Смекни!
smekni.com

Методические рекомендации по проведению мониторинга на уроках музыки: как происходит духовное развитие личности ребенка (стр. 7 из 10)

b) М. И. Глинка «Вальс-фантазия» (рондо);

c) М. И. Глинка увертюра к опере «Руслан и Людмила» (сонатная).

9. Опишите музыкальный образ (Ф. Лист «Грезы любви»).

10. Какие образы характерны для творчества П. И. Чайковского, Э. Грига, С. В. Рахманинова? Приведите примеры знакомых Вам произведений этих авторов (образы природы).

11. Опишите музыкальный образ (П. И. Чайковский «На тройке» - «Ноябрь» из «Времен года»).

12. Опишите музыкальный образ (Глиэр «Концерт для голоса с оркестром»).

13. Что такое музыкальный образ? Есть ли в других видах искусства определение «образ»? Приведите примеры.

14. Определите гомофонный и полифонический склад музыки. Если в этих произведениях Вы узнали композиторов и названия произведений, то напишите.

a) И. С. Бах «Органная фуга» ля минор;

b) С. В. Рахманинов «Вокализ».

15. Определите солирующие инструменты в двух фрагментах:

a) А. Эшпай «Венгерские напевы»;

b) Э. Григ «Соната для виолончели с оркестром».

16. Какие произведения называются программными? Объясните и приведите примеры программной музыки.

17. Сравните два музыкальных фрагмента. Что общего и что различного в этих произведениях? (М. Равель «Болеро», Д. Д. Шостакович «Симфония № 7).

18. Опишите музыкальный образ (Ф. Шуберт «Аве Мария»). Приведите примеры из других видов искусств, где образ такого же воздействия, как и в данной музыке.

19. Опишите два женских образа. Какой образ Вам ближе и почему?

a) Бизе «Хабанера» из оперы «Кармен»;

b) Э Григ «Песня Сольвейг».

20. Определите композитора, название, жанр и форму произведения (П. И. Чайковский «Ромео и Джульетта», увертюра-фантазия, - сонатная форма).

21. Вы знаете, что такое увертюра и знаете, что, как правило, в увертюре дается характеристика главных действующих лиц произведения. Постарайтесь описать по музыке человеческие качества, характер данного действующего лица. Вспомнили ли Вы знакомую интонацию, прозвучавшую в увертюре? (Шнитке «Ревизская сказка»).

22. Что такое гомофония и полифония? Приведите примеры.

23. Один ли композитор написал эти два произведения, таких различных по образному содержанию?

(А. Скрябин «Прелюдия» и «Этюд № 12»).

24. Какой образ объединяет эти произведения? Кто их автор?

a) С. В. Рахманинов «Концерт для фортепиано с оркестром № 2;

b) «Этюд-картина № 3»;

c) Поэма «Колокола».

(образ – колокола).

25. Послушайте два произведения. Они сходны по жанру, но созданы русским и зарубежным авторами. Определите жанр и принадлежность музыки русскому и зарубежному автору. Аргументируйте свой ответ.

a) Ф. Шуберт «Неоконченная симфония»;

b) В. Калинников «Симфония № 1» соль минор.

26. Опишите свои впечатления от данной музыки (Майкл Джексон «Маленькая Сюзи»).

27. Что такое музыкальная драматургия? В какой форме и почему она проявляется наиболее полно и ярко? (сонатная форма: вступление; экспозиция - г.п., п. п.; разработка; реприза; кода).

28. Опишите музыкальный образ (Огинский «Полонез»).

29. Напишите все формы в музыке и приведите примеры. Например: рондо – В. А. Моцарт «Рондо в турецком стиле».

30. Определите по стилю музыку В. А. Моцарта. Аргументируйте, почему именно эту музыку Вы считаете музыкой В. А. Моцарта?

a) В. А. Моцарт «Симфония № 40»;

b) М. И, Глинка, увертюра к опере «Руслан и Людмила»;

c) Сибелиус «Грустный вальс».

31. Это стихотворение написано в1942 г. Н. Крандиевской-Толстой. Поставьте фамилию композитора и название в недостающие строки произведения:

По радио дали тревоги отбой.

Пропел о покое знакомый гобой.

Окно раскрываю, ветер влетает,

И музыка с ветром. И я узнаю

Тебя, многострунную бурю твою,

(Чайковского) стон лебединый, - (Шестая),

По-русски простая, по-русски святая,

Как Родины голос, не смолкший в бою!

(П. И. Чайковский «Симфония № 6», 1-я часть).

32. Перед Вами 2 фрагмента военных стихов М. Матусовского и А. Межирова. Поставьте недостающие строки: когда и где была написана музыка; фамилию композитора.

Над миром катилась гроза.

Еще никогда на концерте

Так близко не чувствовал зал

Присутствия жизни и смерти.

Как дом от полов до стропил,

Охваченный пламенем сразу.

Оркестр, обезумев, вопил

Одну музыкальную фразу.

Ей пламя дышало в лицо,

Глушила её канонада.

Она прорывала кольцо

(Блокадных) ночей (Ленинграда).

И через всю страну струна

Натянутая трепетала,

Когда проклятая война

И души и тела топтала.

Стенами яростно навзрыд,

Одной-единой страсти ради

На полустанке – инвалид

И (Шостакович) – в (Ленинграде).

(Д. Д. Шостакович «Ленинградская симфония», 1-я часть).

33. Мы знаем, что музыка воздействует на нас потому, что в ней есть красота и правда. Послушайте эту музыку и напишите, красива ли она, воздействует она на нашу душу и сердце и почему? (А. Шенберг «Уцелевшие в Варшаве»).

34. В чем различие между формой рондо и вариаций. Постарайтесь привести примеры произведений, написанных в этих музыкальных формах.

35. Определите по стилю автора незнакомой Вам музыки. Почему инструмент, для которого написано это произведение, был очень любим композитором? (И. С. Бах «Токката и фуга» ре минор, фрагмент).

36. Послушайте знакомые фрагменты из крупных произведений. Перечислите, что их объединяет. (П. И. Чайковский финал 4-й симфонии и финал 1-го концерта для фортепиано с оркестром).

37. Как Вы думаете, почему эту мелодию для женского голоса композитор оставил без слов? Назовите произведение и его автора, а также определите певческий голос (С. В. Рахманинов «Вокализ»).

38. Сейчас Вы услышите начало «Неоконченной» симфонии Ф. Шуберта. Исходя из знания законов музыкальной драматургии, предположите, в какой музыкальной форме происходит развитие

этих образов в дальнейшем, и объясните, почему. (Ф. Шуберт «Неоконченная симфония», экспозиция 1-й части).

39. Эту песню-балладу на стихи Гете Вы слышали на немецком языке. Знаменитый композитор и пианист Ф. Лист сделал её переложение для фортепиано. Вслушайтесь внимательно, вспомните и перескажите содержание этой драматической картины. Укажите автора и название (Шуберт-Лист «Лесной царь»).

40. Определите по стилю автора музыки и приведите свои доказательства (Л. В. Бетховен «Соната № 23», «Аппассионата»).

41. Проследите за развитием музыкального образа и опишите его. Вспомните название сочинения и его автора (С. Прокофьев, балет «Ромео и Джульетта» - «Джульетта девочка»).

42. Какой знаменитой музыкой начинается программа «Вести» на РТР? Вспомните, какую народную песню использовал композитор в другой части этого произведения? (П. И. Чайковский «1-й концерт для фортепиано с оркестром»).

43. Почему композитор для разных жизненных ситуаций берет два разных жанра? Аргументируйте ответ. Напишите названия этих произведений (Л. В. Бетховен «Сурок» и увертюра «Эгмонт»).

44. Попробуйте логически связать два произведения, которые прозвучат друг за другом (М. И, Глинка «Ария Ивана Сусанина» и В. А. Моцарт «Лакримоза» из «Реквиема»).

45. Что такое музыкальная драматургия, и какие образы, по вашему мнению, могут быть использованы в драматургии музыкальных произведений?

46. Кто из русских композиторов входил в творческое объединение «Могучая кучка»? Что объединяло их взгляды? (Балакирев, Стасов, Кюи, Мусоргский, Бородин, Римский-Корсаков).

47. Сопоставьте три музыкальных произведения. В чем их сходство и различие?

a) С. В. Рахманинов «Концерт для фортепиано с оркестром № 3»;

b) П. И. Чайковский «Концерт для фортепиано с оркестром № 1»;

c) Д. Б. Кабалевский «Концерт для фортепиано с оркестром».

Все эти авторы связаны с Санкт-Петербургом. Композитор, написавший сочинение, прозвучавшее первым, три года учился в Санкт-Петербургской консерватории; другой закончил эту консерваторию; третий родился в Санкт-Петербурге, много сочинял для детей и юношества. По программе последнего занимаются дети России на уроках музыки. Какому композитору принадлежат слова: «У изгнанника, который лишился музыкальных корней, традиций и родной почвы, не остается желания творить»? (С. В. Рахманинов).

48. Два стихотворения описывают гомофонический и полифонический склад музыки. Напишите под буквами «а» и «б», к какому складу музыки принадлежит каждое стихотворение? Приведите примеры.

Два голоса пленительно сливаясь,

С небесной сладостью песнь дивную поют;

Сдружившись стройностью и в звуках соглашаясь,

Они в таинственной гармонии текут.

(Е. Ростопчина)

Вот тонким голосом сначала

Поет протяжно запевала,

Вот подстает к нему другой,

Еще.. еще.. и подхватили.

(А. Яхонтов)

а) гомофония; б) полифония.

49. Какие произведения в музыке называются программными? Приведите примеры программной и непрограммной музыки.

50. Определите формы в музыке и докажите, почему композитор выбрал, отталкиваясь от жизненного содержания, именно эту форму, а не другую?

a) Сибелиус «Грустный вальс» (рондо)

b) Д. Б. Кабалевский «Вариации на японскую народную песню «Вишня».

8 класс

1. Что значит современность в искусстве? Можно ли назвать современниками композиторов, поэтов, писателей, художников предыдущих веков? Аргументируйте свои ответы примерами.

2. Определите композитора, название произведения, историю его создания и опишите музыкальный образ (Л. В. Бетховен соната № 14).

3. Определите жанры и направления в музыки. Расскажите об одном из них с точки зрения темы: современное искусство и современность в искусстве:

a) И. Дунаевский «Белая акация» (оперетта);

b) П. И. Чайковский «Симфония № 4»;

c) Луи Армстронг (джаз).

4. Объясните понятие «сонатная форма».

5. Найдите общие и разные черты в этих произведениях:

a) П. И. Чайковский увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта»;

b) С. С. Прокофьев балет «Ромео и Джульетта»;

c) Бернстайн «Песня Тони» из мюзикла «Вестсайдская история».

6. Что это за музыка? К какому стилю она относится? Найдите картины, которые наиболее полно изображают данную музыку: