Смекни!
smekni.com

Методические рекомендации к учебнику «литературное чтение» для 2-го класса Москва (стр. 3 из 12)

12


тором словами «горе» и «смех», ведь дети сами этого мо-гут не увидеть.

Работая над второй частью, необходимо разобраться в значении образных выражений, порассуждать над тем, почему автор говорит «сердце так и мрёт», называет сон «сладким» или сравнивает речь бабушки с журчанием ру-чейка. И самое главное, чтобы ученики-читатели по под-робностям, о которых рассказывает автор, представили себе то, чего никогда не видели, - русскую избу XIX века. Мы специально поместили в учебнике иллюстрацию имен­но к этой части стихотворения, дорисовав несколько дета-лей, которых нет в тексте, что даст возможность детям полнее представить себе картину крестьянского быта.

При анализе третьей части стихотворения можно ус­ложнить учебную деятельность: пусть дети, наученные опы-том предыдущей работы над стихотворением, сами найдут в тексте подробности, по которым воссоздадут картинки из сказки.

Задания для творческой работы, помещённые в учебни-ке, направлены на то, чтобы приблизить переживания ге-роя к ученику-читателю, соотнести картины детства героя стихотворения с реалиями детства современных детей.

На дом можно задать ученикам вспомнить первую книж-ку, прочитанную самостоятельно, подготовить рассказ о своих впечатлениях и, если можно, принести её на урок.

На первой части третьего урока дети будут рассказы­вать об этих книжках, говорить о том, что им особенно запомнилось, понравилось, читать любимые стихи наи­зусть, слушать рассказы других и с удивлением узнавать, что и другие ребята тоже первой прочитали ту же книгу.

Прежде чем начать читать с учениками текст С. Т. Ак-сакова, расскажите им немного об авторе.

Сергей Тимофеевич Аксаков родился в Уфе в 1791 году и умер в 1859 году. Происходил он из старинного дворян-ского рода, был человеком добрым и честным, во время службы цензором заслужил царскую немилость тем, что пропустил в печать опасную для царя книгу. Аксаков лю-бил театр, сам играл в домашних спектаклях, любил приро-

13


ду, был страстным рыболовом и охотником, очень любил свою семью, своих детей (их у него было четырнадцать) и оставил нам подробные и правдивые воспоминания о сво-ей жизни.

Повесть «Детские годы Багрова-внука» написана Акса-ковым специально для детей, в ней рассказывается, как он сам говорит, о «золотом времени детского счастья» и о тех проблемах, которые приходится решать человеку с самого раннего детства. Приложением к повести является сказка «Аленький цветочек», сюжет которой заимствован из французской сказки «Красавица и зверь».

Далее учитель организует чтение отрывка из повести С. Т. Аксакова, беседа по тексту идёт по вопросам учебни-ка.

Стихотворение современного поэта Т. М. Белозёрова «Не-сбывшиеся мечты», изучаемое на четвёртом уроке, тоже о детстве, и даже главные его герои - мальчик и бабушка -как будто переходят из одного текста в другой. Вопрос о том, почему именно бабушка часто присутствует в воспо-минаниях о детстве, можно обсудить сразу же после пер-вого чтения, а затем искать в тексте подтверждение своего мнения. Перечитывая стихотворение, мы, как и в первом тексте, будем останавливаться на художественных подроб-ностях, рисующих деревню и избу и позволяющих пред­ставить ситуацию, даже если наши ученики пельменей ни-когда не лепили.

Но самое интересное для нас в этом тексте и новое для учащихся - это то, как художник изображает пейзаж и настроение. Перечитывая первое четверостишие, мы обра-щаемся к восприятию детьми двух первых строчек. Выяс­няется разница и даже противоречие между навевающим тоску пейзажем и счастливым, радостным настроением тех, кто находится в избе. Читая дальше, разбираемся в при­чинах хорошего настроения героев. Задача учителя - по-мочь ученикам почувствовать скрытую печаль бабушки и понять её причины. Она, много поживший и мудрый че-ловек, знает, что всем счастливый пельмень попасться не может. Герой стихотворения - мальчик - этого не знает

14


и очень хочет, чтобы все были счастливы, такой он доб-рый и бескорыстный человек. Об этом можно и нужно поговорить с детьми, поскольку в этом учебном году мы начинаем работу над характеристикой героя и черты ха-рактера будем выводить из его поступков.

Очень важно выйти с учениками на осмысление пози­ции автора, который рассказывает о своей детской мечте и вере в счастье для всех, но почему-то в самом конце стихотворения опять обращается к образу воющего ветра. Причину вновь проявившейся грустной ноты в рассказе о детстве автора дети, надеемся, смогут понять.

Вторая половина урока посвящается закреплению того, что учащиеся узнали и открыли для себя на первых уро-ках. Это можно сделать в виде самостоятельной работы по вопросам учебника. Со стихотворением Т. М. Белозёрова сопоставляется стихотворение С. В. Михалкова, в кото-ром рассказывается о детских впечатлениях поэта. И са-мое главное, чтобы дети сами нашли в тексте стихотворе-ния подробности современной жизни и быта. Учитель должен помочь им при анализе этого текста увидеть, что чувство и переживания героя автор может определить, назвав точным словом («как жаль» - в стихотворении Михалкова). А может и не говорить впрямую, но изобра-зить, например, природу, а читатель почувствует и, как и автор, огорчится или обрадуется. И пусть ученики порас­суждают, поспорят о том, что лучше и почему.

Уроки 5-8-й. Смешно о серьёзном

Цели уроков:

1. Знакомство с воспоминаниями взрослых людей о школьной жизни, с их мудрым, отстранённым весёлым взглядом на проблемы.

2. Выявление в тексте моментов смешного, осмысление некоторых способов создания комического.

3. Сопоставление поэзии и прозаических произведений, введение терминов поэзия и проза.

4. Отработка навыков передачи интонации героев в вы-разительном чтении.

15


Литературный материал этих уроков подобран таким образом, что позволяет максимально приблизить содер-жание изучаемого к жизни учащихся, поскольку в произ-ведениях говорится о первом уроке, об учителях, о хоро-шо знакомых ученикам особенностях жизни школы. Мы старались найти такие произведения, в которых о школь-ных проблемах говорилось бы легко и весело.

Тексты стихотворений А. Л. Барто достаточно просты, поэтому их можно использовать для совершенствования у учащихся навыков выразительного чтения. Мы работаем с этими стихотворениями на пятом и шестом уроках. Они отличаются своей живой, богатой оттенками разговорной интонацией, свойственной детской речи. При анализе сти-хотворения «Первый урок» прежде всего надо выяснить, как меняется интонация героини. Можно вести беседу по следующим вопросам:

1. Кто является героем стихотворения?

2. О каком событии рассказывается в тексте?

3. Одинаковым ли тоном надо читать все слова стихо-творения?

4. Где героиня просто рассказывает, а где она удивляет­ся?

5. Есть ли другие интонации в речи героини, какие они?

И только после того, как интонации повествования, удив-ления, недоумения и «горделивости» (как сказали дети, увидев интонационную разницу между одинаковыми фра-зами в первом и последнем четверостишиях) будут отрабо-таны, можно переходить к выразительному чтению тек­ста стихотворения.

Второе стихотворение А. Л. Барто даёт возможность по-высить уровень самостоятельности учеников: дети могут работать над ним по вопросам учебника. Но выполнить пятое задание учащимся надо помочь: выделить авторский текст, распределить между учащимися слова безымянных героев стихотворения, найти верные интонации и отрабо-тать их в коллективной или групповой работе. В качестве домашнего задания можно предложить двум ученикам, си-дящим за одной партой, придумать диалог по телефону и разыграть его в классе.

16


Мы считаем, что во втором классе уже можно присту-пить к групповой работе в самом простом её варианте и именно на этом тексте. Дело в том, что «героев» стихотво-рения, слова которых можно прочитать по ролям, немно-го: четыре или пять, если последнее четверостишие прочи-тать в ролевом исполнении (там очень интересная интонация: «ехидная», как сказали дети!). А учеников в классе - много больше. Вот и разделите их на группы, и пусть они в своей группе сами определяют интонацию героя, отрабатывают её, а потом лучших «артистов» представляют всем. А мож-но поступить по-другому: пусть в группу объединятся пять учеников, которым хочется выполнять задание вместе, они сами распределят роли, отработают интонации и предста-вят на суд учителя и товарищей своё выразительное чте-ние по ролям.

Седьмой и восьмой уроки посвящены произведениям прекрасной детской прозы В. В. Голявкина. Главная зада-ча, которую мы решаем на этих уроках, - сформировать представления учащихся о прозе как особом виде текста, не имеющем таких строгих правил, как поэзия, которая если даже не имеет рифм («белые стихи» - стихи без рифм), то обязательно ритмически организована. Кроме того, это смешные рассказы, поэтому, читая и анализируя их, мож­но подумать с детьми над тем, почему нам бывает смешно, то есть постепенно начинать готовить детей к восприятию термина юмор.

После чтения рассказов, увидев реакцию учеников, а они, конечно, будут смеяться, особенно над вторым рас­сказом, спрашиваем их, в каком месте смеялись все, и выясняем почему. Но сначала послушаем ответы детей на вопросы учебника, которые прежде всего направлены на осмысление содержания произведений.

Литературоведы, определяя природу комического, го­ворят о том, что «первооснова комического - закон несо-ответствия»1) того, что должно быть, тому, что бывает на самом деле, того, что провозглашается, тому, что делает-

1) Энциклопедический словарь юного литературоведа. - М.: Педагогика-Пресс, 1998.

17


ся. Например, в первом рассказе ученики начали смеять-ся, когда мальчик полез под парту, - естественно, ведь ученик должен за партой сидеть! И учитель ведёт себя очень неожиданно, не соответственно учительскому поведению: не возмущается и ругается, а не замечает странного пове-дения своего ученика.