Неожиданное отвлечение от темы - пример применения этого приема дал нам Демосфен, один из праотцов современной риторики. Выступая на суде, он обвинил судей в рассеянности и невнимательности, а затем вдруг стал рассказывать басню о человеке, который нанял осла и прежде, чем увести его, сел отдохнуть в тени животного. Хозяин осла возмутился, потому что отдал внаем только осла, а не тень от него. Спор перерос в судебную тяжбу. Тут Демосфен вернулся к сути вопроса, а когда судьи спросили его, чем закончилось дело об осле и его тени, он ответил: "Басню о тени осла вы готовы слушать, а важное дело слушать не желаете". Сделанный вами экскурс в несвязанный с темой выступления предмет повышает внимание тем, что во время рассказа слушатели отдыхают, а после - пытаются отыскать связь между сказанным и темой выступления. Вы же можете сказать что-нибудь вроде: "Что-то я отвлекся. Вернемся к нашей теме".
Физическое привлечение внимания - найдите какой-нибудь предмет, через который сможете изложить свою мысль, и привлеките к нему внимание. Например, "вот у нас тут есть книга, в которой собраны высказывания ведущих экспертов по нашей проблеме; здесь есть 142 толковых совета, как достичь того, к чему мы стремимся и, наверное, миллион инструкций, как сделать это самым оптимальным способом, - но я вам расскажу о совершенно другом пути".
Приближение к слушателям - вы можете спуститься в зал, если до этого стояли на сцене, но не уходите слишком далеко в глубину зала; это выглядит, как если бы вы пытались контролировать слушателей.
Старший методист информационно-издательского
Отдела Ненецкого филиала АО ИППК РО Белова И.В.