Раскрывая второй вопрос, необходимо указать первоначальное значение термина «диалектика» и показать основные этапы его эволюции в истории античной философии. В частности, нужно изложить так называемые апории Зенона Элейского, раскрывающие противоречия между бытием и мышлением. Затем необходимо рассмотреть диалектический метод Сократа и подчеркнуть его изначальную диалогическую и педагогическую природу. Особое внимание следует уделить учению Платона, в котором диалектика превратилась в особый философский метод, с помощью которого были открыты основные способы образования понятий, в частности, анализ и синтез. Кроме того, следует подчеркнуть онтологический статус диалектического метода у Платона, его нацеленность на отражение логической структуры космоса. При изложении отношения представителей немецкой классической философии к диалектическому методу следует отметить, что из них только Кант негативно относился к нему. Затем необходимо вскрыть философские предпосылки к использованию И. Г. Фихте диалектики в качестве главного метода спекулятивной философии. Особое внимание нужно уделить диалектическому методу у Г. В. Ф. Гегеля. Здесь необходимо подчеркнуть триадичный характер гегелевской диалектики и ее принципиальный идеализм. При изложении марксистского понимания диалектического метода, необходимо подчеркнуть его зависимость от гегелевского учения. Специфическим чертам материалистической диалектики следует отнести наличие так называемы трех законов и ориентацию преимущественно на описание социально-исторических процессов. К особенностям понимания диалектики в 20 столетии нужно отнести отказ от ее понимания в качестве системы и возврат к изначальной интерпретации диалектики в качестве диалога (К. Барт) и педагогического средства (Г. Башляр).
При изложении третьего вопроса необходимо подчеркнуть, что современной формой философского учения о развитии является концепция глобального (универсального) эволюционизма. Согласно этой концепции вся познанная история Вселенной как самоорганизующейся системы – от большого взрыва до возникновения человечества представляется в виде единого эволюционного процесса с генетической и структурной преемственностью четырех видов эволюции – космической, химической, биологической и социальной. Взаимоотношения в системе «мир-человек» в соединении с современными взглядами на развитие нашел свое воплощение в концепции коэволюции (сосуществования) природы и общества. Суть этой концепции состоит в согласовании форм жизнедеятельности человека с фундаментальными закономерностями природы.
Литература
1.Философия: Учебное пособие для высших учебных заведений/Под ред. В. П. Кохановского. – Изд. 12-е. – Ростов-н/Д.: Феникс, 2006.
2. Нарыков Н. В., Агафонов Ю. А., Лебедев А. Г., Тилинина Т. В. Гносеология и эпистемология: Учебное пособие/Под общ. ред. Ю. А. Агафонова. – Краснодар: Краснодарский университет МВД России. – 244 с.
3. Алакшина И. С., Геворкян А. Э., Тенекчиян А. А. Философия для студентов вузов. Ростов-н/Д., 2006. С. 94-98.
4. Философия: Учебник/Под ред. В. Д. Губина, Т. Ю. Сидориной. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Гардарики, 2005. С. 337-339.
5. Моисеева Н. А., Сороковикова В. И. Философия: Краткий курс. – СПб.: Питер, 2008. С. 164-169.
6. Самойлов С. Ф. Систематическая философия. – Краснодар, 2006. С. 21-28.
7. Алексеев П. В., Панин А. В. Философия: Учебник. 3-изд., перераб., доп. М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2006. С. 479-522.
8. Шуман А.Н. Философская логика: Истоки и эволюция. Мн.: Экономпресс, 2001. С. 25-37, 87-93, 172-193.
Дополнительная
1. Башляр Г. Избранное. Т. 1. Научный рационализм. М.; СПб.: Университетская книга, 2000.
2. Бохенский Ю. М. Современная европейская философия. – М.: Научный мир, 2000.
3. Гегель Г. В. Ф. Система наук. Феноменология духа. СПб.: Наука, 2002.
4. Философия. Учебник для ВУЗов. / под ред. В. Кохановского и В. Яковлева – Ростов – на – Дону, 5-е изд, 2001.
5. Койре А. От замкнутого мира к бесконечной вселенной. Пер. с англ. М.: Изд-во «Логос», 2001.
6. Кохановский В.П. Философия и методология науки. – Ростов – на – Дону, 2000.
7. Тейар де Шарден П. Феномен человека. Вселенская месса/Пер. с фр. М.: Айрис-пресс, 2002. С. 50-57, 62-66, 66-71, 71-72, 72-76.
8. Шуман А. Н. Трансцендентальная философия. – Мн.: Экономпресс, 2002. С. 170-199, 248-257.
Вариант 15.
Основные законы и категории диалектики
1. Принципы диалектики.
2. Категории диалектики.
3. Законы диалектики.
Методические указания
В начале изложения первого вопроса необходимо учесть, что система диалектики кроме принципов, включает законы и категории. Практика показывает, что обучаемы нередко путают эти понятия, поэтому следует твердо усвоить, что категории диалектики – это основные философские понятия. Принципы диалектики – это определенные правила, законы диалектики – это необходимые устойчивые и повторяющиеся связи. В самом общем виде понятие «принцип» можно определить как то, что существует для чего-либо конкретного, то есть то, что служит объяснением. Как правило, принципы неотделимы от предмета объяснения и поэтому их следует рассматривать в непосредственной проявленности в конкретном. В завершении раскрытия первого вопроса необходимо дать краткую характеристику основным принципам диалектики: развития, противоречивости, системности, детерминизма.
В начале изложения второго вопроса следует раскрыть сущность и содержание конкретных категорий, таких как единичное, общее, особенное. После этого необходимо охарактеризовать сущность и содержание так называемых «парных» категорий – причины и следствия, необходимость и случайность, возможность и действительность, сущность и явление, содержание и форма – нужно учитывать. Что наиболее полновесным ответ будет при соблюдении следующих основных требований. А именно при использовании: исторического подхода к проблеме, т.е. выяснении того, как тот или иной вопрос трактовался в философских системах прошлого; комплексного подхода, при котором категории должны работать как система, единое целое, а не порознь.
При изложении третьего вопроса необходимо помнить, что законы диалектики имеют тесную связь с жизнью и социальной практикой человека как в самом широком смысле, так и специальном смысле, то есть в аспекте профессиональном: в обеспечении законности правопорядка и борьбы с антиобщественными явлениями, противозаконными действиями. Затем следует изложить три основных закона диалектики – закон единства борьбы противоположности, закон взаимоперехода количественных и качественных изменений, закон отрицания отрицания.
Литература
1. Философия: Учебное пособие для высших учебных заведений/Под ред. В. П. Кохановского. – Изд. 12-е. – Ростов-н/Д.: Феникс, 2006.
2. Нарыков Н. В., Агафонов Ю. А., Лебедев А. Г., Тилинина Т. В. Гносеология и эпистемология: Учебное пособие/Под общ. ред. Ю. А. Агафонова. – Краснодар: Краснодарский университет МВД России. – 244 с.
3. Алакшина И. С., Геворкян А. Э., Тенекчиян А. А. Философия для студентов вузов. Ростов-н/Д., 2006. С. 89-94.
4. Моисеева Н. А., Сороковикова В. И. Философия: Краткий курс. – СПб.: Питер, 2008. С. 164-169.
5. Самойлов С. Ф. Систематическая философия. – Краснодар, 2006. С. 28-36.
6. Алексеев П. В., Панин А. В. Философия: Учебник. 3-изд., перераб., доп. М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2006. С. 252-289.
Дополнительная
1. Философия. Учебник для ВУЗов. / под ред. В. Кохановского и В. Яковлева – Ростов – на – Дону, 5-е изд, 2001
2. Башляр Г. Прикладной рационализм // Избранное. Том 1. Научный рационализм. М.; СПб.: Университетская книга, 2000 – С. 7-17, 17-35
3. Кохановский В.П. Философия и методология науки. – Ростов – на – Дону, 2000.
4. Кожев А. Введение в чтение Гегеля. СПб.: Наука, 2003.
5. Минто В. Дедуктивная и индуктивная логика. Мн.: Харвест, 2002.
6. Перов Ю. В., Сергеев К. А., Слинин Я. А. Очерки классического немецкого идеализма. СПб., Наука, 2000.
7. Философский энциклопедический словарь. М., 2000.
8. Шуман А. Н. Философская логика: истоки и эволюция. Мн.: Экономпресс, 2001.
Вариант 16.
Проблема сознания в философии
1. Понятие сознания.
2. Природа, сущность, источники сознания.
3. Сознание, самосознание и бессознательное.
Методические указания
Основополагающим методологическим положением усвоения данной темы является уяснения того, что категория сознания позволяется раскрыть удивительную способность человека – воспроизводить в своих идеальных образах объекты и свойства окружающего нас мира, из взаимосвязи взаимодействия. Однако, главные философские сражения разворачиваются при попытке выяснить природу сознания, его происхождение. Именно здесь происходит водораздел между идеализмом и материализмом.
При определении сущности сознания необходимо помнить, что современная философия носит плюралистический характер и поэтому предлагает диаметрально противоположные способы решения проблемы идеального. В них, как правило, переплетаются религиозные, научные, материалистические подходы к анализу проблемы сознания. Целесообразно особое внимание уделить следующим проблемам: сознание – мышление, сознание-мировоззрение. При этом настоятельно рекомендует не ограничиваться анализом только научного и философского аспектов, а попытаться шире взглянуть на эти вопросы, тесно увязав их с актуальными социальными проблемами российского общества на рубеже двух веков и в первую очередь с содержанием и особенностями работы правоохранительных органов.