8. Шишков И. З. В поисках новой рациональности: философия критического разума. М.: Едиториал—УРСС, 2003.
9. Шуман А. Н. Трансцендентальная философия. – Мн.: Экономпресс, 2002. С. 267-271, 288-289, 289-298, 316-322.
10. Эко У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию. СПб., 2004.
Вариант 12.
Русская философия ХIХ—ХХ веков.
1. Специфические черты русской философии.
2. Русская философия 19 века.
3. Русская философия 20 века.
Методические указания
Изложение первого вопроса следует начать с раскрытия таких характерных черт русской философии, как: связь с культурой, литературой и религией, антропологизм, космизм. Затем нужно выделить следующие этапы развития русской философии: период становления (11-17 века), период Просвещения (18 век), период борьбы славянофилов и западников (середина 19 века), «Золотой век русской философии» (конец 19-начало 20 века), советский период (1917-1991), современный период. В завершении изложения данного вопроса следует подчеркнуть плюралистический характер отечественной философии, наличие в ней различных, подчас противоречащих друг другу течений.
Раскрывая второй вопрос, необходимо подчеркнуть связь полемики славянофилов и западников с характером русской культуры, ее связью как с восточным, так и с западным стилями мышления. После этого следует изложить основные моменты учения западников (П. Лавров, А. Герцен, В. Белинский) и славянофилов (П. Чаадаева, И. Киреевского, А. Хомякова). Особое внимание нужно уделить философии Вл. Соловьева, поскольку она представляет собой первую законченную систему в истории русской философской мысли. Желательно подробно рассмотреть основные части метафизики всеединства, включающей в себя антологию, гносеологию, этику и философию истории.
В процессе изложения третьего вопроса следует уделить внимание трем основным течениям русской философии в 20 столетии: метафизике всеединства, диалектическому материализму, и космизму. При характеристики философии всеединства после Вл. Соловьева нужно подчеркнуть, что она породила несколько религиозно-философских систем, значительно отличающихся друг от друга. Среди них нужно назвать концепцию конкретного идеализма С. Н. Трубецкого, философское богословие П. А. Флоренского и С.Н. Булгакова. Интуитивизм С. Л. Франка и Н. О. Лосского, христианский персонализм Н. А. Бердяева. Затем следует перейти к изложению изменений, привнесенных отечественными мыслителями в марксистскую теорию. Среди представителей диалектического материализма необходимо упомянуть концепции Г. В. Плеханова, В. И. Ленина, Э. В. Ильенкова, А. А. Зиновьева. Раскрывая основные принципы так называемого русского космизма, желательно подобрать учения его представителей таким образом, чтобы они последовательно излагали решение проблем натурфилософии, истории и антропологии.
Литература
1. Алексеев П. В., Панин А. В. Философия: Учебник. 3-изд., перераб., доп. М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2006. С. 141-157, 157-160, 160-166.
2.Философия: Учебное пособие для высших учебных заведений/Под ред. В. П. Кохановского. – Изд. 12-е. – Ростов-н/Д.: Феникс, 2006. – 576 с.
3.Алакшина И. С., Геворкян А. Э., Тенекчиян А. А. Философия для студентов вузов. Ростов-н/Д., 2006. С. 46-49.
4.Философия: Учебник/Под ред. В. Д. Губина, Т. Ю. Сидориной. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Гардарики, 2005. С. 343-370.
5.Моисеева Н. А., Сороковикова В. И. Философия: Краткий курс. – СПб.: Питер, 2008. С. 124-137.
6.Самойлов С. Ф. История философии. – Краснодар, 2007. С. 54-59.
Дополнительная
1. Бохенский Ю. М. Современная европейская философия. М.: Научный мир, 2000. С.54-72.
2. Зборовский Г. Е. История социологии: Учебник. М.: Гардарики, 2004.
3. История философии. Учебник для ВУЗов. / под ред. В. Кохановского и В. Яковлева – Ростов – на – Дону, 2-е изд, 2003.
4. Лапшин И. И. Философия изобретений и изобретения в философии: введение в историю философии. М., Республика, 1999.
5. Никифоров А. Л. Природа философии: основы философии. М., Идея-пресс, 2001.
6. Чичерин Б. Н. Наука и религия. М.: Республика, Изд-во «Религия, культура, наука», 1999.
7. Яковенко Б. В. Мощь философии. – СПб.: Наука, 2000. С. 653-661, 740-843, 848-978, 878-927.
Вариант 13.
Философское осмысление мира в категориях бытия и материи
1. Основные проблемы онтологии.
2. Становление материализма.
3. Становление идеализма.
Методические указания
Раскрытие первого вопроса следует начать с определения предмета онтологии. При этом следует проследить основные исторические этапы ее развития. Особо следует остановиться на анализе методологических приемов онтологии. После этого рекомендуется перейти к анализу проблемы бытия в философии. на конкретных исторических примерах следует показать специфику количественного и качественного подходов ее решения. В завершении изложения первого вопроса необходимо уделить внимание структуре и характеру субъективной и объективной сфер бытия, подчеркнув при этом, что психическая жизнь человека является неотъемлемой частью универсума.
Освещение второго вопроса следует начать с определения основных аспектов категории «материя», таких как пространственность, временность, движение, вещественность и т.д. После этого необходимо проследить основные исторические этапы становления категории «материя».
Затем следует перейти к анализу понятия «материализм». Особое внимание необходимо уделить важнейшим составляющим материализма: субстанциальность материи в онтологии, эмпиризм в теории познания, натурализм в этике и социальной философии, атеизм в философии религии.
Характеристику исторических этапов формирования материализма логичнее всего начать с анализа учений греческих и римских натурфилософов. Особое внимание необходимо уделить атомизму Демокрита, Эпикура и Лукреция Кара. Затем нужно последовательно охарактеризовать важнейшие исторические формы материализма: механистический материализм эпох Просвещения, антропологический материализм Л. Фейербаха, вульгарный материализм К. Фохта, Я. Молешотта, диалектический материализм К. Маркса и Ф. Энгельса, научный материализм Х. Патнема и Р. Рорти.
Завершить ответ на второй вопрос необходимо указанием на основные выводы, следующие из материалистических концепций, для понимания человеческого сознания.
Изложение третьего вопроса необходимо начать с освещения онтологических и гносеологических аспектов категории «идея». После этого нужно перейти к анализу важнейших составляющих понятия «идеализм»: субстанциальность идеального начала, рационализм, волюнтаризм или интуитивизм в теории познания, теизм, деизм или пантеизм в философии религии, абсолютизм или априоризм в этике. Характеризуя исторические этапы развития объективного идеализма, рекомендуется осветить учения его основных представителей в истории философии: Платона, Аристотеля, Плотина, Фомы Аквинского, Б. Спинозы, Г. В. Лейбница, Г. В. Ф. Гегеля, Б. Кроче, Н. Гартмана. При анализе субъективного идеализма необходимо опереться на учения его основных представителей: Дж. Беркли, Д. Юма, И. Канта, Г. В. Ф. Гегеля, Э. Гуссерля. Завершить изложение третьего вопроса необходимо основными выводами, следующими из идеалистических концепций, для понимания человеческого сознания.
Литература
1. Философия: Учебное пособие для высших учебных заведений/Под ред. В. П. Кохановского. – Изд. 12-е. – Ростов-н/Д.: Феникс, 2006.
2. Алакшина И. С., Геворкян А. Э., Тенекчиян А. А. Философия для студентов вузов. Ростов-н/Д., 2006. С. 49-52, 52-55, 58-62.
3. Философия: Учебник/Под ред. В. Д. Губина, Т. Ю. Сидориной. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Гардарики, 2005. С. 373-398.
4. Моисеева Н. А., Сороковикова В. И. Философия: Краткий курс. – СПб.: Питер, 2008. С. 148-158, 169-174.
5. Самойлов С. Ф. Систематическая философия. – Краснодар, 2006. С. 9-21.
6. Алексеев П. В., Панин А. В. Философия: Учебник. 3-изд., перераб., доп. М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2006. С. 77-89, 420-479.
Дополнительная
1. Аристотель. Метафизика. Переводы. Комментарии. Толкования. СПб.: Алетейя; Киев: Эльга, 2002.
2. Башляр Г. Рациональный материализм // Избранное. Том 1. Научный рационализм. М.; СПб.: Университетская книга, 2000 – С. 199-382.
3. Бохенский Ю. М. Современная европейская философия. – М.: Научный мир, 2000.
4. Гартман Н. К основоположению онтологии: Пер. с нем. – СПб.: Наука, 2003. С. 434-444, 446-454, 565-576, 610-622.
5. Жильсон Э. Бытие и сущность // Избранное: Христианская философия / пер. с франц. и нем. – М.: РОССПЭН, 2004. С. 321 –582.
6. Сартр Ж.-П. Бытие и ничто: опыт феноменологической антологии. – М.: Терра - Книжный клуб. Республика 2002. С. 23-24, 24-30, 30-33, 33-36.
7. Маритен. Ж. Краткий трактат о существовании и существующем//Избранное: величие и нищета метафизики. М.: РОСПЭН, 2004. С. 7-107.
8. Гуссерль Э. Кризис европейского человечества и философия // Сочинения. – М., 2002.
Вариант 14.
Диалектика как научная система и теория развития
1. Развитие как предмет диалектики.
2. Исторические формы диалектики.
3.Человек в развивающемся мире.
Методические указания
Приступая к изложению первого вопроса, следует исходить из того, что диалектика сложное и многостороннее учение. В первом приближении, диалектика может быть определена как самая богатая, самая всестороннее и глубокое учение о связи и развитии. В этом определенно отражены два основных принципа диалектики: принцип всеобщей универсальной связи предметов и процессов действительности и принцип развития. Принцип развития представляет собой восхождение от низшего к низшему, от простого к сложному и в этом отличается от становления и движения. Необходимо особо подчеркнуть, что развитие связано с возникновением принципиально нового и имеет свое внутренне направление. В заверении изложения второго вопроса необходимо раскрыть основные принципы диалектического метода – принцип единства мира, принцип развития, принцип системности и принцип детерминизма.