Смекни!
smekni.com

Методические рекомендации к учебнику «литературное чтение» для 2-го класса Москва (стр. 4 из 12)

Во втором рассказе герой, не вникая в смысл стихотво-рения, которое он учит, выдумывает смешные, нелепые слова. Кстати, способ так смешить людей был известен очень давно в народной культуре. Вспомните с детьми по-тешки, небывальщины. Можно дать задание на дом: най-ти народные или литературные, придуманные писателями и поэтами, небывальщину, смешные потешки и прибаут­ки, подобные этой:

Ехала деревня мимо мужика, Вдруг из-под собаки лают ворота. Выскочила бабка с палкою в руке И давай дубасить коня на мужике. Лошадь ела сало, а мужик овёс, Лошадь села в сани, а мужик повёз.

Кроме того, домой даётся задание: внимательно рассмот­реть картину художника Ф. П. Решетникова «Опять двой-ка» и подготовить рассказ о том, какое событие изобразил художник.

Урок 9-й. Работа по картине Ф. П. Решетникова «Опять двойка»

Цели урока:

1. Соотнесение словесного и зрительного образов.

2. Формирование навыка описания картины.

Мы впервые приступаем к работе по картине как к виду учебной деятельности. До этого мы рассматривали иллюс­трации и сопоставляли их с литературными произведени-ями, поэтому первоначальное представление о том, что авторы могут рисовать и словами, и красками, у детей уже есть. Наша задача на этом уроке иная и более серьёз-ная: не просто соотнести готовые словесный и зрительный

18


образы, а рассказать о картине, выразить образы зритель-ного ряда своими словами, то есть заставить молчащую картину «заговорить».

Прежде всего побеседуем с детьми по содержанию кар-тины. Попросим их приготовить листочек для черновых записей, где выпишем героев картины, определения их на-строения, отношения к главному герою. Можно это сде­лать в виде таблицы.

Вопросы для беседы по картине:

1. Где происходит событие, изображённое на картине? Это наше время? Какие подробности, изображённые художником, показывают время?

2. Какой момент изображён художником? Почему вы так решили, кто вам в этом помог?

3. Перечислите героев картины, назовите их. Всмотри-тесь в их лица. Какие чувства они выражают и поче-му?

4. Кто главный герой картины? Какие чувства испыты­вает он? Как это изобразил художник?

5. Какие краски и тона преобладают в картине? Поче-му?

6. Какие мысли и чувства возникли у вас, когда вы рас-сматривали эту картину?

Заслушав ответы детей на последний вопрос, попросим их записать свой развёрнутый ответ на него. В помощь детям - их черновые записи о героях картины со слова-рём настроений и чувств, который они составили, когда определяли душевное состояние героев. Особого плана мож-но не составлять, поскольку планом могут служить наши вопросы. Эта работа серьёзная и проводится впервые, по-этому окончательный вариант рассказа по картине можно разрешить написать детям дома. Если же они успели на-писать сочинение в классе, на дом даётся задание, «обрат­ное» тому, что они только что делали: нарисовать картину по тексту М. М. Зощенко «Пора вставать». Можно в каче-стве домашнего задания предложить составить диалог по картине Ф. П. Решетникова и разыграть его в классе.

19


Урок 10-й. Стихи о школе В. Д. Берестова

Цели урока:

1. Соотнесение изображённых в произведениях ситуа-ций с личными школьными впечатлениями.

2. Формирование представлений учащихся об особенно-стях поэзии В. Д. Берестова (яркость, простота, лиризм).

Валентин Дмитриевич Берестов - один из ярчайших детских поэтов нашего времени. Но богатство его дарова-ния и духовного мира воплотилось не только в поэзии. Он писал прекрасные повести, удивительные сказки, фантас-тические рассказы. Им написаны и научные книги, на-пример о Пушкине. Но самое главное в его жизни, конечно, стихи для детей. В них много смешного и трогательного, серьёзного и иногда грустного: он прожил долгую жизнь, во время войны был в эвакуации, знал, что такое недо-едать, работать наравне со взрослыми. Но все его книги полны удивления перед красотой мира и человека, пусть даже маленького, он умеет увидеть, как «ночь уходит на покой» и «картинки в лужах», услышать на рассвете «пти­чий звон со всех сторон» и предупредить охотника, чтобы он не стрелял в уточку с утятами, которые «плывут сквозь камыши до того красивые! До того счастливые!». Вален­тин Берестов был очень добрым человеком, учил вгляды­ваться в жизнь, в её мгновения, запоминать их, особенно такие, которые, как он сам говорил, «были событиями» и «были освещены ярким чувством, весёлым или печаль­ным». Самое главное чувство, пронизывающее все его про-изведения, - любовь к Родине, «уважение ко всему род-ному: к родителям, к родному дому, к родной земле, к её прошлому, настоящему и будущему». А ещё он когда-то сказал, что любил читать книги про детство, отрочество и юность и «с жадностью набрасывался на страницы о чьём-нибудь детстве, поражался в них и сходству и несходству с моим собственным детством».

Пусть же на этом уроке Ваши ученики прочитают сти­хи В. Д. Берестова о школе и поразятся сходству или не-сходству со своими впечатлениями об уроке рисования,

20


устном счёте, поотгадывают придуманные им загадки о школе. Думается, что вопросы учебника помогут Вам про-вести этот урок.

Уроки 11-16-й. Изучение рассказа А. П. Платонова «Ещё мама»

Цели уроков:

1. Соотнесение личных воспоминаний второклассников с художественным изображением, формирование представ-лений учащихся о неисчерпаемых возможностях худож­ника слова в изображении мыслей и чувств человека.

2. Формирование представлений учеников о теме про-изведения, осмысление идеи (без введения термина) рас­сказа как главной его мысли.

3. Знакомство с термином диалог.

Проза Андрея Платоновича Платонова не так давно во-шла в школьные программы: в советское время он был запрещённым писателем и всегда считался сложным и не-понятным, особенно так говорили о языке его произведе-ний. Но Платонов писал рассказы о детях, пересказывал сказки, например «Финист - Ясный сокол», более того, он сумел до конца своей жизни сохранить «детский взгляд» на мир, умел говорить на языке ребёнка и понимать его. Для Платонова мир огромен, прекрасен и разумен, и в нём все живые и имеют душу: и камни, и цветы, и жуки, и солнце, и умерший дедушка, как в рассказе «Никита», и корова - в рассказе «Корова», и у каждого есть свой го-лос и свой характер. Только в детстве мы умеем так вос-принимать мир, видеть и слышать его «невнятный лепет», а потом забываем. Поэтому когда же ещё начинать читать Платонова, как не в детстве. И если эта встреча произой-дёт и ребёнок и Мастер поймут друг друга, то потом вы­росший человек освоит и «трудные» взрослые произведения А. П. Платонова, и станет мудрый и честный писатель его вечным спутником.

Что касается «сложности» языка Платонова, то «коря-вость» его фразы объясняется простотой, ёмкостью мыс-ли и образностью. Таков язык ребёнка и народа.

21


Для знакомства детей с творчеством А. П. Платонова мы выбрали рассказ о деревенском мальчике, о том, как мама отправила его в школу, о его первом школьном дне и его учительнице. Рассказ свой автор назвал необычно и многозначительно, и смысл этого названия мы и будем постепенно раскрывать с детьми. Рассказ достаточно ве­лик по объёму, поэтому мы разбили его на пять смысло-вых частей и после каждой части поместили вопросы, по которым можно беседовать с учащимися.

Рассказ «Ещё мама» интересен тем, что в нём много диалогов, причём диалогов живых, естественных, с разго-ворными сокращениями и неправильностями: в первой же фразе мальчика дважды повторено местоимение «я», если мы попробуем его убрать, предложение станет правиль­ным, с одним подлежащим, но перестанет быть живым, детским, искренним. И следующая реплика Артёма состо-ит из коротких предложений, и вопросительных, и вос­клицательных, наличие которых в письменной речи мы сочли бы, наверное, недостатком, но которые очень точно и верно передают устную речь деревенского мальчика. Мы об этом пишем так подробно потому, что знаем, как труд-но ученики начинают читать гениальные диалоги Плато-нова, написанные в такой неправдоподобно-естественной разговорной манере.

Но самая главная нравственная проблема, в которой надо разобраться с учениками при чтении первой части рассказа, - это проблема любви мамы и мальчика, при-чём любовь, по-Платонову, - это забота, и заботится здесь не столько мама о сыне, сколько сын о матери. И этот нравственный образец, как нравственный урок, наши дети должны вычитать из текста с помощью вопросов учебни-ка. В этой части рассказа поднимается очень важная для нас в этом учебном году проблема: «Чужие - родные», поэтому надо обратить внимание на последние реплики раз-говора мамы и мальчика и заострить внимание детей на этой проблеме, которая потом будет раскрываться и в рас-сказе, и далее в учебнике.

22


Следующую часть рассказа можно назвать «Путь в шко-лу». Скорее всего, и дети придумают именно такое загла-вие. Но увидеть мудрость, непреходящий, вечный смысл, свойственные рассказам Платонова, они сами не смогут. Они скажут Вам, что им было страшно, кто-то даже ска-жет «жутко», когда они читали дома эту часть рассказа, но что именно таким бывает путь «в школу», к знаниям, что этот путь человек должен пройти сам (вот почему муд-рая мама отправила одного мальчика!), на эти выводы Вы должны натолкнуть детей.

Работая над этой частью по вопросам учебника, Вы най­дёте подтверждение того, о чём мы говорили выше: маль-чик, герой рассказа, воспринимает мир единым, живым, одухотворённым. Поэтому он совершенно серьёзно разго-варивает и с Жучкой, которая сердита, и он об этом дога-дался, хотя она «стоит к нему хвостом», и с жуком, и с ветром. Одушевлённость ветра гениально просто подчёрк-нута фразой: «...никого не было, один ветер шумел...» Об-ратите внимание: не «ничего не было», а «никого»!