Цели уроков:
1. Продолжение осмысления проблемы дружбы: возмож-ность дружеских взаимоотношений между разными людь-ми.
2. Углубление в жанр рассказа: способы создания ха-рактеров героев, их взаимоотношений, внутреннего мира; смысл названия произведения.
3. Отработка чтения диалогов.
Дети впервые начинают изучать рассказы замечатель-ного детского писателя В. Ю. Драгунского, поэтому им надо рассказать хотя бы немного об авторе.
Виктор Юзефович Драгунский прожил не такую уж и долгую жизнь (1913-1972), но в ней было всё: и голод, и холод, и много работы, и много радостей и веселья. В детстве он много помогал своей маме: она работала машинисткой, денег всегда не хватало. После школы пошёл рабо-тать учеником токаря на завод, однажды увидел объявление о наборе в «Литературно-театральную мастерскую», пошёл туда учиться. Был актёром, сыграл несколько ролей, в театре его очень любили за доброту и весёлый характер. Потом вдруг неожиданно ушёл в цирк и стал работать... клоуном. Он объяснял: «Я стараюсь... чтобы люди смея-лись не надо мной, а моей выдумке, моему озорству». Уже
34
тогда очень любил детей, хотел так жить и работать, что-бы не было «...ни одного дня без работы для детей, ни одного ребёнка без радости». Но известность и любовь при-несли ему «Денискины рассказы». Особенно они понравились детям, письма от детей к нему приходили мешками.
Рассказ, который мы будем читать с учениками, не смеш-ной, он очень трогательный и немного грустный: грустно Дениске, что его мама никак не придёт с работы, ему по-чему-то хочется плакать от светлячка, на которого он ни-как не может наглядеться, но приходит мама и не только не ругает Дениску, что он променял самосвал на какого-то червячка, но вместе с ним смотрит на бледно-зелёную звёз-дочку и понимает, что это волшебство.
Очень важно создать при чтении рассказа особую, лири-ческую атмосферу в классе и «не расплескать» её, поэтому читать рассказ надо учителю и весь целиком. А затем от-вечать на вопросы и выполнять задания, приведённые в учебнике. Самой важной является работа над образами ге-роев: мальчиков и мамы. Причём при обсуждении поступ-ков Дениски и Мишки и чтении по ролям их диалогов де-тям откроется разница в характерах этих героев. Эта разница особенно ясно проявляется в их обмене: Мишка выбирает дорогую игрушку, а Дениска - живое чудо. Но, может быть, именно то, что они разные, делает их инте-ресными друг другу и является основой их дружбы.
Отвечая на последний вопрос учебника, сопоставьте рас-сказ В. Ю. Драгунского и сказку Г. X. Андерсена, героями которой тоже являются ящерицы, червяки, светляки, но они ведут себя по-сказочному, разговаривают, подслушивают, участвуют в факельном шествии. На дом можно за-дать творческое задание - придумать сказку с названием рассказа В. Ю. Драгунского или рассказ с названием сказ-ки Г. X. Андерсена.
Урок 36-й. «Чтоб потянулись путники к тебе...»
Цели урока:
1. Завершение размышлений о дружбе и друзьях.
2. Создание рисунка по словесному описанию.
35
В начале урока можно спросить у детей, почему у одних людей много друзей, а у других - нет. И, выслушав отве-ты (а у детей, которые столько времени вместе думали о дружбе и друзьях, обязательно будет какое-то мнение по этому вопросу), можно прочитать стихотворения, помещённые в конце этой главы и отвечающие, по нашему мне-нию, на этот вопрос.
После чтения стихотворения «Жил на свете один чело-вечек» дети должны нарисовать по описанию автора до-мик, который построил герой. Чтобы нарисовать, они нач-нут вчитываться в текст и увидят, что, кроме крылечка, он ничего не построил из своих двенадцати дощечек. И кры-лечко-то ему нужно для того, «чтобы каждый войти к нему мог». А далее фантазия детей поможет им нарисовать уди-вительный дом, крыша у которого - небо, стены - лес, по утрам в этом доме всходит солнце, живут в этом доме звери и птицы... Учителю остаётся только спросить, что же они такое нарисовали и кто ещё из известных им геро-ев жил и был счастлив в подобном доме. И конечно, дети вспомнят героев любимого всеми мультфильма и их пе-сенку:
Наш ковёр - цветочная поляна,
Наши стены - сосны-великаны,
Наша крыша - небо голубое,
Наше счастье - жить такой судьбою. И от нарисованной по модели поэта символической кар-тины общего дома - Планеты, где все дружат со всеми, -дети перейдут к «рецепту» счастья конкретного человека, нарисованного в стихотворении В. Д. Берестова, человека, который умеет думать не только о себе, умеет помогать другим, быть добрым и щедрым. И конечно, такой человек не будет одиноким, у него всегда будет много друзей, пото-му что богат и счастлив не тот, кто копит, а тот, кто отда-ёт. И пусть в качестве домашнего задания дети поищут пословицы, в которых народ утверждает открытую ими мудрость.
Урок 37-й. Контрольная работа
36
III. Дети и взрослые (28 часов)
Уроки 38-40-й. Образ матери в художественных произведениях
Цели уроков:
1. Осмысление роли матери в жизни человека; материнская любовь.
2. Сопоставление двух прозаических текстов: лирической прозы Ю. Я. Яковлева и рассказа Н. М. Артюховой «Большая берёза».
3. Знакомство с композицией при написании мини-со-чинения по образцу.
Произведение, которое открывает третью главу, проза-ическое, но необычное, «похожее на стихи», как сказали нам ученики. Действительно, в нём очень яркая лирическая интонация, автор говорит о своих чувствах, обращаясь не-посредственно к нам, читателям, и находит очень силь-ный отклик, потому что говорит о маме. Да и выстроена проза строго и чётко: каждая новая часть (кроме одной) начинается со слова «мама». Учащиеся увидят эти особен-ности текста и, конечно, отзовутся душой на образ мате-ри. Пусть они попытаются написать о своей маме по той же, что у автора, композиционной схеме, но вспомнят слу-чаи из своей жизни.
Рассказ «Большая берёза» читается и воспринимается детьми очень легко, поэтому он и прочитан может быть самостоятельно, и проанализирован по вопросам учебника.
Стихи А. Л. Барто написаны от лица любящего сына, и его любовь в том, что он жалеет свою маму, понимает, как она устаёт, и это тоже повод поговорить с учащимися не только о любви матери к ребёнку, но и ребёнка к матери. Сочувствие и жалость, понимание материнских трудностей определяет грустную интонацию стихотворения, по-чувствовав которую дети будут стараться передать её в выразительном чтении. Стихотворение можно и нужно за-дать выучить на дом: пусть в памяти ребёнка останутся слова сочувствия и заботы о матери, сказанные пока за
37
него поэтессой, поскольку действительно: «Есть книги, в иные из них загляни - и вздрогнешь: не нас ли читают они» (Л. Н. Мартынов).
Уроки 41-45-й. Мамы и папы, обладающие чувством юмора
Цели уроков:
1. Формирование представлений учащихся о юморе как способе добродушного, беззлобного решения проблем.
2. Отработка чтения диалога, чтение по ролям.
Распределение часов:
Урок 41-й - работа над рассказом Ю. И. Ермолаева «Два пирожных» и стихотворением Э. Н. Успенского «Всё в порядке».
Урок 42-й - анализ стихотворения А. Милна «Непослушная мама».
Уроки 43-45-й - работа над рассказом В. Ю. Драгунского «Надо иметь чувство юмора».
Рассказы и стихи для чтения детей на этих уроках ве-сёлые и смешные, но все они продолжают главную проблему - взаимоотношения детей и взрослых, взаимоотношения, прежде всего, самых близких, родных людей. Причём ситуации, изображённые в произведениях, знако-мы всем, это обычные семейные проблемы. Но задача учителя - при лёгком и весёлом чтении извлечь из текстов серьёзные и важные нравственные уроки, в чём ему помо-гут наши вопросы и задания к текстам.
Такой же серьёзной и непростой будет и читательская деятельность учащихся на этих уроках, в которой они за-крепляют то, что уже знают и умеют (работа с названиями произведений, выразительное чтение и др.), и открывают новое - понятие юмора. О причине смешного, природе комического мы уже говорили (уроки 7, 8), сейчас мы рас-ширяем и в то же время углубляем это понятие, посколь-ку говорим о чувстве юмора у человека, о том, что есть люди, поступающие неожиданно и говорящие не то, что от них ждут. Это ещё называется остроумием, и такой «острый ум» очень помогает человеку в жизни, и в серьёзных вопросах, и в серьёзном деле, и в общении. С такими
38
людьми легко, и они добрые, потому что юмор - добро-душный, свойство доброй души. Это дети увидят, познако-мившись с героями рассказов Ю. И. Ермолаева, В. Ю. Дра-гунского и стихами Э. Н. Успенского и английского поэта (прозаика и переводчика) А. Милна.
Работа над чтением диалогов - не только продолжение формирования данного навыка, но и выход на следующую ступеньку, потому что надо будет учиться читать слова и реплики «с юмором», и не обычные житейские диалоги, а входить в роли остроумной мамы или папы, читать с чув-ством юмора. Да и у знакомого уже Дениски очень непрос-той по переживаниям (и грустный, и обидчивый, и хваст-ливый, как сказали дети) диалог с Мишкой, и ещё более сложный для исполнения внутренний монолог (когда он сидел за вешалкой), включающий элементы диалога.
Уроки 46-50-й. Образ отца в художественных произведениях
Цели уроков:
1. Осознание роли отца в семье; взаимоотношения отца и сына.
2. Формирование представлений о способах изображе-ния переживаний человека в эпическом тексте: прямой рас-сказ автора и изображение подробностей, с помощью кото-рых читатель может догадаться о сущности переживания.
Распределение часов:
Урок 46-й - анализ рассказа В. К. Железникова «Солдат на посту».
Урок 47-й - работа над отрывком из стихотворения Н. А. Некрасова «Крестьянские дети».
Уроки 48-49-й - анализ рассказа Л. Н. Толстого «Пры-жок».
Урок 50-й - работа над рассказом А. И. Приставкина «Портрет отца».
Отец занимает особое место в семье: он мужчина, поэто-му он строже, но он опора в семье, защитник. Методы его воспитания более жёсткие («Солдат на посту», «Прыжок»), но рядом с отцом вырастают сыновья - настоящие муж-чины.