39
Остановимся поподробнее на анализе двух замечатель-ных классических текстов: стихотворении Н. А. Некрасо-ва и рассказе Л. Н. Толстого.
Данный отрывок из стихотворения «Крестьянские дети» в сознании читателей многих поколений имеет название «Мужичок с ноготок». Он начинается с очень краткого, лаконичного описания природы: «студёная» зима, «силь-ный мороз», который не пощадит, не пожалеет.
«Лошадка» (Какой оттенок придаёт суффикс этому сло-ву?) везёт воз, и везёт «медленно» (Почему?), а рядом с ней - «мужичок» (Почему именно такая форма слова «му-жик»?).
Как он идёт? Как автор описывает, во что мальчик одет? Почему ему всё велико?
Как автор обращается к нему? Как он отвечает? Поче-му автор не обижается на грубые ответы мальчика? Как он относится к нему?
Ответив на эти вопросы, ученики поймут, за что уважа-ет великий русский поэт маленького крестьянского маль-чика. Войти в образы героев поможет чтение по ролям этого стихотворения и даже его исполнение как сценки. Причём самостоятельная работа по переделыванию стихотворения в сценку: выделение слов автора, вхождение в роли исполнителей, поиск верных интонаций, коллектив-ное обсуждение всего этого, коллективная оценка исполне-ния разными парами - поможет в постановке завершаю-щей пьесы про слонёнка.
Рассказ «Прыжок», который традиционно считается рассказом для детей, на самом деле, как и всегда у велико-го писателя, гениально просто изображает внутренний мир человека. И нам думается, что этот рассказ в такой же степени адресован взрослым, как и детям. Прыжок как мгновенное падение в бездну страха и решимости соверша-ет и отец мальчика, и, может быть, его «прыжок» ещё более страшный, поскольку он - отец и несёт ответственность за сына.
Ещё очень важно то, что автор называет мальчика сыном капитана. Нам кажется, что эти не случайно обронен-ные слова объясняют читателю, почему мальчик так «раз-
40
задорился»: он не мог позволить, чтобы над ним все смея-лись, ведь он - «сын капитана».
Уроки 51-53-й. Самые добрые, самые близкие - бабушки...
Цели уроков:
1. Осмысление роли бабушки и няни как носительниц родовых традиций, культуры и нравственных представле-ний народа.
2. Расширение представлений учеников-читателей о спо-собах изображения характера героя в лирике.
3. Знакомство с термином сравнение.
Кто-то из мудрых сказал: «Связь времён осуществляется не через отцов и детей, а через дедов и внуков». Не будем вдаваться в обсуждение причин этой ситуации, но её правильность доказана жизнью.
Мы начинаем этот разговор со стихотворения В. Д. Бе-рестова. В образе бабушки, героини этого стихотворения, очень ярко и отчётливо проявляются народные представ-ления о том, что в гости надо ездить с гостинцами, причём бабушка их отдаёт маме, что отец для неё - «деточка», но распрягать лошадёнку будет именно он. И в последней фразе бабушки Кати содержится то удивительно уважи-тельное отношение к ребёнку, которое сложилось в народ-ной педагогике: пока дитя было маленьким, его окружали любовью, баловали, но уже в 5-6 лет у ребёнка появля-лись его обязанности, он трудился, посильно разумеется, в крестьянской семье. Может, поэтому вырастали сильные, умеющие трудиться, уверенные в себе люди?
Классический пушкинский текст нам интересен и обра-зом няни - может быть, самого близкого поэту в детстве, да и не только в детстве, человека (поэтому здесь необходим рассказ учителя о няне Пушкина, Арине Родионовне), - и удивительной художественностью этого произведения. По-скольку художественный образ строится у Пушкина на сравнении, мы именно здесь и введём литературоведческий термин сравнение.
К тексту стихотворения А. С. Пушкина в учебнике даны достаточно подробные вопросы, мы только хотели бы привлечь внимание учителя к двум моментам: к удивительно
41
явственно слышимой звукописи (вспомните с детьми уро-ки первого класса) и к композиции произведения. Компо-зиция (построение) произведения кольцевая: в конце сти-хотворения повторяется почти полностью первая строфа. Но она совсем другая по настроению: поэт преодолевает свою грусть и тоску, и в этом помогает ему няня, и поэто-му последняя строчка стихотворения - «сердцу будет весе-лей».
Игра в сравнения на самом деле решает очень серьёзные учебные задачи и развивает воображение ребёнка. Дети могут принести в класс какие-то предметы, и их во время игры будет угадывать водящий с помощью сравнений, кото-рые, пока его не будет в классе, придумают ребята. Когда водящий входит, учитель ему говорит: «То, что мы заду-мали, похоже на...» Если он отгадывает, идёт водить дру-гой ученик.
Уроки 54-57-й. Изображение зимы в разных видах искусства
Цели уроков:
1. Сопоставление словесного и зрительного образа, спо-собов их создания.
2. Отработка навыков выразительного чтения.
Распределение часов:
Урок 54-й - работа над стихотворением И. 3. Сурикова «Зима» и по картине И. И. Шишкина «Зима».
Урок 55-й - анализ рассказа К. Г. Паустовского «Про-щание с летом».
Урок 56-й - работа по картине Н. С. Крылова «Зимний пейзаж» и над стихотворением И. С. Никитина «Встреча зимы».
Урок 57-й - анализ отрывка из поэмы А. С. Пушкина «Евгений Онегин» «...Вот север, тучи нагоняя...» и стихотворения Н. А. Некрасова «Мороз, Красный нос».
Сопоставление как приём умственной деятельности все-гда очень плодотворный и эффективный способ активиза-ции восприятия и осмысления, пробуждения самостоятельности. Мы выбрали для этой работы произведения разных авторов, из разных областей искусства, разных
42
жанров и манер, но описывающих одно время года - зиму. Поскольку эти уроки приходятся на зимнее время, появ-ляется возможность подключить жизненные впечатления учащихся.
В стихотворении И. 3. Сурикова просто и безыскусственно рисуется картина наступления зимы, первого снега, который одел землю «точно пеленою». Главное - обратить внимание детей на то, что поэт нарисовал движение, сме-ну картин. Картина Шишкина соотносится с третьей стро-фой и рисует заснувший под «шапкой» снега лес. Дети это увидят сами, надо только подчеркнуть, что картина ху-дожника рисует застывшее мгновение. Удивительно, как художник с помощью теней сумел передать тяжёлые, отя-гощающие ветки шапки снега.
Чтобы учащиеся ещё внимательнее вгляделись в карти-ну и почувствовали её суровость и монументальность, свой-ственные манере художника и предмету изображения, мож-но процитировать им строчки двух поэтов. Пусть они выберут те, которыми можно подписать картину Шишкина.
...Недвижны сосны в своей нахмуренной красе, Отягчены их ветви все клоками снега...
(А. С. Пушкин)
Лапы ёлок, лапки, лапушки Все в снегу, а тёплые какие, Словно в гости к старой бабушке Я приехал в Киев.
(В. В. Маяковский)
Ещё раз сравнить поэзию и прозу можно при работе над текстом К. Г. Паустовского. Особенности его прозы - ли-ризм и удивительная живописность. Читая её с детьми, надо не только вглядываться, но и вслушиваться: автор удивительно изображает тишину и звуки.
Картина художника Н. С. Крылова может быть сопос-тавлена с картиной И. И. Шишкина и с любыми стихо-творными текстами о зиме, помещёнными в учебнике.
Никифор Степанович Крылов - художник начала XIX века, ученик А. Г. Венецианова, который первым в рус-ской живописи стал изображать простых людей, крестьян,
43
и простую русскую природу. Крылов прожил очень короткую жизнь (1802-1831), после него сохранилось только три картины, остальные утеряны. Его зимний пейзаж - дей-ствительно русская зима, на которой запечатлена не толь-ко природа, но и простые русские люди. Дети сами увидят это, если им предложить рассказать, что они видят на кар-тине, или предложить пофантазировать, что произошло бы, если бы картина ожила. Увидят они и наполненность пейзажа воздухом и солнцем, далёкие дали, открывающиеся взгляду в перспективе, тени на снегу, тщательно вы-рисованные детали одежды крестьянок.
Стихотворение И. С. Никитина тоже рисует картины наступления зимы, здесь тоже есть смена картин, но в нём, в отличие от суриковского текста, где описывается только природа, ярко и сильно изображено ещё и настроение, и вот это движение картин и изменение настроения можно проследить с детьми по тексту.
Описание зимней природы Пушкина и Некрасова мы со-поставили потому, что поэты рисуют образ зимы. Причём у Пушкина это образ волшебницы зимы, а у Некрасова -Мороза-воеводы. Во втором классе мы литературоведческий термин образ (обобщённое отражение действительности в конкретно-чувственной форме) не даём, но нам очень важ-но, чтобы дети представили себе образ, нарисованный ху-дожником. Особенно ярко он представляется в некрасовском тексте, он и нарисован, и даже наделён речью, поэтому с учениками надо обязательно прочитать выразительно стихи и Пушкина, и Некрасова. Возможности для выразитель-ного чтения тексты предоставляют богатейшие, особенно интересен пушкинский текст, в котором паузы не в конце строки, к чему уже привыкли ученики, а в середине (ошиб-ка учеников: «пришла, рассыпалась; клоками || ...» вместо «пришла, рассыпалась; || клоками повисла...»).
Уроки 58-64-й. Работа над отрывком из повести А. П. Гайдара «Чук и Гек»
Цели уроков:
1. Оценка взаимоотношений братьев в семье. Продолжение работы над образом матери.
44
2. Отработка понятий проза, рассказ, тема.
3. Формирование первоначальных представлений о пор-трете героя; составление характеристики героя.
Проза А. П. Гайдара, несправедливо исключённая из детской литературы последнего десятилетия по идеологи-ческим соображениям, как нам кажется, очень нужна се-годня, и именно сегодня, и особенно мальчишкам. Гайдар всегда учил мальчишек быть сильными, благородными, помогать взрослым, бороться с несправедливостью, защи-щать слабых. Разве не нужны сегодня эти качества, пре-данные забвению? Почему носителями их являются бэт-маны и человеки-пауки? Из писателей нашего времени гайдаровскую линию продолжает сегодня В. П. Крапивин, его произведения мы также будем изучать, только позднее, в четвёртом классе.