В. А. Лазарева
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
К УЧЕБНИКУ «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ»
для 2-го класса
Москва
Институт инноваций в образовании им. Л. В. Занкова
ОНИКС
2005
УДК 372.881.161.1 ББК 74.268.4 Л 17
Лазарева В. А.
Л 17 Методические рекомендации к учебнику «Литера-турное чтение» для 2-го класса. - М.: Институт инноваций в образовании им. Л. В. Занкова: Издатель-ство Оникс, 2005. - 64 с.
ISBN 5-488-00058-5
УДК 372.881.161.1 ББК 74.268.4
© АНО «Институт инноваций в обра-
зовании им. Л. В. Занкова, 2005
ISBN 5-488-00058-5 © ООО «Издательство Оникс», 2005
©В. А. Лазарева, 2005
ВВЕДЕНИЕ
Основная задача курса «Литературное чтение» во вто-ром классе - опираясь на знания и умения, приобретён-ные в первый год изучения предмета, выйти на более глу-бокое освоение художественных произведений детьми, расширить их литературные знания и нравственные пред-ставления.
Учебник «Литературное чтение» для 2-го класса построен по проблемно-тематическому принципу, причем ве-дущими проблемами являются нравственные. Произведе-ния, подобранные для чтения и обсуждения на уроках, сгруппированы по темам: ДЕТСТВО - СЕМЬЯ (родные, любовь, забота) - ШКОЛА (друзья, учебный труд) - РОДНАЯ ПРИРОДА (красота, ответственность, забота). Учеб-ный материал расположен таким образом, чтобы та или иная проблема прослеживалась и в эпическом тексте, осо-бенности которого позволяют серьёзно осмыслить её, и в лирике, что поможет ученику-читателю ещё и эмоциональ-но воспринять нравственно-этические понятия.
В учебник вошли в основном небольшие произведения и вместе с тем несколько достаточно объёмных и «взрослых» по раскрываемым в них проблемам, таких, как «Сказка о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина или рассказ А. П. Плато-нова «Ещё мама». Мы поместили в учебнике достаточно жёсткий рассказ В. П. Астафьева «Белогрудка», очень силь-ный по накалу чувств и переживаний, поскольку убежде-ны, что чем сильнее дети будут переживать гибель живого беспомощного «котёнка» при чтении текста, тем большая вероятность того, что в жизни у них не поднимется рука сделать что-либо подобное.
Наличие текстов большого объёма обусловлено возросшими возможностями второклассников и позволяет учите-лю реализовать дифференцированный подход, привлекая хорошо читающих детей к более сложным видам работы. Кроме того, это объясняется нашим стремлением по воз-можности дать детям для чтения несокращённые, цель-ные авторские тексты. Для удобства работы они разбиты
3
на смысловые части и к каждой из них даны вопросы и задания.
В учебнике много произведений современных писателей и поэтов, связанных с очерченной выше тематикой. Для раскрытия таких вечных проблем, как родной дом, взаи-моотношения людей, природа и её место в жизни челове-ка, мы обращаемся к классическим произведениям XIX и начала XX веков. В этом году дети познакомятся с прозой С. Т. Аксакова, В. А. Сухомлинского, стихами Ф. И. Тютчева, И. С. Никитина, И. А. Бунина, К. Д. Бальмонта, А. А. Ахматовой, Н. М. Рубцова и ставшими классикой детской литературы стихотворениями Н. А. Некрасова, рассказом Л. Н. Толстого «Прыжок» и другими.
Поскольку в этих произведениях много слов, не знако-мых детям, в конце учебника мы поместили небольшой толковый словарь.
Уровень классических произведений потребовал от нас иного уровня иллюстраций, и мы решили поместить в учебнике ряд репродукций картин известных художников, вво-дя таким образом ребёнка в культуру не только через ли-тературу, но и через живопись. Работа по картине будет способствовать решению задачи развития речи учащихся, которую мы начинаем решать в этом учебном году основа-тельно и серьёзно.
В учебнике 2-го класса сохраняется главный методический принцип, обеспечивающий литературное развитие ребёнка, - работа ученика-читателя над текстом при пос-ледовательном усложнении содержания и видов работы. Для отслеживания результатов развития учащихся в учеб-нике приводятся контрольные работы, которые помогут учителю определить уровень сформированности определённого умения у каждого ребёнка.
Методический аппарат учебника ориентирован на реше-ние двуединой цели курса литературного чтения. С одной стороны, вопросы и задания к текстам способствуют глубо-кому анализу художественного произведения, а с другой -направлены на осмысление нравственных проблем, содер-жащихся в тексте, поскольку от уровня постижения текста
4
читателем зависит уровень освоения им нравственных цен-ностей.
Во втором классе углубляются представления учеников-читателей о литературном герое. Дети начинают работать над его характеристикой, знакомятся с ролью портрета героя и способами его создания в произведениях разных родов и жанров, учатся находить в тексте изображения внутреннего состояния героя, входить в его образ и дока-зывать своё мнение, опираясь на текст произведения.
Дети, уже знакомые по учебнику 1-го класса с тем, что автор художественного произведения может словами на-рисовать картину, в этом учебном году учатся различать детали этой картины, выходя таким образом на более полное и точное представление художественного образа. Ана-лизируя способы и средства художественного изображения, учащиеся и во втором классе будут пользоваться простым и понятным словом рисующие слова. Как самый простой вид тропа, во втором классе вводится термин сравнение, кроме того, не называя терминов эпитет и олицетворение, мы всё же учим детей на практическом уровне находить их в тексте и пользоваться ими.
При чтении и анализе большого количества помещённых в учебнике лирических произведений ученики начинают разбираться в достаточно сложном вопросе изобра-жения чувств: действительно ли автор изображает чувство и настроение или впрямую называет его. Наблюдение над поэтическими произведениями как особо организованны-ми текстами позволяет дать учащимся определение поэзии, а также прозы как текста более свободного, не регламентированного размером и рифмой. Программа второго класса насыщена рассказами, произведениями доступного детям жанра прозы, что даёт возможность в процессе их анализа сформировать первоначальные представления учеников о жанре рассказа.
Близкие по теме произведения, собранные в одной гла-ве учебника, позволяют ввести термин тема и поговорить с учащимися об идее произведения (без введения термина) как главной мысли и цели создания текста автором.
5
В учебнике много весёлых рассказов и стихотворений, много игр, что поможет сделать процесс обучения прият-ным, интересным для детей, не снижая, разумеется, серь-ёзности учения, а, наоборот, усиливая познавательную ак-тивность детей. При чтении весёлых рассказов В. В. Голяв-кина, В. Ю. Драгунского, смешных стихотворений учащиеся получают первоначальные представления о юморе.
Материал первой главы учебника позволяет начать с учащимися осмысление важнейших проблем детства человека. Читая специально подобранные произведения авторов, живших и в XIX веке, и наших современников, дети размышляют над тем, чем важны для человека детство, школа, учитель, почему нужно хорошо учиться и как это надо делать. Мы начинаем этот разговор со стихотворения поэта XIX века И. 3. Сурикова «Детство», очень хорошо знакомого всем бабушкам и дедушкам наших учеников, а продолжаем его стихами А. Л. Барто и С. В. Михалкова, хорошо знакомыми уже их мамам и папам, чтобы не «по-рвалась связь времён», чтобы мы с нашими детьми и вну-ками выросли на одних и тех же стихах и сказках.
Учебный материал первой главы, подборка произведе-ний осуществлена таким образом, чтобы сопоставить изображение двух веков - девятнадцатого и двадцатого - и при чтении и анализе увидеть с учениками-читателями при-меты времени, подробности жизни и быта людей разных веков в легкоузнаваемом учениками пространстве детства.
В конце первой главы мы помещаем подборку стихов об осени прежде всего потому, что именно это время года стоит за окном и можно сопоставить изображение осени в художественных произведениях с жизненными впечатлениями детей. Это тем более важно, что здесь ученики будут впервые писать сочинение, в котором они должны описать осень. Рассказ В. А. Сухомлинского «Я хочу ска-зать своё слово» поможет учителю показать детям, как найти своё слово о том, что тебя окружает. Читая и ана-лизируя стихи поэтов-классиков об осени, подобранные в этой главе, дети будут учиться у них точности слова и верности интонации в передаче чувств.
6
Репродукции картин художников дети начинают рассматривать с картины Ф. П. Решетникова «Опять двойка». Ситуация, изображённая на картине, её герои понятны и узнаваемы детьми, поэтому ученики смогут разобраться в содержании картины и представить себе переживания героев. Вторая картина, репродукция которой идёт после стихов об осени, - знаменитая «Золотая осень» И. И. Левитана. Вопросы к ней помогут всмотреться внимательно в изображение осени и понять, о чём рассказывает художник и как он относится к тому, что изображает.
Во второй главе учебника помещены произведения, в которых поднимается проблема дружбы. Она очень важна для детей и имеет для многих из них личностный смысл, поскольку уже второй год они ходят в школу, находятся в коллективе сверстников. У некоторых из них не складываются отношения с товарищами, и детям трудно разобраться, почему так происходит. Разбирая в классе произведения, помещённые в учебнике, учитель будет говорить с детьми о том, что настоящая дружба возникает на основе взаимной симпатии, уважения, доверия, общности интересов, что дружба - это бескорыстные отношения, что радость в дружбе доставляет не то, что тебе дают, а то, что ты даёшь. Помощь другу, стремление поделиться, если надо, отдать «последнюю рубаху» - поступки, которые всегда были нравственной нормой русского человека. Художественный материал первой и второй глав, в которых говорится об отношениях людей, о дружбе и взаимопомощи, позволяет на практическом уровне дать представление учащимся о диалоге и монологе.