Смекни!
smekni.com

Методические рекомендации к учебнику «литературное чтение» для 2-го класса Москва (стр. 12 из 12)

Чтобы разобраться в проблеме, и верно сыграть роли добродушного и простодушного Слонёнка, обожающей его матери, строгого и храброго педагога, хитреньких мышат, надо серьёзно проанализировать текст, а затем и пройти через все уровни драматизации, которыми дети занима-лись в этом году:

. постановка по отобранным ключевым эпизодам «жи­вых картин»;

. разыгрывание этюдов (например, «наводнение»);

61


. чтение по ролям сначала за партами, затем разыгры-вание эпизодов;

. отбор на роли (конкурс на лучшее исполнение);

. репетиции отдельных эпизодов;

. создание единого спектакля.

Подготовка спектакля может и должна стать коллек­тивной творческой работой. Если разделить всю работу по её основным направлениям, получатся следующие группы:

. художников;

. костюмеров;

. декораторов;

. музыкально-техническая часть (в пьесе поют песенки, и можно отыскать радиоспектакль по пьесе, а можно са-мим придумать музыку);

. актёров;

. режиссёров.

Это сплотит детей, такая совместная творческая дея­тельность, где каждый отвечает за свой участок работы и в то же время все вместе делают общее дело, воспитывает прекрасные человеческие качества, учит общаться, рабо­тать в коллективе, подчиняться и командовать, отвечать за порученное дело, быть инициативным и организован­ным.

Кроме того, в подготовке спектакля Вам не обойтись без помощи родителей, и это замечательно: дети и взрос­лые будут делать одно и то же дело, у них будут общие учебные интересы, общие разговоры дома, - это ещё боль-ше сблизит их.

Театр - великий учитель человечества и человека. Че-ловек, просто сидящий в зале, смотря на сцену, как бы входит в другую жизнь, сопереживает героям, проживает чужой жизненный опыт, присваивает его, становясь муд­рее и добрее. А актёры, играющие роли, во-первых, на самом глубоком уровне входят в образ литературного ге-роя, а во-вторых, входя в образ другого, учатся понимать отличного от себя человека, входить в положение другого, сочувствовать ему. Всё это очень пригодится детям в жиз-ни.

62


Уроки 135-136-й. Урок-концерт «Любимые страницы учебника»

Итоговые результаты

В конце второго года обучения учащиеся должны:

. осознанно читать вслух (темп чтения 35-55 слов в минуту) или про себя (темп чтения 45-65 слов в минуту);

. находить в тексте отрывки по заданию (выборочное чтение);

. делить текст на смысловые части, озаглавливать их;

. выделять главную мысль прочитанного произведения;

. определять тему произведения;

. сочинять устные рассказы и небольшие тексты на за-данную тему и по плану;

. отвечать на вопросы по содержанию картины худож­ника;

. составлять описание природы, предметов;

. пересказывать текст подробно и выборочно;

. высказывать оценочные суждения, рассуждать, дока-зывать свою позицию;

. выразительно читать диалоги, читать по ролям;

. овладеть следующими терминами: поэзия, проза, рас­сказ, тема, портрет, юмор, диалог, монолог, сравнение.

В течение второго года обучения литературному чте­нию учащиеся получают первоначальные представления:

. о роли подробности в художественном изображении;

. о роли названия произведения;

. о паузе, логическом ударении и темпе речи.

В течение второго года учащиеся получают нравствен­ные представления:

. о любви к родному дому, малой родине, об ответствен­ности за родных и близких, за дело, которому ты служишь, о деятельной любви, о сердечности и совестливости, сме-лости, коллективизме.

63


Список литературы для чтения учащихся летом

Русские народные сказки; Сказки разных народов;

Г. X. Андерсен «Гадкий утёнок», «Огниво», «Дикие ле-беди», «Дюймовочка»;

Мифы Древней Греции: «Подвиги Геракла»; П. П. Ершов «Конёк-горбунок»;

A. Н. Толстой «Золотой ключик»;

Ю. И. Коваль «Кепка с карасями», «Приключения Васи Куролесова»;

Т. И. Александрова «Кузька в новом доме»;

Э. Н. Успенский «Вниз по волшебной реке»;

К. Г. Паустовский «Последний чёрт», «Кот-ворюга», «Резиновая лодка», «Заячьи лапы»;

B. П. Крапивин «В ночь большого прилива» (Фантасти-
ческие повести).