1. Впечатление от картины, настроение, с которым она рассматривается.
2. Соотнесение с образами осени, нарисованными поэта-ми. К какому изображению картина ближе всего? Строч-ки, которыми можно её подписать.
3. Рассматривание деталей картины: речка (разная ок-раска воды, контраст холодноватых тонов воды с яркой золотистой окраской берёз и травы, светлая вода в перс-пективе течения реки); куст на переднем плане, его цвет; две ближайшие берёзки в сравнении с берёзой, стоящей у изгиба реки (отдельных листьев не видно, художник рису-
28
ет обобщённо, мазками); озимое (поэтому такой цвет!) поле в перспективе (косвенное присутствие человека, который его засеял); луг с пожелтевшей травой на правом берегу; освещение картины солнечными лучами, контрастные тени, подчёркивающие это, прозрачность воздуха - чёткость и ясность картин.
4. Нравится ли художнику то, что он изображает? В каком душевном состоянии писал он эту картину? Зачем? (Именно здесь можно рассказать о тяжёлой жизни худож-ника, который рано остался сиротой, голодал, не имел сво-его угла, когда учился, всегда был неудовлетворён своей работой. Почти все его картины грустны; как пример можно показать детям картину «У омута».)
В качестве домашнего задания ученикам предлагается рассказать о любой детали картины, которая особенно по-нравилась или похожа на то, что ребёнок видел.
Уроки 24-25-й. Контрольная работа
Завершается первая глава учебника контрольной рабо-той, и поскольку в ней достаточно серьёзные и творческие задания, а контрольная работа выполняется в классе, можно отвести на неё два урока.
II. Друзья-товарищи (12 часов)
Уроки 26-29-й. Дружба, друзья, друг
Цели уроков:
1. Осмысление проблемы дружбы: кого можно считать настоящим другом?
2. Развитие представлений учащихся о способах пере-дачи чувств и настроения человека в лирике.
3. Знакомство с термином монолог.
В этой главе мы осмысливаем с детьми очень важные для человека понятия дружба и друг. Логика художественных текстов, подобранных нами, такова, что на этих уро-ках мы входим в проблему через лирику, эмоционально, на уровне чувств. А затем через прозу (рассказы В. А. Осее-
29
вой) пойдут анализ поступков героев и серьёзные размыш-ления над проблемой.
В стихотворении С. Я. Маршака изображается чувство симпатии, радость от простого присутствия друга, причём самого понятия друзья нет в тексте стихотворения, но чи-татель сразу догадается, почему им так хорошо вместе. Это чувство, казалось бы, беспричинной радости, свобод-ное проявление его связано с весной, с природой и передано через повторы слов, которые дети сами найдут при пере-читывании.
Стилистический эксперимент, предложенный в 4-м за-дании учебника, поможет ученикам увидеть смысловую раз-ницу между поэзией и прозой: насколько упрощённо и чи-сто информативно звучит прозаический пересказ первого (можно взять и другие!) четверостишия по сравнению с рисующими друзей и передающими их радость поэтическими строчками. Что касается слоговой схемы, то нам она нужна не для того, чтобы говорить с детьми о размере, каким написано стихотворение (это дети будут изучать в средней школе), а для того, чтобы дети убедились в том, как строго автор подбирает слова в поэтическом тексте: все ударные слоги - нечётные.
После этого урока домой можно дать задание прочитать стихотворение И. П. Токмаковой «Я могу и в углу постоять...» и определить, чем отличается первое четверостишие от второго и почему автор создаёт такой странный текст. На следующем уроке, ответив на вопросы учеб-ника и выяснив, что отличают два четверостишия только слова «час» и «день», учащиеся, наверное, придут к выводу, что герой стихотворения действительно не брал крас-ную запонку, раз он может целый день простоять в углу, чтобы доказать правду. Вот какой способ передачи чувств героя нашла поэтесса. Поскольку это стихотворение -явный монолог, именно при его изучении мы и вводим этот термин.
Рассказы В. А. Осеевой просты и понятны детям, ситу-ации, изображённые в них, узнаваемы, поэтому на этих уроках возможна самостоятельная работа учащихся: ответы на вопросы учебника.
30
По рассказу «До первого дождя» можно разыграть «жи-вые картины». «Живые картины» - это передача с помо-щью мимики и жеста содержания произведения или отдельного его эпизода. Ситуация, изображённая в рассказе, настолько игровая и яркая, что, по сути дела, дети будут играть театральный этюд, что очень важно как подготов-ка к будущему спектаклю по пьесе Д. С. Самойлова «Сло-нёнок пошёл учиться». Можно на этих уроках прочитать стихотворение Я. Л. Акима «Жадина», так как оно тема-тически близко рассказам.
Работа по пословицам задаётся на дом. Но перед тем, как это сделать, следует разобраться в их смысле и вспом-нить с детьми, что в основе сюжета рассказа лежит слу-чай, и этот случай должен доказывать мысль, сформули-рованную в пословице.
Чтению и анализу сочинений детей можно посвятить целый урок.
Уроки 30-32-й. Сердечность, забота друг о друге, верность как основа дружбы
Цели уроков:
1. Осмысление учащимися возможных сложностей в дру-жеских отношениях, несовместимости дружбы и корысти, лицемерия.
2. Расширение представлений учащихся о способах ху-дожественного изображения.
Мы продолжаем размышлять о дружбе и друзьях, раз-вивая и несколько усложняя тему и на проблемном уров-не: разлука с другом, лицемерие и корысть в дружеских отношениях; и на литературном: тексты символические, решающие проблему на уровне обобщения («Добрый Клён»). Нам могут возразить, что мы слишком усложняем и дра-матизируем мир ребёнка, но мы считаем, что с детьми надо говорить по-серьёзному и о серьёзных вещах, и именно на уроках литературного чтения, тем более что в нашей се-годняшней жизни дети сталкиваются и не с такими проб-лемами, а родители подчас не имеют возможности гово-рить с ребёнком об этом.
31
В стихотворении Я. Л. Акима «Друг» изображены: си-туация, когда уехал друг, чувства, которые переживает герой, и способ преодоления тяжести разлуки. Стихотво-рение интересно также тем, что в нём наглядно представ-лены новые для учеников-читателей возможности ритма (короткие энергичные строчки) и звукописи. Поэтому пе-ред чтением текста надо повторить то, что дети знают о ритме и звукописи по учебнику первого класса. К стихо-творению «Друг» дано достаточное количество исчерпываю-щих учебные цели вопросов, поэтому анализ текста идёт по вопросам учебника.
Проза Я. Л. Акима очень хороша сама по себе, дети её с удовольствием прочитают. Кроме того, она очень важна нам своей нравственной наполненностью: автор очень ис-кренне и серьёзно пишет о своих друзьях и родных, и это продолжает наши сегодняшние разговоры с учениками и предвосхищает следующую главу учебника. Но самое важ-ное и уникальное в этом тексте - авторское описание того, как возникают стихи, именно возникают, рождаются. Мы поместили это признание поэта, чтобы дети знали, как рождаются настоящие стихи - «из ничего, из воздуха», из чуда первого снега, из души. В их представлении ос-танется образец, эталон, и они не будут потом называть стихами зарифмованную информацию.
Чтобы ученикам стала понятна разница между настоя-щей лирикой, истинной поэзией и зарифмованным сообщением, прочитайте им следующие тексты, и пусть они найдут среди них лирический текст.
Б. Л. Пастернак Снег идёт, снег идёт. К белым звёздочкам в буране Тянутся цветы герани За оконный переплёт...
Снег идёт, снег идёт, Снег идёт, и всё в смятенье: Убелённый пешеход, Удивлённые растенья, Перекрёстка поворот.
32
В. Я. Брюсов Серебро, огни и блёстки, Целый мир из серебра! В жемчугах горят берёзки Чёрно-голые вчера... Экипажи, пешеходы, На лазури белый дым, Жизнь людей и жизнь природы Полны новым и святым.
Т. Г. Авлова Снег по области пройдёт -На дорогах гололёд, Будет резкое паденье Атмосферного давленья.
В понедельник - минус пять, Ветер западный опять. Над заливом скорость ветра -Девять с половиной метров.
В работе над стихотворением «Вежливый ослик» совме-щаются задачи нравственные и лингвистические. Размыш-ляя над образом очень несимпатичного героя, мы, по сути дела, выходим на некий тонкий нравственный оттенок сло-ва «вежливый». Ведь если «вежливый», по словарю,-«соблюдающий правила приличия», то получается, что есть в этом слове оттенок формальности и неискренности, что и подметил поэт. Эта особенность смысла станет очевид-ной детям, если вы сравните два слова: «вежливый» и «доб-рый». Можно спросить у детей: «Каким из этих слов вы бы хотели, чтобы вас назвали?»
Перед чтением истории о Клёне необходимо задать де-тям проблемный вопрос: «Можно ли взаимоотношения ге-роев назвать дружбой, и если нет, то почему?» Размышляя над этим вопросом, дети увидят бескорыстное желание по-мочь, поддержать одного героя и страшную неблагодарность другого. Понять это поможет ученикам рисунок, в котором через реплики героев зафиксированы их отноше-ния. Можно попросить учащихся выстроить диалог по
33
иллюстрации с опорой на слова или без слов, как в «живых картинах». Учителю надо обратить внимание ребят на ту нравственную бездну, которая лежит между первы-ми репликами героев и вторыми.
Вопросы учебника дадут возможность детям понять обобщённый, символический характер этой истории, ведь в ней изображены растения, а имеются в виду люди и их взаимо-отношения в первую очередь. Последний, пятый, вопрос очень важен потому, что следующее произведение - рассказ В. Ю. Драгунского, а закреплять понятие рассказ все-гда легче и результативнее в процессе сопоставления рассказа и сказки.
Уроки 33-35-й. Работа над рассказом В. Ю. Драгунского «Он живой и светится...»