Смекни!
smekni.com

Методические рекомендации по использованию краеведения в урочной и внеурочной деятельности (стр. 4 из 13)

«Хорошие слова, а всё не пряники».

«Пряники на кустах не растут».

«У нашего батьки не как у мужика: пряники ломай, да со щами хлебай, а сядешь есть - и хлеба в честь».

«Даром, что неграмотный, а пряники ем писанные».

«Запрем калачом, запечатаем пряником».

Приложение № 3

Лепной пряник пришёл к нам из языческой Руси. Лепят из теста прямо руками так же, как обычно лепят глиняные игрушки. По сути дела каждый лепной пряник - своеобразная миниатюрная декоративная скульптура.

Их появление связано с языческими представлениями древних славян, которые очень зависели от природных явлений (дождя, снега, града, засухи). Чтобы заслужить милость богов и их покровительство, каждому из них приносились жертвенные дары - быки, бараны, олени, петухи. Имение эти ритуальные фигурки из теста, которые появились в начале превратятся спустя столетия в то, что мы называем “пряник”.

Сегодня лепные пряники - это большая редкость, сохранившаяся на территории русского Севеpa, под названием “козули”. Их традиционные персонажи - конь, олень, коровка, коза, утица, тетерка с птенцами.

“Тетеры”, или “витушки”, которые до сих пор делают в Каргополе. Эти пряники выпекают из ржаного теста, раскатанного в виде тонких жгутиков, превращающихся в фигурки зверей или геометрические фигуры.

Посмотрев на эти пряники-витушки, мы видим, что он состоит из солярного орнамента.

История пряников насчитывает много веков. Первые пряники были лепными. Они изготавливались руками из куска теста, без каких – либо вспомогательных средств.

Приложение № 4

Пряники с рисунками, сделанные при помощи досок, в народе называли печатными. Печатные пряники печатали на тесте деревянными формами – так называемыми пряничными досками.

Пряники делались самой разнообразной формы - фигурные, круглые, но чаще всего квадратные или прямоугольные, размером от нескольких сантиметров до метра и более, а вес их иногда измерялся пудами.

1 аршин – 71 см

12 вершков – 54 см

1 пуд – 16 кг

Все это зависело от назначения пряника.

Темы изобразительных сюжетов самые разнообразные:

праздничные, бытовые, тематические, с изображениями древних образов.

Например: тульский Левша, новый год, соборы г.Тулы или памятная дата – день победы; надписи в центре пряника – «Тульский пряник» и т.д.

Пряники покрывались затейливым узором из сахарной глазури, раскрашивались и даже золотились.

Пряничная доска - половина успеха. Требовались не только вкус, но и красота, поэтому резьбе придавалось особое значение. Изготавливался пряник с помощью пряничной доски. Для таких досок использовали только твердые породы дерева.

Любимым материалом резчиков по дереву считалась липа, но при изготовлении пряничных досок предпочтенье все же отдавалось более твердым породам древесины: клену, ореху, груше, а чаще всего - березе.

Для пряничных досок использовали нижнюю часть ствола. Эту часть ствола резали на доски толщиной около 5 см, которые сушили. Края досок для прочности, смазывали смолой или воском. После того, как доска была готова, резчик-художник наносил рисунок.

В старину таких умельцев называли «знаменщиками».

На досках вырезались различные фигуры или узоры, которые потом отпечатывались на пряничном тесте. Была и своя мода на рисунок. Пекари соревновались друг с другом в изобретательности, выдумывая самые невероятные рисунки, заказывали их резчикам.

Новый рисунок ценился дорого, однако народу нравились и традиционные мотивы: двуглавый орел, сказочные терема, райские птицы, львы и барсы. Последние были популярны для подносных, или «заздравных» пряников. А были еще и «грошевики» - дешевые, небольшие по размеру и с незатейливым рисунком.

Существовало два типа пряничных досок – «штучные», позволяющие сделать оттиск только одного пряника, и «наборные», когда на доске размещались 2, 4, 8, 16 и более «шашек» с одним и тем же или разными сюжетами. Встречаются наборные доски и со 120 шашками.

Изделия пекарей созданы в соавторстве с резчиками досок.

Искусство изготовления пряников продолжает жить и в наши дни.

Приложение № 5

Первое упоминание о них относится к 1850 году, но уже к началу ХХ века силуэтные пряники благодаря своим декоративным качествам стали наиболее массовыми и популярными. Маленькими хрустящими изделиями в форме зверушек, рыбок, цветочков, бабочек, колокольчиков, домиков украшали елку. Их пекли месяца за два до Рождества и, бывало, хранили весь год как символ счастья.

Самые замечательные силуэтные пряники под названием "козули" выпекали и выпекают до сих пор в Архангельске.

“Козули” – название условное, чаще всего северные пряники изображали коня или оленя, ведь олень всегда был у разных народов символом Солнца, оберегом от зла.

«Козули» служили оберегом. Весной "Козули" выставляли на окна изб, ими одаривали родственников и гостей, особенно детей, чтобы обеспечить благополучие в доме; прикрепляли к воротам скотного двора, чтобы скот плодился и не терялся летом в лесу.

Изготовление пряника силуэтного. В отличие от лепных, вырезные пряники — плоские. Они вырезаются из пластины раскатанного теста ножом или с помощью специальных металлических форм. У хорошей стряпухи всегда было в запасе несколько форм-высечек, с помощью которых можно было легко и быстро вырезать из теста фигурки петушков, жаворонков, коровок, рыбок и т.п.

Формы изготовляли из узких полосок листовой стали. Полоску сгибали по контуру пряника, а концы припаивали или соединяли с помощью заклепок.

Приложение № 6

Если хочешь сладко жить

И остаться статным

Надо чай зеленый пить

С пряником печатным

*

С давних лет на Руси

Пряники любили.

Их наши дедушки любя

Бабушкам дарили.

*

Пряники печатные,

До того приятные.

Мы не сразу их съедим,

А сначала погляди

*

А для Ванечки

И для Танечки

Будут, будут у меня

Мятны прянички!

Пряник мятный,

Ароматный,

Удивительно приятный.

К.Чуковский «Бармалей»

Старичок к старухе воротился.

Что ж? Пред ним царские палаты.

В палатах видит свою старуху,

За столом сидит она царицей,

Служат ей бояре да дворяне.

Наливают ей заморские вины;

Заедает она пряником печатным...

(А.С.Пушкин "Сказка о рыбаке и рыбке")


ВОПРОСЫ ПО ТЕМЕ «ПРЯНИЧНОЕ ДЕЛО НА РУСИ».

I. История пряника.

1. Когда пряник появился - век?

2. Дата превращения пряничного дела в промысел?

3. Места производства пряников?

4. Название мастеров изготовлявших пряники?

II. Лепной пряник.

1. Какие виды лепных пряников вы увидели?

2. Из какой муки изготовлялись пряники?

3. Перечислите названия лепных пряников.

III. Печатный пряник.

1. С помощью чего изготовляются печатные пряники?

2. Как называются резчики-художники?

3. Из каких пород деревьев изготовлялись пряничные доски?

IV. Силуэтный или фигурный пряник.

1. Когда впервые о нем появилась информация?

2. Что такое «козуля» и для чего её делали?

Из чего изготовлялись формы для этого вида пряников?


Пасхальные обычаи и традиции

Белгородского края

интегрированный урок для 5 класса

ЦЕЛЬ: Приобщение детей к основам русской национальной культуры –

духовной и народной песни, музыки, обрядовой культуре,

декоративно-прикладному искусству.

ЗАДАЧИ: Воспитание основ общечеловеческих, нравственных качеств

личности: доброты, милосердия, трудолюбия, любви к семье,

дому, родной природе, к своему краю;

развивать музыкальные художественно-творческие способности,

эмоциональную сферу, образное мышление;

формировать у детей целостное восприятие мира, традиционной

художественной культуры.

ОБОРУДОВАНИЕ: фортепиано, компьютер, презентация «Пасха –

праздник праздников, торжество торжеств», опорные

листы с текстами песен и тестом, вырезанные из картона

формы яиц, вырезанные фигуры для аппликации,

расписанные пасхальные яйца.

ОФОРМЛЕНИЕ ДОСКИ:

Эпиграф: «Не умирают обычаи, которым определено быть вечными…»

Н.В.Гоголь

Словарь: седмица, пост, крашенка, писанка, волочебники, благовест.

ХОД УРОКА

Организационный момент, приветствие. На экране проектора 1-й слайд.

Сообщение темы и цели урока, чтение эпиграфа.

Учитель: Ребята, сегодня у нас необычный урок, Посвящен он большому христианскому празднику – Пасхе. Что это за праздник? Что нам известно о

нём? ( Ответы детей)

– А за неделю до Пасхи, в воскресенье, празднуется праздник, иначе называемый Вербным воскресением. (2-й слайд)

– В чём особенности этого праздника, что мы можем видеть в этот праздничный день? (Ответы детей) (3-й слайд)

– Освещение вербы бывает и в сам праздничный день, и накануне во время вечерней службы. Освящённые вербы раздаются молящимся, и с ними, при зажжённых свечах, верующие стоят до конца службы. Освящённую в этот день вербу хранят в течение целого года. Этой вербой слегка хлестали своих родных и детей, приговаривая: (Дети говорят вербную приговорку)

Верба хлёст, бей до слёз! Верба синя бьёт не сильно, верба красна бьёт напрасно(4-й слайд)

– Считается, что освящённая верба приобретает чудодейственную силу, способствующую изгнанию нечистых духов. А вот какое стихотворение написал об этом дне Александр Блок.

(Чтение стихотворения со слайда 4)

Учитель: Ребята, сколько раз на Руси встречали Весну? (ответ детей) Правильно, три раза. Когда встречали первую весну? (На Масленицу) Вторую весну? (Праздник Сороки или праздник прилета птиц). Что вам известно об этих праздниках? А как зазывали Весну? (ответ детей) Правильно, кричали, пели заклички. Давайте послушаем в исполнении участниц нашего школьного фольклорного ансамбля «Веретёнце» одну из закличек Белгородского края.