39. Диск-жокей из Кливленда Элан Фрид ввел в обиход название этого танца и музыкального стиля, которое в дословном переводе означает «раскачиваться и вертеться»? (Рок-н-ролл).
40. Композитор, автор песни «Подмосковные вечера», которая стала своеобразной визитной карточкой России? (В. П. Соловьев-Седой).
41. Какой народ считает своим национальным инструментом кобзу? (Украинцы).
42. Название какого инструмента содержит два термина «громко» и «тихо»? (Фортепиано).
43. Лидер группы «ДДТ»? (Ю. Шевчук).
44. Какой музыкальный инструмент назван в честь древнерусского певца сказителя? К какой группе инструментов он относится? (Баян, клавишно-духовой).
45. Какой музыкальный стиль объединил Луи Армстронга, Дюка Элингтона, Леонида Утесова? (Джаз).
46. Этот инструмент используется как эталон высоты при настройке музыкальных инструментов (камертон).
47. В каком английском городе родился знаменитый английский квартет «Битлз»? Что означает это название? (Ливерпуль, черные жуки).
48. Большой коллектив музыкантов, руководимый дирижером? (Оркестр).
49. Создатель и руководитель первого русского народного хора, который и теперь носит имя своего основателя? (М. Пятницкий).
50. Название этого музыкального инструмента в переводе с французского означает «королевский», «царственный»? (Рояль).
51. Какая геометрическая фигура стала музыкальным инструментом? (Треугольник).
52. О какой птице жалобно пели анархисты и беспризорники в 20-е годы 20 века? («Цыпленок жареный»).
53. Как называют модную песенку, хит, «гвоздь сезона»? (Шлягер).
54. Популярная эстрадная певица, которая родилась в шахтерской семье во Франции, росла в Польше, а концерты давала по всему миру? (Э. Пьеха).
55. Перерыв между действиями в спектакле, опере или между отделениями концерта? (Антракт).
56. Эта страна считается родиной оперы? (Италия).
57. Композитор, написавший музыку более чем к 120 фильмам, в том числе к «Приключениям Электроника» и «Гостье из будущего»? (Е. Крылатов).
58. Это произведение чаще всего исполняли влюбленные юноши под окнами своих избранниц? (Серенада).
59. Американец, получивший титул «Король рок-н-ролла»? (Элвис Пресли).
60. Композитор, которого считают первым реформатором русской оперы? (М. И. Глинка).
61. Известный советский педагог, композитор, разработавший систему музыкального воспитания детей? (Д. Б. Кабалевский).
62. Композитор, написавший оперу по роману Л. Н. Толстого «Война и мир»? (С. С. Прокофьев).
63. Этот композитор, теряя слух, продолжал творить. Его девизом были слова: «Через страдания к радости, через борьбу к победе»? (Л. В. Бетховен).
64. Этот русский композитор известен еще как ученый-химик, автор более 40-ка научных трудов? (А. П. Бородин).
65. Какой композитор считал, что музыка приносит людям «утешение и подпору»? (П. И. Чайковский).
66. В каком городе проходит конкурс им. С. В. Рахманинова? (Тамбов).
Золотой фонд
Л. В. Бетховен:
1. «Сурок»
2. Симфония № 5 (1 и 3 части)
3. Музыка к трагедии Гёте «Эгмонт» (увертюра, «Песня Клерхен»)
4. Соната № 14 (все части)
П. И. Чайковский:
1. Балет «Лебединое озеро» («Танец маленьких лебедей»; «Неаполитанский танец»)
2. Балет «Щелкунчик» («Марш»; «Танец феи Драже»)
3. Опера «Евгений Онегин» (вступление; хор «Уж как по мосту, мосточку»)
4. Симфония № 4 (финал)
5. Симфония № 6 (1-я часть)
6. «Концерт для фортепиано с оркестром» (1-я и 3-я части)
7. Фортепианный цикл «Времена года»
8. «Сентиментальный вальс»
9. Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта»
С. С. Прокофьев:
1. Балет «Золушка» («Вальс и полночь»)
2. Кантата «Александр Невский» (хор «Вставайте, люди русские»)
3. Опера «Война и мир» (Ария Кутузова; вальс Наташи Ростовой)
4. Балет «Ромео и Джульетта» (Джульетта-девочка»; «Монтекки и Капулетти»).
Ж. Бизе:
1. Опера «Кармен» («Увертюра»; «Марш Тореадора»; «Хабанера»; «Марш мальчишек»)
Э. Григ:
1. Сюита «Пер Гюнт» («Утро»; «Смерть Озе»; «Танец Анитры»; «В пещере горного короля»; «Песня Сольвейг»)
2. Романс «Заход солнца»
М. И. Глинка:
1. Опера «Иван Сусанин» («Ария Сусанина»; хор «Славься»)
2. «Арагонская хота»
3. «Венецианская ночь»
4. «Жаворонок»
5. Опера «Руслан и Людмила» (увертюра; «Марш Черномора»)
6. Романс «Я помню чудное мгновенье»
7. «Попутная песня»
8. «Вальс-фантазия»
Ф. Шопен:
1. Вальсы: № 6; № 7; № 10; № 14
2. Мазурки, полонезы
А. П. Бородин:
1. Романс «Спящая княжна»
2. Опера «Князь Игорь» (ария князя Игоря; ария хана Кончака»; «Половецкие пляски»)
3. Симфония № 2 «Богатырская» (1-я часть)
Н. А. Римский-Корсаков:
1. Опера «Сказка о царе Салтане» («Три чуда»; «Полет шмеля»)
2. Опера «Садко» (песня Садко «Ой, ты темная дубравушка»; «Колыбельная Волховы»)
3. Опера «Снегурочка» (ария Снегурочки; третья песня Леля; сцена таянья Снегурочки)
4. «Сеча при Керженце» из оперы «Сказание о невидимом града Китеже»
С. В. Рахманинов:
1. «Концерт для фортепиано с оркестром № 2» (1-я часть)
2. «Концерт для фортепиано с оркестром № 3» (1-я часть)
3. «Вокализ»
4. Романс «Весенние воды»
5. Романс «Островок»
А. И. Хачатурян:
1. Балет «Гаянэ» («Танец с саблями»)
2. Музыка к драме М. Ю. Лермонтова «Бал-маскарад» («Вальс»)
Дж. Гершвин:
1. Опера «Порги и Бесс» («Колыбельная Клары»)
2. «Рапсодия в блюзовых тонах»
Д. Б. Кабалевский:
1. Вариации на тему японской народной песни «Вишня»
В. А. Моцарт:
1. «Рондо в турецком стиле»
2. Симфония № 40 (1-я часть)
3. «Маленькая ночная серенада»
4. «Реквием» (№ 7 «Лакримоза»)
Г. В. Свиридов:
1. Поэма «Памяти Сергея Есенина» («Поет зима, аукает»)
2. Увертюра «Время, вперед»
3. Музыка к повести А. С. Пушкина «Метель» («Романс»; «Вальс»)
М. П. Мусоргский:
1. Опера «Борис Годунов» («Монолог Бориса»; «Песня Варлаама»; «Сцена под Кромами»; «Сцена у храма Василия Блаженного»)
2. Опера «Хованщина» («Рассвет на Москва-реке»; «Исходила младешенька)
3. Фортепианный цикл «Картинки с выставки» («Балет не вылупившихся птенцов»; «Баба-Яга»; «Богатырские ворота»)
Ф. Шуберт:
1. «Аве Мария»
2. Баллада «Лесной царь»
3. «Неоконченная симфония»
И. С. Бах:
1. «Органная фуга соль минор»
2. «Органная фуга ля минор»
3. «Токката и фуга ре минор»
4. «Шутка» из сюиты № 2
А. Скрябин:
1. Этюд № 12
2. Прелюдия № 4
И. Штраус:
1. Оперетта «Летучая мышь» («Вальс»)
2. «Полька-пиццикато»
Глюк:
1. «Мелодия» из оперы «Орфей»
М. Равель:
1. «Болеро»
К. Дебюсси:
1. «Лунный свет»
Ф. Лист:
1. «Венгерская рапсодия № 2»
Д. Д. Шостакович:
1. Симфония № 7 (Эпизод нашествия)
2. «Праздничная увертюра»
Я. Сибелиус:
1. «Грустный вальс»
Огинский:
1. «Полонез»
Вилла Лобос:
1. «Ария» из «Бразильской бахианы» № 5
Дж. Верди:
1. Опера «Риголетто» (песенка Герцога; финал)
Бернстайн:
1. Мюзикл «Вестсайдская история» («Песня Тони»; «Сцена драки»; «У меня есть любовь»)
И. О. Дунаевский:
1. Увертюра из к\ф «Дети капитана Гранта»
Р. Щедрин:
1. «Купание в котлах» из балета «Конек-Горбунок»
2. «Озорные частушки»
Русские народные песни:
1. «Матушка, матушка, что во поле пыльно»
2. «Милый мой хоровод»
3. «Тонкая рябина»
4. «Комара женить мы будем»
5. «Эй, ухнем»
6. «Шел ленинградский паренек»
7. «Дубинушка»
8. «Солдатушки, бравы ребятушки»
9. «Вдоль по Питерской»
10. «Во кузнице»
Учащиеся должны знать:
1. стиль композитора
2. уметь описать музыкальный образ
3. уметь сопоставить образы в различных видах искусства (литературе, живописи, архитектуре и т.п.)
4. формы в музыке
5. жанры в различных видах искусства
6. определять исполнительский состав: хор – какой?; оркестр - какой?
7. инструменты симфонического оркестра
8. певческие голоса.
Заключение
Не устремленные к качеству, пусть лучше не говорят о культуре.
Н. К. Рерих
Уважаемые коллеги!
Мы надеемся, что изложенные ниже методологические основы преподавания урока музыки, как урока искусства, пригодятся Вам в вашей работе.
Два пути познания мира
Предмет | Естественные науки | Искусство |
Предмет познания | Реальность | Отношение к реальности |
Инструментарий | Понятие (объективная форма) | Художественный образ (субъективная форма) |
Пути освоения опыта | Изучение содержания | Проживание содержания (переживание) |
Итоги познания | Знания (миропонимание), понимание связи явлений, закономер- ностей в обществе и природе) | Желание (мироотношение), эмоционально-цен-ностные критерии жизнедеятельности, интуиция |
Функции искусства:
- преобразовательная
- познавательная
- коммуникативная
- оценочная (ценностные ориентации)
- эстетическая
Функции художественного образования
- развитие художественного кругозора
- развитие творческого начала
- развитие творческих способностей
Пространство культуры
(гуманистическая парадигма образования)
- понимание ребенка как особого мира, со своими смыслами, символами, своими законами, ценностями;
- понимание педагога как носителя педагогического творчества и обладателя продуктивного, диалогического творческого мышления;