Литература
1. Алакшина И. С., Геворкян А. Э., Тенекчиян А. А. Философия для студентов вузов. Ростов-н/Д., 2006. С. 31-35.
2. Алексеев П. В., Панин А. В. Философия: Учебник. 3-изд., перераб., доп. М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2006. С. 126-133.
3. Кохановский В. П., Лешкевич Т. Г., Матяш Т. П., Фатхи Т. Б. Основы философии науки: Учебное пособие для аспирантов. Ростов-н/Д.: Феникс, 2005.
4. Самойлов С. Ф. История философии. – Краснодар, 2007. С. 30-36.
5. Спиноза Б. Краткий трактат о Боге, человеке и его счастье; Трактат об усовершенствовании разума; Этика. – М.; Мир книги, Литература, 2007. С. 147-193, 193-477.
6. Моисеева Н. А., Сороковикова В. И. Философия: Краткий курс. – СПб.: Питер, 2008. С. 81-87.
7. Философия: Учебное пособие для высших учебных заведений/Под ред. В. П. Кохановского. – Изд. 12-е. – Ростов-н/Д.: Феникс, 2006.
8. Философия: Учебник/Под ред. В. Д. Губина, Т. Ю. Сидориной. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Гардарики, 2005. С. 217-249.
Дополнительная
1.Виндельбанд В. История новой философии в ее связи с общей культурой и отдельными науками: В 2 т. / Пер. с нем. – М.: ТЕРРА-Книжный клуб; КАНОН-пресс-Ц, 2000, Т.1. С. 141-161, 179-207, 264-285, 329-368, 392-419, 426-432.
2. Гайденко П. П. История новоевропейской философии в ее связи с наукой: Учебное пособие для вузов. М.: ПЕР СЭ; СПб.: Университетская книга, 2000.
3.История философии. Учебник для ВУЗов. / под ред. В. Кохановского и В. Яковлева – Ростов – на – Дону, 2-е изд, 2003.
4.Хрестоматия по философии. Учебное пособие / под ред. Алексеева П.В., Панина А.В. 2-е изд. – М., 2002.
5.Булгаков С. Н. История экономических и социальных учений. — М.: Астрель,2007. С. 227—262.
6.Спекторский Е. Проблема социальной физики в 17 столетии. В 2-х тт. СПб.:
7.Мальбранш Н. Разыскание истины. СПб., Наука, 1999.
Вариант 8.
Философия Просвещения
1. Специфические черты философии эпохи Просвещения.
2. Философия французского Просвещения.
3. Философия английского Просвещения.
Методические указания
В начале изложения первого вопроса охарактеризуйте в общем эпоху Просвещения. Подчеркните ее скептический и атеистический характер. Проследить историю становления понятия материи в эпоху Просвещения. Кратко охарактеризуйте механистическую картину мира и коснитесь проблем распространения принципов механицизма на социально-исторические процессы. Раскройте просвещенческий идеал «естественного разума».
При изложении второго вопроса рассмотрите философию Вольтера, учение Ж. Ж. Руссо об «общественном договоре», концепцию «человек-машина» Ламетри. Объясните сущность понятий «энциклопедизм», «деизм». Учение о природе во французском материализме следует иллюстрировать изложением точек зрения К.Гельвеция, П.Гольбаха. Как понималась материя, ее свойства и строение? Раскройте значение термина «детерминизм». Подумайте о том, что характерно для гносеологии французских материалистов и их учения об истине, как мыслители Просвещения понимали взаимодействие человека и общества, проблему ответственности человека?
В начале изложения третьего вопроса дайте общую характеристику английскому Просвещению, подчеркните его особое значение в процессе становления просвещенческого мировоззрения в целом. Раскройте основные принципы спиритуалистической концепции Дж. Беркли. В чем она противоречила, а в чем совпадала с основными идеями своей эпохи? Изложите скептические взгляды Д. Юма. Чем Юм объяснял невозможность установления основы наблюдаемых явлений. Особо остановитесь на критике шотландским философом принципов детерминизма . В чем, по вашему мнению, заключается положительные и отрицательные моменты юмовского скептицизма?
Литература
1. Антология мировой философии. М., 1972.
2. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т. 3. От Леонардо до Канта. Спб, 1996.
3. Нарский И. С. Западноевыропейская философия 18 века. М., 1973.
Дополнительная:
1. Вольтер. Философские сочинения. М., 1983.
2. Гольбах П. А. Система природы//Избранные произведения в 2-х тт. М., 1972.
3. Дешан Л. М. Истина или истинная система. М., 1973.
4. Кондильяк Э. Б. Сочинения. В 3-х тт., М., 1973.
Вариант 9.
Немецкая классическая философия.
1. Специфические черты немецкой классической философии.
2. Критическая философия И. Канта.
3. Посткантовская философия.
Методические указания
Ответ на первый вопрос следует начать с описания основных характерных черт немецкой классической философии: рационализма, систематичности, онтологичности, диалектичности, гуманистической направленности. Особо следует подчеркнуть изменения в понимании сознания, произошедшие в эпоху немецкой классической философии. Формулируя понятия трансцендентального сознания, нужно противопоставить его эмпирическому, то есть реальному человеческому сознанию. В качестве основных характеристик трансцендентального сознания следует назвать его всеобщность, необходимость и идеальность. Логику развития немецкой классической философии можно представить как абсолютизацию понятия трансцендентального сознания.
Изложение второго вопроса желательно начинать с раскрытия таких понятий кантовской философии, как «трансцендентальное» и «априорные формы познания». Следует раскрыть структуру трансцендентального сознания по Канту и подробно охарактеризовать его основные уровни: чувства, рассудок и разум, а также соответствующие им априорные формы познания: пространство и время, понятия и идеи. После этого следует объяснить причины агностических выводов, делаемых Кантом, и раскрыть смысл понятий «вещь-в-себе» и «вещь-для-нас». Особо следует остановиться на так называемых антиномиях чистого разума и следующей из этого критике спекулятивного разума. После этого нужно раскрыть суть учения о так называемом «практическом разуме» и более подробно остановиться на таких понятиях, как «добрая воля» и «категорический императив».
Начать изложение третьего вопроса представляется наиболее удобным с критики И. Фихте таких положений философии Канта, как «вещь-в-себе», противоположность практического и теоретического разума, невозможность спекулятивного познания. После этого следует раскрыть понятия трансцендентального или абсолютного Я, порождающего из себя мир реальных вещей. При этом необходимо подчеркнуть принципиальную разницу между эмпирическим и трансцендентальным Я. Затем следует назвать основные этапы диалектического самопознания абсолютного Я. При изложении философии Ф.Шеллинга нужно особое внимание уделить понятию Абсолюта, включающего в себе субъективное и объективное бытие.
Философию Г. Гегеля удобнее всего начать излагать с критики шеллинговского понятия Абсолюта с целью демонстрации логической необходимости перехода к понятию Абсолютного Духа. Затем нужно остановиться на характеристике гегелевской системы и ее отношения к диалектическому методу. Основные части системы Гегеля: логика, философия природы, философия духа, философия права, философия религии. Проблема духовного развития индивида в учении Гегеля.
Литература
1. Алакшина И. С., Геворкян А. Э., Тенекчиян А. А. Философия для студентов вузов. Ростов-н/Д., 2006. С. 38-42.
2. Алексеев П. В., Панин А. В. Философия: Учебник. 3-изд., перераб., доп. М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2006. С. 133-141.
3. Виндельбанд В. История новой философии в ее связи с общей культурой и отдельными науками: В 2 т. / Пер. с нем. Т. 2. От Канта до Ницше. – М.: ТЕРРА-Книжный клуб; КАНОН-пресс-Ц, 2000. С. 58-119, 119-161, 218-249, 229-306, 321-359.
4. Кохановский В. П., Лешкевич Т. Г., Матяш Т. П., Фатхи Т. Б. Основы философии науки: Учебное пособие для аспирантов. Ростов-н/Д.: Феникс, 2005.
5. Самойлов С. Ф. История философии. – Краснодар, 2007. С. 74-94.
6. Самойлов С. Ф. Немецкая классическая философия: Лекция. Краснодар. Краснодарский университет МВД России, 2007.
7. Спиноза Б. Краткий трактат о Боге, человеке и его счастье; Трактат об усовершенствовании разума; Этика. – М.; Мир книги, Литература, 2007. С. 147-193, 193-477.
8. Моисеева Н. А., Сороковикова В. И. Философия: Краткий курс. – СПб.: Питер, 2008. С. 104-113.
9. Философия: Учебное пособие для высших учебных заведений/Под ред. В. П. Кохановского. – Изд. 12-е. – Ростов-н/Д.: Феникс, 2006.
10. Философия: Учебник/Под ред. В. Д. Губина, Т. Ю. Сидориной. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Гардарики, 2005. С. 265-282.
Дополнительная
1. Виндельбанд В. История новой философии в ее связи с общей культурой и отдельными науками: В 2 т. / Пер. с нем. – М.: ТЕРРА-Книжный клуб; КАНОН-пресс-Ц, 2000, Т.1. С. 392-419, 426-432.
2. Гайденко П. П. История новоевропейской философии в ее связи с наукой: Учебное пособие для вузов. М.: ПЕР СЭ; СПб.: Университетская книга, 2000.
3. История философии. Учебник для ВУЗов. / под ред. В. Кохановского и В. Яковлева – Ростов – на – Дону, 2-е изд, 2003.
4. Кант И. Критика практического разума. – СПб., 2005.
5. Хрестоматия по философии. Учебное пособие / под ред. Алексеева П.В., Панина А.В. 2-е изд. – М., 2002.
6. Шуман А. Н. Трансцендентальная философия. – Мн.: 2002. С. 56-58, 58-96, 133-143, 150-170, 199-200, 200-206, 206-214.
7. Яковенко Б. В. Жизнь и философия И. Г. Фихте. – СПб. Наука, 2004. С. 182-207.
8. Шершеневич Г. История философии права. — СПб.: Издательство «Лань», 2001.
Вариант 10.
Постклассическая философия 19 века.