И конечно, после заключительных строк стихотворения Рубцова «Про зайца» надо читать с детьми про дедушку Мазая, удивительного охотника, который не стрелял, а спасал зайчишек во время половодья. Но сначала рассмотрим с детьми картину И. И. Левитана «Большая вода», чтобы они представили себе половодье.
Художник выбрал ничем не примечательный, но очень характерный для русского пейзажа уголок природы во вре-мя весеннего разлива. Внимательно всмотримся в картину и побеседуем о том, что мы увидели.
Вопросы для беседы по картине И. И. Левитана «Боль-шая вода»:
1. Какое время года изображено на картине?
2. Картина изображает только природу?
3. Так ли уж безлюдна картина? Какие следы пребыва-ния человека изобразил художник? Как вы думаете, зачем?
4. Каких деревьев больше всего на картине? Опишите их, постарайтесь найти точные рисующие слова.
5. Какие ещё деревья нарисовал художник? Зачем? По-чему они такие?
6. Рассмотрите внимательно воду. Почему она так не-обычно нарисована?
7. Докажите, что художник изобразил солнечный день (обратите внимание на освещение и тени).
56
8. Как вы думаете, нравится художнику то, что он на-рисовал? Какое у него было настроение, когда он пи-сал эту картину? А у вас, когда вы на неё смотрите?
После того как дети представили себе половодье, «боль-шую воду», можно начинать чтение стихотворения Некра-сова «Дедушка Мазай и зайцы», которое знают и любят многие поколения людей. Дети тоже будут с удовольствием слушать его и читать сами, рисовать героев: толстую, похожую на купчиху зайчиху, горемыку-зайчишку на пне и других зайцев и зайчиков. Сопоставляя отношение к зверькам Мазая и мужиков, ученики-читатели, конечно, душой будут на его стороне и даже не поверят его словам о том, что он их не бьёт только весной и летом.
Очень интересен этот текст для отработки выразитель-ного чтения, в нём очень непросто расставляются паузы, но после соответствующей предварительной работы дети сумеют его верно прочесть. Необходимо поработать над сменой ритма в том месте текста, когда зайцы удирают от Мазая. Дети должны догадаться, что так автор передаёт стремительность движения вместо размеренной речи ста-рого человека, который «разболтался».
И ещё следует обратить внимание детей на название сти-хотворения. Нигде в тексте не проявивший впрямую свое-го отношения к Мазаю, автор тут ласково называет его не дедом, а дедушкой, и всё потому, что этот охотник не уби-вает, а спасает в половодье гибнущих зайцев, то есть по-ступает по-человечески.
Истории, которые рассказывает Л. Н. Толстой, причём он подчёркивает, что это - быль, рисуют обратную ситуа-цию: люди отбирают у орла то, что он добыл, чтобы кор-мить своих детей, а лев демонстрирует прямо-таки челове-ческую привязанность к маленькой собачке, и когда её не стало, он тоже не захотел жить.
Чтобы проверить, как дети восприняли нравственные уроки прочитанных произведений, можно провести небольшую самостоятельную работу: прочитать им рассказ В. А. Сухомлинского «Старый пёс» и попросить дописать его окончание. И вы увидите, что кто-то закончит рассказ по-человечески, как у автора: «Чтобы тебе не было скуч-
57
но», а кто-то напишет примерно следующее: «Ты стар, скоро умрёшь, мне нужен молодой пёс». Анализ того, что напишут дети, поможет ещё раз обсудить проблему взаимоотношений человека и «братьев наших меньших».
Уроки 107-109-й. Мой верный чиж, пёс, ...
Цели уроков:
1. Продолжение разговора о дружбе между ребятами и зверятами.
2. Развитие навыков устной и письменной речи.
Стихи детских современных поэтов, уже знакомых де-тям, просты и понятны по содержанию, легки для чтения и восприятия, поэтому ученики сами их смогут читать и анализировать по вопросам учебника.
Уроки 110-114-й. «Я хожу, учусь у леса жить по-человечьи» (по рассказу В. П. Астафьева «Белогрудка»)
Цели уроков:
1. Осмысление учащимися проблемы бездумного, жес-токого отношения человека к природе.
2. Продолжить работу над образом автора-рассказчика, перевоплощающегося в героя - животного.
Работа над рассказом В. П. Астафьева «Белогрудка» будет трудной, поскольку писатель он очень честный, жёстко говорящий правду, даже если слышать её человеку тя-жело и неприятно.
Всю свою жизнь (1924-2001) Виктор Петрович Астафь-ев прожил в Сибири. Деревенское детство его было, как он сам говорил, «не шибко сытым и счастливым», но в нём были детские игры («лапта моего детства»), строгая, но любящая бабушка, мама, недолго пожившая, но одарившая любовью, и друзья, оставшиеся на всю жизнь.
Пройдя через страшную войну, ранения, видя много не-справедливости и горя, он не ожесточился, он всегда ве-рил, что добрых людей на земле больше, и боролся со злом, прежде всего сидящим в человеке: злобой, завистью, под-лостью, трусостью.
58
Самое большое зло, считал Астафьев, - отношение со-временного человека к природе. В своих произведениях он с горечью рассказывает о людях, которые бездумно губят леса, реки и рыбу в них, животных. И всё же, обращаясь к молодым людям, он говорил незадолго до смерти: «Каж-дый человек неповторим на земле, и убеждён я, что каж-дая травинка, цветок, дерево... так же неповторимы, как и всё живое и живущее вокруг нас».
В. П. Астафьев писал рассказы о детях и для детей, но писал их всегда честно и прямо, говоря с детьми, как со взрослыми.
Рассказ «Белогрудка» написан о горе матери, у которой украли и убили детей, и неважно, что мать - куница, она, как и любая мать, бесконечно любит и бесконечно страда-ет, а потом мстит убийцам. Автор настолько понимает и чувствует её горе, что в рассказе есть места, где как будто слышится голос самой Белогрудки: «Белогрудка лизнула каждого из детёнышей в мордочку: дескать, я сейчас, ми-гом...» или «Если бы Белогрудка умела кричать - закри-чала бы». А иногда автор будто её глазами видит окружаю-щее: «Белогрудка обследовала всё по порядку и обнаружила, что вокруг ели топтались люди и на дерево неловко лез человек, сдирая кору, обламывая сучки, оставляя разящий запах пота и грязи в складках коры». Видимо, это удиви-тельное авторское умение понять её переживания, почувствовать каким-то общим чутьём и делает его рассказ, да и все другие произведения В. П. Астафьева такими пронзи-тельно искренними и честными.
Уроки 115-117-й. «Не нужно было лилию срывать, цветов озёрных белую сестрицу...»
Цели уроков:
1. Осмысление учащимися родства человека и природы.
2. Отработка навыков анализа лирического текста.
3. Отработка навыков выразительного чтения.
В стихотворениях А. С. Пушкина и немецкого поэта Б. Брехта, живших в разное время и в разных странах,
59
одна и та же мысль: человек тоже сын природы, самый старший, наделённый разумом, он должен помогать мате-ри своей, как она помогает ему - поит, кормит, обувает, одевает, даёт кров, и всё это делает бескорыстно.
А далее мы поместили стихи, в которых, говоря о при-роде, авторы употребляют слова: мама, папа, сестрица... Так логически завершается главная сюжетная линия учебника «Литературное чтение» для 2-го класса.
Уроки 118-125-й. «Весна, весна, и всё ей радо...»
Цели уроков:
1. Соотнесение весенней природы с образами весны, со-зданными поэтами и художниками.
2. Продолжение работы над анализом лирического тек-ста и его выразительным чтением.
3. Работа над развитием речи учащихся.
Распределение часов:
Урок 118-й - анализ стихотворения С. Я. Маршака «Чернеет лес...».
Урок 119-й - работа над стихотворением Ф. И. Тютче-ва «Весенние воды» и по картине В. Н. Бакшеева «Голу-бая весна».
Урок 120-й - анализ стихотворения Ф. И. Тютчева «Ве-сенняя гроза».
Урок 121-й - работа по картине И. И. Шишкина «Пе-ред грозою».
Урок 122-й - анализ стихотворений А. К. Толстого «Ко-локольчики мои...» и «Крылатый луг» Г. М. Новицкой.
Уроки 123-124-й - работа над произведением Г. В. Сап-гира «Душа природы» и творческая заключительная рабо-та учащихся.
Анализ стихотворений в этой части учебника идёт по технологии медленного чтения с остановкой на «рисующих» словах. Основные направления в анализе подскажут вопросы учебника. Перед началом этой работы нужно понаб-людать за весенней природой, сходить в лес, в парк или посмотреть из окна на распускающуюся листву. Эти на-блюдения детей можно сравнить со стихами поэтов и кар-
60
тинами художников по аналогии с тем, как мы это делали, сопоставляя зимние стихи поэтов с картиной Шишкина.
Для развития речи учащихся мы используем на этом заключительном этапе обучения не только уже опробованные приёмы и методы, но и новые, более сложные. Напри-мер, можно предложить детям написать творческое сочи-нение от имени проснувшегося медведя, сосульки, тающего снега, ручейка и т. д.
Уроки 126-127-й. Контрольная работа
Уроки 128-134-й. Чтение и инсценирование сказки Д. С. Самойлова «Слонёнок пошёл учиться»
Инсценирование сказки «Слонёнок пошёл учиться» -действительно итоговая работа, поскольку она завершает разговор о нравственных проблемах и в подготовке спек-такля по сказке учащиеся должны будут проявить и на-выки анализа текста, и навыки драматизации и инсценирования, и навыки коллективной работы.
В этой милой, смешной и трогательной сказке, по сути дела, говорится не просто о маме, очень любящей своего сына, о школе, об учителе и учениках, но рассказывается о них с таким пониманием и уважением, что становится со-вершенно неважно, что мама - слониха, сын её - слонё-нок, а школа - мышиная. В том-то и дело, что именно поэтому автору удалось поставить и на удивительно гу-манном уровне решить проблему взаимоотношений разных, даже враждебных друг другу в природе героев - сло-нов и мышей, - которые в конце концов подружились.