Смекни!
smekni.com

Деловая игра как форма квалификационных испытаний в процессе аттестации педагогических и руководящих работников Научно-методические рекомендации (стр. 3 из 5)

Стратегия имитационности (имитационные игры, аттестационные игры). Близка по сути к упомянутой выше, но отличается тем, что предметом обсуждения и проживания в ней становятся, во-первых, ситуации экстремальные, во-вторых, ситуации, в которых человек реально не был. Ключевая фраза в играх этой стратегии: «Представьте, что будет, если...» — и дальше предлагаются разнообразные, иногда весьма затруднительные обстоятельства жизни, по отношению к которым участникам и предлагается продумать свои действия. В этой стратегии (в отличие от стратегии позиционности) обсуждаются ситуации не насущные, а возможные. Важным игровым результатом является здесь обретение некоторого представления, как можно действовать в таких ситуациях, снятие страха по отношению к попаданию в них.

В играх, построенных на имитационной стратегии, обычно идет работа с будущим, не всегда известным участникам. Результатом в этом случае может стать адаптация специалиста к возможным, новым условиям. Поэтому в этих играх особенно актуальны прогностические, гипотетические, интуитивные усилия участников.

Стратегия драматизации. Сюда относятся хорошо известные сюжетно-ролевые игры, актерская игра (профессиональная и любительская), игры-подражания. Ситуации и роли, которые разыгрывают участники, могут быть прописаны, а могут быть только намечены. В этом случае у игроков есть возможность свободной импровизации и в тексте, и в построении мизансцен на основе оговоренной сюжетной канвы. Что становится предметом драматизации, зависит от группы и ее задач.

Стратегия розыгрыша. Стратегия, максимально ориентированная на эмоциональное начало человека. Почему-то именно в этих играх мы достигаем максимальных амплитуд эмоциональных реакций. Это часто непредсказуемая эмоция (от гнева до хохота). Актуальным в розыгрышах и шутках становится чувство юмора, умение легко отнестись к ситуации, которая неподвластна нам, к обстоятельствам, которые мы не в силах изменить. Таковых с годами меньше, увы, не становится. Не потому ли А. Володин однажды заметил:

«Самоучитель по улыбкам нам надобен, господа!»

Стратегия собирательства — коллекционирование, накопление, сбор чего-то важного для человека с возможностью впоследствии предъявить народу свое богатство. Часто именно эта стратегия заложена в ситуациях подсчета рейтинга, когда человек собирает какие-то очки, знаки и по их количеству удостаивается какого-либо вознаграждения. К стратегии собирательства имеет отношение и идея создания портфолио слушателя, специалиста, аттестующегося. Портфолио можно рассматривать как коллекцию работ слушателя, отображающую его участие в учебном процессе, а также как коллекцию профессиональных разработок, информационных, аналитических материалов, отражающую его деятельность и рост в межаттестационный период. В портфолио включается весь материал, собранный за определенный период профессионального становления или развития: конспекты прочитанного, размышления о неоднозначных решениях проблем, выводы состоявшихся дискуссий, аргументированные эссе, личные наработки по обсуждаемым темам. Основная идея этой стратегии в том, что в любом человеке есть дух собирателя.

Стратегия шанса (лотереи, пари, прогнозы, игры случая). К этой стратегии относятся все игры, в которых задействованы усилия игроков по прогнозам, предположениям, версиям. Например, телевизионная игра «100 к 1» в основе своей построена по стратегии шанса. В играх этой стратегии упор делается все-таки на интуитивные предположения. Всегда любопытна самодиагностика верности своих догадок по тем или иным вопросам, В этих играх открывается возможность проверки совпадения представлений здравого смысла и собственно научных. Поскольку не все в нашей жизни можно просчитать и спрогнозировать, работа в этой стратегии расширяет наши возможности по диалогу с Реальностью.

Стратегия интерпретации. К этой игровой стратегии можно отнести создание любых текстов — графических, пластических, словесных, любое толкование действительности, герменевтический взгляд. Игры-интерпретации — это всегда выбор отправных точек, акцентов, принципиальных для выстраивания той или иной интерпретации, того или иного, понимания мира, себя; своеобразные игры ученых (их интеллектуальные изыскания); действия мастеров любого вида искусства по пути отражения действительности; метафоризация жизни как игра. Основной инструмент — язык интерпретации, взятый игроком за основу (слово, нота, краски, жесты...). В этой стратегии актуализируются такие способности человека, которые М. С. Каган назвал способностью образного удвоения реальности.

Действия участников на педагогических мастерских (мастерские творческого письма, мастерские сотрудничества, ценностных ориентаций и др.), используемых сегодня в постдипломном образовании, могут быть отнесены к игровым в рамках стратегии интерпретации.

Коль скоро мы говорим о возможностях целостного и комплексного личностно-профессионального становления и реализации человека в условиях постдипломного образования и в условиях квалификационных испытаний, необходимо и при использовании игровых форм взаимодействия с участниками этих процессов стремиться к определенной целостности этих форм. Одной из гарантий этого может стать комплекс игровых стратегий, используемых в программах постдипломного образования и в аттестационных процессах.

Требования к ведущим деловой игры

(На основе: А.П.Панфилова // ДИСКУССИИ ОБ АНДРАГОГИКЕ. Материалы 2й международной научно-практической конференции. 16-17 апреля 2002)

Использование в системе повышения квалификации и аттестации педагогических и руководящих работников в системе образования различных интерактивных технологий потребовало принципиально новой компетентности. Речь идет об игротехнической компетентности. Игротехническая компетентность - это владение интерактивными технологиями. С одной стороны, она связана с игротехническими знаниями, умениями и навыками, то есть владением интерактивными технологиями: деловыми играми, методом кейсов, ролевыми играми, тренингами и т. п., с другой, андрагогической компетентностью, так как обучение и аттестация взрослых — это особая ответственность, требующая сугубо индивидуального подхода.

В Санкт-Петербурге в 2003 г. прошла международная конференция «Семьдесят лет деловых игр в России...» ко дню рождения Марии Мироновны Бирштейн, разработчика первой отечественной игры, - что говорит о продолжительной истории развития игровых технологий в России. Сегодня «нам нужна игротехническая компетентность в самом широком плане» - утверждает А.П.Панфилова.

А.П.Панфилова подготовила книгу ««Игротехнический менеджмент. Интерактивные технологии для обучения и организационного развития персонала». Данную книгу мы рекомендуем преподавателям и экспертам в системе повышения квалификации и аттестации педагогов. В пособии можно найти все известные технологии и способы работы с ними.


Особенности участников деловой игры в процессе аттестации

(На основе С.Л.Братченко // ДИСКУССИИ ОБ АНДРАГОГИКЕ. Материалы 2й международной научно-практической конференции. 16-17 апреля 2002)

Так что же такое взрослый человек? Это - в первую очередь зрелый человек. А что такое зрелость? Это наличие определенных взглядов, это достаточно сформированная картина мира, это субъектность. Это означает, что он ничего не принимает на веру - в той мере, в какой он взрослый, он все «фильтрует», критически воспринимает и осмысливает. Следовательно, необходимо использовать в процессе повышения квалификации и аттестации такие методы, такие формы, чтобы, с одной стороны, это не вызвало сопротивления, а с другой стороны, - чтобы изначально было вариативным и незавершенным, позволяло строить дискуссию, диалог.

Зрелость означает также высокий уровень рефлексивности, достаточно ясную осознанность своих интересов, потребностей. Взрослый человек знает (хотя бы в общем виде), чего он хочет. Он, включаясь и в процесс дополнительного образования, и в процесс аттестации, обычно имеет свою цель, - часто не вполне совпадающую с общепринятыми целями, свои смыслы.

Взрослый человек - это самостоятельный человек, обладающий способностью - на основе адекватного восприятия, понимания и критического осмысления - видеть варианты, альтернативы, учитывать имеющиеся у него возможности и ресурсы и делать выборы, а затем и отвечать за них. То есть взрослый человек - обязательно ответственный человек.

Взрослый человек - это непременно индивидуальность. Чем старше люди, тем более индивидуальными, непохожими друг на друга они становятся. У каждого человека развиваются неповторимые особенности, раскрываются индивидуальные качества, накапливается уникальный жизненный и профессиональный опыт. Если совместить теперь эту зрелость, критичность, самостоятельность, индивидуальность, то мы получаем очень серьезную проблему в лице обучающегося или аттестующегося взрослого.

Деловая игра «Аттестация»

Деловая игра «Аттестация» разработана А.П.Панфиловой на основе принципов, изложенных в ее книге «Игротехнический менеджмент. Интерактивные технологии для обучения и организационного развития персонала». М., Знание. 2003. 536 с.. Деловая игра «Аттестация» была презентована профессиональному сообществу в ходе 3й международной конференции «Особенности профессионального мастерства специалиста постдипломного образования» 15-16 апреля 2003. Оригинальная модель игры предназначена для обеспечения интерактивного характера образовательного процесса в постдипломном образовании, а также для различных видов аттестации в ходе дополнительного образования взрослых.