Смекни!
smekni.com

Методические рекомендации по использованию краеведения в урочной и внеурочной деятельности (стр. 8 из 13)

2. Практическая работа по изготовлению птиц из бумаги

Учитель: Таких птиц прикрепляли на ниточки к потолку. От движения воздуха они начинали кружиться, словно парить в небе. В старину люди верили, что такие птицы охраняют жилище, берегли от напастей. В современной квартире, доме такая птица – память о предках, их вере и обычаях. Она украшает дом, делает его уютнее, а может быть и оберегает, приносит счастье.

Я надеюсь, что сегодня, придя из школы, вы, соблюдая наши старинные обычаи, прикрепите птиц дома, и они принесут в ваш дом весеннее солнышко, тепло, радость, достаток, согреют ваши сердца, сделают их ещё более чуткими, добрыми по отношению к вашим родным, друзьям, ко всем людям, живущим на нашей Земле.

3. Итог урока

Учитель: Ребята, вы сегодня узнали много нового о народных традициях и обычаях, слушали выступления наших участниц фольклорного ансамбля «Веретёнце», пели песни, играли. Что больше всего вам понравилось на уроке?

Вы все внимательно слушали мой рассказ и вам будет несложно ответить на вопросы кроссворда. Ответив правильно на вопросы, вы узнаете ключевое слово.

4. Разгадывание кроссворда

1. Исполнение песни с движениями, двигаясь по кругу (Хоровод)

2. Звонко капает капель, значит к нам пришел…..(Апрель)

3. Что пели дети, встречая весну? (Веснянки)

4. Как называется праздник первой встречи весны (Масленица)

5. Как называется песенка, которой зазывали весну?(Закличка)

5. Учитель оценивает работу детей на уроке

6. Домашнее задание.


МОУ «Средняя общеобразовательная школа №20

с углублённым изучением отдельных предметов» г.Белгорода

ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

Декорирование интерьера

(вышивка крестом)

Выполнила:

учащаяся 7 класса «А»

Банникова Оксана

Руководитель проекта:

Сотникова Лариса Анатольевна

Белгород

2010


Содержание

1. Обоснование выбора проекта …………………………………… ………………3

2. Схема обдумывания……………………………. ………………………………….3

3. Определение конкретной задачи и ее формулировка……....................................4

4. Выявление основных параметров и ограничений.………………………………4

5. Теоретические сведения…………………………………………………………...5

6. История и современность..……………………………………………………….. 7

7. Банк идей……..…………………………………………………………………...11

8. Эскизная проработка базового варианта………………………………………..16

9. Требования к изделию …………………………………………………………..16

10.Дизайн – спецификация………………………………………………………….17

11. Инструменты и оборудование………………………………………………… .17

12. Правила безопасности во время работы..………………………………………18

13. Санитарно-гигиенические требования…………………………………………18

14. Технология изготовления………………………………………………………18

15. Контроль качества………………………………………………………………18

16. Экологическое обоснование……………………………………………………19

17. Экономическое обоснование……………………………………………………19

18. Реклама……….…………………………………………………………………..19

19. Самооценка………………………………………………………………………20

20. Словарь терминов……………………………………………………………….20

21. Библиографический список……………………………………………………21

ОБОСНОВАНИЕ ВЫБОРА ПРОЕКТА

На уроках технологии мы знакомимся с различными видами рукоделия. Особенно интересным для меня оказалась техника вышивки крестом.

Вышивка крестом снова в моде. Она возвращается в интерьер в картинах, подушках, салфетках, принося в дом уют и своеобразность. Работы, выполненные в этой технике поражают разнообразием, изысканностью и оригинальностью. Именно поэтому темой своего творческого проекта я выбрала «Декорирование интерьера» в технике - вышивка крестом. Тем более, что дома был сделан родителями ремонт, изменился внешний облик квартиры и потребовалось дополнительное оформление, я решила внести свой посильный труд в семейный уют.

СХЕМА ОБДУМЫВАНИЯ

Прежде чем приступить к работе над проектом, необходимо четко представлять все основные аспекты своей работы.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОНКРЕТНОЙ ЗАДАЧИ И ЕЕ ФОРМУЛИРОВКА

Когда я обосновала возникшую проблему и потребность, то сразу поняла: моя задача - украсить интерьер комнаты.

ВЫЯВЛЕНИЕ ОСНОВНЫХ ПАРАМЕТРОВ И ОГРАНИЧЕНИЙ

Изделие должно отвечать следующим требованиям:

٭ Изделие должно быть красивым и выполнено аккуратно

٭ Изделие должно соответствовать выбранному стилю

٭ Изделие должно быть практичным и прочным.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ

Мир узоров и красок, воссоздаваемых с помощью наипростейшего оборудо­вания — иглы, так многообразен в его истории, традициях и современных модификациях, что даже для беглого обозрения его потребовалось бы многотомное издание. Тысячелетия назад человек украшал свою одежду несколькими разноцветными кусками кожи. И это уже была аппликация — вид вышивки.

Многие годы крепостная женщина слепла, вышивая мельчайшим, уме­щавшимся на одной ниточке тончай­шего полотна крестом небольшую подушку-игрушку. Редкостные, пре­красные эти вышивки, даже вблизи кажущиеся тонкой росписью крас­ками по полотну, до сих пор удивляют посетителей музеев.

Темп и другие характеристики тру­да, всего стиля жизни неизбежно на­кладывают отпечаток даже на наше, казалось бы, сугубо личное творчест­во «для дома, для семьи», для себя. Никогда не выходящая из моды вышивка, словно живой цветок, одухо­творяющая любую, массового произ­водства вещь, сегодня тяготеет к фор­мам лаконичным, технике — доволь­но простой: полукрест, крест, счетная гладь, стебельчатый, тамбурный (пе­тельчатый) швы, мережка и т. п. И ри­сунок на угол воротника, карман платья, блузки, легкого жакета вы­бирается, как правило, небольшой, несложный, такой, что вполне можно осилить за два-три свободных вечера.

Даже небольшой, вышитый стебель­чатым швом узор украсит пододеяль­ник и скатерть, наволочку и набор салфеток.

Широко используются также в ка­честве отделки сочетания декоратив­ных швов и фабричного производ­ства тесьмы, фрагментов аппликации.

Прежде чем браться даже за не­большой узор на крупной, весьма ценной вещи, лучше попрактиковать­ся, «набить руку». Счетная вышивка требует материала с четкой, полот­няного переплетения фактурой или работы по канве. Во втором случае приходится учитывать, что один и тот же рисунок, вышитый по нитям осно­вы, получается гораздо шире, чем по нитям утка. Такая неровность в пере­плетении затрудняет вышивку по кан­ве квадратов, углов. Удачнее они получаются на рогожке, крупного плетения полотне.

Толщина удобной — не длинной и не очень острой иголки выбирается в зависимости от плотности материала и ниток. Понятно, что для шелка или «мулине» иголка понадобится потонь­ше, чем для шерсти. Используют для вышивки и хлопчатобумажные нитки, штопку. Очень хорошо смотрятся такие виды ручной вышивки, как ришелье, сетка, настильная гладь, выполненные тонкой «катушечной» либо вытянутой из той же ткани нит­кой.

Вышивка требует терпения и акку­ратности, ибо при неряшливом выпол­нении рисунок, особенно симметрич­ный, искажается, тем самым обесце­ниваются затраты времени и труда.

Счетные вышивки можно подразде­лить в основном на три группы: набор (вышивка прямой нитью, проложен­ной швом «вперед иголку»), счетная гладь и крест. При помощи этих элементов создаются оригинальнейшие комбинации, которые хорошо сочетаются с ажурной сеточкой и мережками.

Аккуратность, мастерство на выши­тых вещах (как и в шитье) часто опре­деляют прежде всего по изнанке — у настоящей мастерицы здесь не уви­дишь ни узлов, ни беспорядочной путаницы ниток. Начиная вышивать, она оставляет на изнанке свободный конец нитки, который затем запоши­вает под несколько изнаночных стеж­ков.

Иногда причиной небрежности яв­ляются ошибки в выполнении рисун­ка, вернее — попытки замаскировать их. Чтобы работа удалась (если вы еще не достигли уровня, когда сами сможете перерабатывать, видоизме­нять узор), надо строго придержи­ваться рисунка. В случаях выполнения симметричного узора, особенно в уг­лах рисунка, лучше проложить вспо­могательные контуры (швом «вперед иголку») в виде прямых углов и диагональных линий, что поможет избежать искривления общего конту­ра и деталей.

ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

Истоки народной вышивки скрываются в глубинах тысячелетий. Самая древняя находка датируется 11-13 веками. Искусство вышивания имеет многовековую историю. В далекие времена, когда люди жили разобщено, каждый народ, а иногда и небольшое селение имели свои особенности в вышивке и других видах народного творчества. С расширением связей между отдельными районами местные особенности обогащали друг друга. Из поколения в поколение отрабатывались и улучшались узоры и цветовые решения, создавались образцы вышивки с характерными национальными чертами.

Вышивка распространялась по всей России. Все женщины обязаны были владеть искусством вышивания. Для украшения тканей использовались различные орнаменты: древа жизни, птицы, женские фигуры, как символ счастья, здоровья, плодородия. Русская вышивка отличалась особым разнообразием. К старинным русским швам относятся: шов роспись или полукрест, набор, крест, счетная гладь, «козлик», белая мелкая строчка. Во всех регионах России вышивка имела свои особенности. Русские крестьянские вышивки можно разделить на две основные группы: северную и среднерусскую. К северной относятся работы Архангельской, Новгородской, Псковской, Вологодской, Калининской, Ивановской, Горьковской, Ярославской, Костромской, Владимирской; к среднерусской — Калужской, Тульской, Рязанской, Смоленской, Орловской, Пензенской, Тамбовской, Белгородской и Воронежской областей. Удивительно, как русские женщины, жизнь которых была тяжёлой, смогли вложить в вышивку столько красоты, жизнерадостности и оптимизма. Книг не было, да и школ не было. Учились друг у друга. В каждой губернии, порой даже в самом маленьком районе рождалась своя, отличная от других техника вышивания: тверская мелкая строчка, крестецкая строчка, нижегородский гипюр, ивановская и ярославская строчки с обводкой, олонецкое шитье с перевитью, тамбурный шов, «верхошов», двусторонняя гладь. Даже вышивка крестом, хорошо известная техника вышивания во всех регионах России, различается и по виду, и по цвету: воронежские узоры вышивались преимущественно черной нитью, северные – красной, на Белгородчине основной узор – сочетание красного и черного цветов. Чёрный цвет в вышивке обозначает чернозёмную почву, красный цвет обозначает свет, солнце. Появление в вышивке рушников других цветов (голубого, синего, фиолетового, жёлтого, оранжевого, зелёного и др.) объясняется введением городской моды после Великой Отечественной войны.