М., 2001.

8.Кассен Б. Эффект софистики. М.—СПб.: Московский философский фонд, Университетская книга, Культурная инициатива, 2000.

9.Доддс Е. Р. Греки и иррациональное. М.—СПб.: Московский философский фонд, Университетская книга, Культурная инициатива, 2000. С. 183-210, 210-238, 238-270.

Вариант 5.

Контрольный вопрос

Философия Средних веков

Примерный план

1.Сущность и основные этапы развития христианской средневековой философии.

2.Средневековый реализм.

3. Средневековый номинализм.

Методические указания

При изложении первого вопроса охарактеризуйте средневековую философию как переход от космологического к теологиче­скому универсуму. Раскройте соотношение трех составных частей мироздания в средневе­ковой философии: Бога, природы и человека. Дайте краткую характеристику основным положениям христианского вероучения: теоцентризму, креационизму, сотериологизму, провиденциализму, эсхатологизму. Раскройте такие основные черты христианской средневековой философии, как мистицизм, догматизм, умозрительность. Сопоставьте их с основными чертами античной философии. После этого назовите главные этапы развития средневековой философии — апологетику, патристику, схоластику и кратко охарактеризуйте их. В завершении изложения первого вопроса раскройте специфику христианского понимания души и его положительное и негативное значение для дальнейшего развития психологической мысли.

В начале изложения второго вопроса раскройте религиозный и философский смысл проблемы универсалий, подчеркнув, что разрешение этой проблемы открывало для средневекового человека возможность обнаружения граней сопричастности земного и горнего миров. После этого необходимо перейти к определению специфики решения проблемы универсалий в средневековом реализме, которая заключалась в признании существования универсалий в не и до вещи, то есть в Боге. Установите связь данного тезиса средневековых реалистов с онтологическим доказательством бытия Бога, выдвинутым Ансельмом Кентерберрийским. Назовите основные положения религиозно-философской доктрины Фомы Аквинского, позволяющие определить его взгляды как умеренно реалистические. Особое внимание следует уделить доказательствам бытия Бога, выдвинутым Фомой Аквинским и его этическим взглядам.