1. Специфические черты постклассической философии.
2. Сциентические направления постклассической философии.
3. Иррационалистические направления постклассической философии.
Методические указания
Изложение первого вопроса следует начинать с констатации факта разочарования научного и философского сообщества в способности идеализма раскрыть основные принципы и закономерности развития природы и общества. После этого следует охарактеризовать два основных течения постклассической философии, первое из которых было ориентировано на научное знание и потому получило наименование сциентизма. К нему следует отнести антропологический материализм Л. Фейербаха, позитивизм, диалектический материализм и неокантианство. Второе течение было ориентировано на критику науки и опиралось на интуитивное раскрытие смысла исторического процесса и человеческой жизни. К нему следует отнести так называемую философию жизни, представленную А. Шопенгауэром и Ф. Ницше.
Изложение второго вопроса следует начинать с изложения взглядов Л. Фейербаха, подвергнувшего критике абсолютный идеализм Гегеля. Затем необходимо показать закономерность возникновения на почве философии Фейербаха так называемого диалектического материализма К. Маркса и Ф. Энгельса. Необходимо подробно раскрыть основные принципы так называемого исторического материализма и охарактеризовать материалистический взгляд на развитие человеческой истории. После этого излагается классовая теория Маркса и Энгельса, их учения о социально-исторических формациях, а также о производственном базисе и духовной надстройке общества в каждом периоде человеческой истории. Раскрытие сути позитивистской концепции удобнее начинать с противопоставления так называемых позитивных наук, основанных на обобщении фактов умозрительному философскому знанию. Затем нужно раскрыть так называемый закон трех стадий, открытый О. Контом. Особое внимание нужно уделить его концепции социологического знания и требованию научного управления социальными процессами. После этого нужно кратко охарактеризовать взгляды других представителей «первого позитивизма» Г. Спенсера, Дж. Ст. Милля.
Изложение взглядов представителей иррационалистического направления постклассической философии удобнее всего начинать с вскрытия причин недостатков рационалистического объяснения закономерностей исторического процесса, главной из которых явилось рассмотрение человеческого индивида в качестве одного из механизмов социальной машины. После этого следует подчеркнуть антропологический характер иррационалистической философии. Изложение взглядов А. Шопенгауэра нужно начинать с подчеркивания его связи с немецкой классической философией, из которой он заимствует понятие трансцендентального сознания. В шопенгауэровской философии, также как и в философии Канта, трансцендентальное сознание конструирует окружающий мир, но основанием этого конструирования является не вещь в себе, но иррациональная воля к жизни. После этого нужно указать на очные корни этики Шопенгауэра. При изложении взглядов Ф. Ницше необходимо осветить следующие пять важнейших моментов его философии: Бог Мертв, переоценка всех ценностей, воля к власти, сверхчеловек, вечное возвращение. В заключение необходимо подчеркнуть значение философии Ницше для дальнейшего развития философской мысли.
Литература
1. Моисеева Н. А., Сороковикова В. И. Философия: Краткий курс. – СПб.: Питер, 2008.
2. Философия: Учебное пособие для высших учебных заведений/Под ред. В. П. Кохановского. – Изд. 12-е. – Ростов-н/Д.: Феникс, 2006.
3. Философия: Учебник/Под ред. В. Д. Губина, Т. Ю. Сидориной. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Гардарики, 2005.
4. Канке В. А. Философия. Исторический и систематический курс. М., 2000.
5. История философии: Запад-Россия-Восток. Книга третья. М., 1998.
6. Шершеневич Г. История философии права. — СПб.: Издательство «Лань», 2001.
7. Хайлбронер Роберт Л. Философы от мира сего. — М.: Изд-во КоЛибри, 2008.
Дополнительная:
1. Арон Реймон. Избранное: Введение в философию истории: М.: ПЭР СЭ; СПб., Университетская книга, 2000.
2. Булгаков С. Н. История экономических и социальных учений. — М.: Астрель, 2007. С. 444-464.
3. Виндельбанд В. История новой философии в ее связи с общей культурой и отдельными науками: В 2 т. Т. 2. — М.: ТЕРРА — Книжный клуб; КАНОН-пресс-Ц, 2000. С. 474-520.
4. Делез Ж. Бергсонизм // Делез Ж. Критическая философия Канта: учение о способностях. — М.: ПЭР СЭ, 2000.
5. Риккерт Г. Введение в трансцендентальную философию. – Предмет познания // Философия жизни: Пер. с нем. – Киев: Ника-Центр, 1998.
6. Риккерт Г. Философия жизни. Киев, 1998.
7. Яковенко Б. В. Позитивизм и философия//Яковенко Б. В. Мощь философии. СПб. Наука, 2000. С.636-653.
Вариант 11.
Современная западная философия
1. Специфические черты современной западноевропейской философии.
2. Сциентистские направления западноевропейской философии.
3. Антисциентистские направления западноевропейской философии.
Методические указания
При изложении первого вопроса необходимо подчеркнуть, что у западноевропейской философии 20 столетия нет одного ведущего стержня, единой идеи или проблемы. В этом заключается ее недостаток и одновременно преимущество. Важнейшими проблемами западноевропейской философии в 20 столетии явились проблемы: смысла человеческого бытия, значения, коммуникации, понимания, бессознательного и т. д. Данные проблемы явились следствием как развития науки, так и результатом бурных социально-экономических и политических процессов. Наиболее важной темой западноевропейской мысли в прошедшем столетии является тема человека.
Раскрывая второй вопрос, необходимо отметить непосредственную связь философских течений 20 века с направлениями предшествующей эпохи. Так, позитивистская традиция получила свое дальнейшее развитие в так называемом прагматизме, представленном американскими философами Ч. Пирсом, Д. Джемсом и Д. Дьюи. Кроме того, учение Конта было переосмыслено в так называемом втором позитивизме, представителями которого считаются Э. Мах и Р. Авенариус. Но наибольшее развитие позитивистская традиция получила в неопозитивизме Б. Рассела, Л. Витгенштейна, Р. Карнапа и М. Шлика. В неопозитивизме обычно различают логический и лингвистический позитивизм. Первый из них направлен на анализ соответствия терминов той или иной предметности, а второй – на установление закономерностей употребления терминов. Начиная с середины 20 века, неопозитивизм трансформируется в так называемую философию науки, целью которой является создание научных программ. Среди представителей этого направления обычно выделяют: Т. Куна, К. Поппера, И. Лакатоса и П. Фейрабенда.
Антисциентистские направления в 20 столетии были представлены такими философскими школами, как феноменология, экзистенциализм, постмодернизм. В задачу трансцендентальной феноменологии Э. Гуссерля входило описание различных явлений (феноменов) такими, какими они предстают человеческому сознанию. Благодаря этому феноменологической философии удалось описать внутреннюю жизнь человеческого сознания и на основании этого осуществить критику социальной жизни западноевропейского общества. Своеобразным продолжением идей Э. Гуссерля явилось философское направление, получившее наименование экзистенциализма – философии существования, которая была представлена в религиозной и атеистической формах. Свою задачу экзистенциализм видел не в описании человеческого мышления, но в описании существования человеческого индивида, его отношения к другим людям, миру и Богу. Наиболее оригинальным направлением антисциентистской философии явился так называемый постмодернизм – философия постсовременности. Постмодернисты, как правило, строят свои рассуждения в рамках других философских школ – феноменологии, философии франкфуртской школы, аналитической философии и т.д. Свою задачу постмодернисты видят в обнаружении скрытых недостатков западноевропейского мышления: в оправдании социальной несправедливости, подавления человеческих желаний, в европоцентристском взгляде на другие культуры и ход мировой истории и т.д.
Литература
1. Философия: Учебное пособие для высших учебных заведений/Под ред. В. П. Кохановского. – Изд. 12-е. – Ростов-н/Д.: Феникс, 2006. – 576 с.
2. Алакшина И. С., Геворкян А. Э., Тенекчиян А. А. Философия для студентов вузов. Ростов-н/Д., 2006. – 153 с.
3. Философия: Учебник/Под ред. В. Д. Губина, Т. Ю. Сидориной. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Гардарики, 2005. С.
4. Моисеева Н. А., Сороковикова В. И. Философия: Краткий курс. – СПб.: Питер, 2008.С. 120-125.
5. Самойлов С. Ф. История философии. – Краснодар, 2007. С. 59-68.
6.Алексеев П. В., Панин А. В. Философия: Учебник. 3-изд., перераб., доп. М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2006. С. 166-202.
7. Кохановский В.П. Философия и методология науки. – Ростов – на – Дону, 2000.
Дополнительная
1. Виндельбанд В. История новой философии в ее связи с общей культурой и отдельными науками: В 2 т. / Пер. с нем. – М.: ТЕРРА-Книжный клуб; КАНОН-пресс-Ц, 2000. С. 390-398, 433-439, 457-473, 473-493.
2. Гуссерль Э. Кризис европейского человечества и философия // Сочинения. – М., 2002
3. Коплстон Ф. История философии. ХХ век / Пер. с англ. – М.: ЗАО Центрполиграф, 2002. С. 11-34, 148-173, 173-204, 204-236.
4. Левинас Э. Теория интуиции в феноменологии Гуссерля//Избранное: трудная свобода/пер. с франц. М.: РОССПЭН, 2004, С. 7-162.
5. Марсель Г. Метафизический дневник. СПб.: Наука, 2005.
6. Поппер К. Р. Как я понимаю философию//Все люди — философы. Пер. с нем. М.: Едиториал-УРСС, 2003.
7. Фромм Э. Иметь или быть? – М., 2-е изд. 1999.