Смекни!
smekni.com

Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов для всех специальностей и форм обучения Бийск (стр. 14 из 45)

3. Конспектирование самостоятельно изучаемой темы «Социальные институты культуры».

4. Конспектирование самостоятельно изучаемой темы «Техника как социокультурное явление».

5. Написание и защита реферата.

3.5. Вопросы, тестовые задания для самоподготовки

к контрольной работе № 1

Часть 1 (теоретические вопросы)

1. Охарактеризуйте понятие «культурная динамика». Чем отличается оно от культурных изменений? Зависит ли от человека культурная динамика? Какова главная причина культурной динамики? Каковы источники культурной динамики?

2. Чем характеризуется культурная форма? Для чего она необходима? В виде чего она представлена?

3. В чем состоит сущность игровой концепции культуры?

4. Каковы источники культурной динамики? Что представляют собой культурная диффузия и инновация? Кто основатель диффузионизма?

5. В чем сущность культурогенеза? Причины его возникновения.

6. Почему не следует отождествлять культурную динамику как целостный, упорядоченный процесс с культурными изменениями?

7. Что представляет собой культурная картина мира?

8. Какова роль традиции в культуре?

9. В чем отличие культурных норм от ценностей (чему следуют в выборе, и что предполагает выбор)? Чем отличается культурная ценность от полезности? Каковы ценности будущего?

10. Что включает в себя понятие «языки культуры»? Для чего необходимо изучать языки культуры?

11. Какая классификация языков культуры предпринята учеными? Что включают эти знаковые системы? Какие примеры можно привести?

12. В чем основное различие между символом и знаком? Как взаимосвязаны понятия «язык» и «знаки»?

13. Что такое текст? Что представляет текст в философии Ж. Дерриды? Что можно отнести к текстам?

14. Почему без социальных институтов невозможна деятельность людей во всех сферах культуры? Какова их роль?

15. Какова роль символа в жизни общества? Его черты? Что выражает символ?

16. Без чего культурный текст остается непонятным, закрытым?

17. В чем своеобразие символа в концепции Э. Кассирера?

18. Для чего необходим культурный код?

19. Какими характеристиками обладает культурный код?

20. Кто выделяет свойство – многозначность, у знака или символа?

Часть 2. Тестовые задания

1. Какому из понятий соответствует следующее определение: «Нерасчлененность, слитность искусства, мифологии, религии, характеризующая первоначальное состояние первобытной культуры»?

а) анимизм;

б) синкретизм;

в) фетишизм;

г) тотемизм.

2. Как называется ранняя форма религии, сущность которой состоит в поклонении какому-либо животному или растению и в вере в свое происхождение от них?

а) анимизм;

б) тотемизм;

в) фетишизм;

г) магия.

3. Как называется ранняя форма религии, сущностью которой является поклонение неодушевленным предметам, обладающим сверхъестественными свойствами?

а) анимизм;

б) фетишизм;

в) тотемизм;

г) магия.

4. Подберите верное определение к понятию «анимизм»:

а) поклонение неодушевленным предметам, которым приписываются сверхъестественные свойства;

б) вера в существование души и духов, управляющих людьми, предметами и явлениями окружающего мира;

в) обряды, связанные с верой в сверхъестественную способность человека воздействовать на людей и явления природы;

г) поклонение какому-либо животному или растению и вера в свое происхождение от них.

5. Культурогенез – это:

а) происхождение человека как социального и культурного существа;

б) вид социальной и исторической динамики культуры, заключающийся в порождении новых культурных форм;

в) форма культурной деятельности, в которой сохраняется и используется социальная информация;

г) происхождение физического типа человека.

6. Культурная форма – это:

а) стрессовое воздействие иной культуры на человека или общество;

б) система образов, представлений, знаний об устройстве мира и месте человека в этом мире;

в) формы человеческой деятельности, в которых создается, хранится и передается из поколения в поколение социальная информация;

г) процесс зарождения культуры.

7. Найти наименьшую культурную форму:

а) национальная культура;

б) этническая культура;

в) региональная культура;

г) цивилизация.

8. Креационистская концепция культуры утверждает, что:

а) культура – результат естественной эволюции;

б) культура возникла из игры;

в) умение творить культуру было получено человеком от Бога;

г) культура развивалась под воздействием космических сил.

9. Источниками культурной динамики не является:

а) культурное наследие;

б) инновация;

в) традиция;

г) культурное заимствование;

д) синтез;

е) культурная диффузия.

10. Явление, лежащее в основе взаимопроникновения различных культур:

а) аккультурация;

б) синтез;

в) культурное заимствование;

г) культурная диффузия.

11. Межкультурная коммуникация – это:

а) совокупность разнообразных форм отношений и общения между индивидами и группами, принадлежащими к одной культуре;

б) субъект-субъектное взаимодействие, обмен производственной деятельностью;

в) процесс взаимодействия представителей одной культуры;

г) процесс взаимодействия представителей разных культур.

12. Варианты этнокультурных контактов:

а) прибавление – количественное изменение культуры этноса;

б) убавление – потеря собственных навыков;

в) обеднение (эрозия) – разрушение культуры под воздействием извне;

г) все перечисленное;

д) все перечисленное, кроме пункта (а).

13. Ассимиляция – это:

а) процесс поглощения (полное или частичное) одной культуры другой (путем усвоения языка, обычаев и утрата своего языка, культуры, национального самосознания);

б) культурный процесс, в котором слабая культура растворяется в более сильной;

в) процесс, характерный для экономически развитых стран, в результате которого культура этноса утрачивается, поглощается культурой других этносов;

г) все перечисленное.

14. Аккультурация – это:

а) процесс взаимного влияния разных культур;

б) процесс, при котором все или часть представителей одной культуры перенимают нормы, ценности и традиций другой;

в) менее развитая культура полностью или частично воспринимает другую, более развитую;

г) все перечисленное.

15. Как называется процесс взаимовлияния культур, а также результат этого влияния, заключающийся в восприятии одной из культур (обычно менее развитой, хотя возможно и обратное влияние) элементов другой, или в возникновении новых культурных явлений?

а) катарсис;

б) конформизм;

в) мимесис;

г) аккультурация.

16. Основная цель аккультурации:

а) геноцид;

б) сепарация;

в) ассимиляция;

г) интеграция.

17. Для какой формы аккультурации характерна потеря иде-нтичности с собственной культурой и отсутствие идентификации с иной культурой (находится «в пограничном» положении)?

а) ассимиляция;

б) сепарация;

в) диффузия;

г) маргинализация.

18. Как называется процесс, при котором индивид полностью отказывается от своей культуры и стремиться усвоить нормы и ценности новой культуры?

а) ассимиляция;

б) аккультурация;

в) культурный шок;

г) интеграция.

19. Культурный шок – это:

а) стрессовое воздействие иной культуры на человека или общество, разрушение устоявшихся социальных условий;

б) противостояние традиционной, «официальной» культуре;

в) умение ориентироваться в жизни;

г) процесс взаимовлияния различных по уровню развития культур.

20. Причины появления культурного шока:

а) неожиданное столкновение с опытом чужой культуры;

б) в неожиданной возможности негативной оценки собственной культуры;

в) разрыв в общении, связанный с непониманием реальности;

г) все перечисленное.

21. Главная причина культурного шока:

а) различие культур;

б) сложность социальных условий;

в) неспособность понять чужую культуру;

г) изменение места жительства.

22. Наиболее распространенный способ выхода из ситуации «культурного шока»:

а) частичная ассимиляция;

б) сочетание культурного обмена и взаимодействия;

в) уклонение от всевозможных контактов с чужой культурой;

г) ассимиляция; д) все перечисленное.

23. Толерантность – это:

а) особое состояние личности или социальной группы, общности, существующей на грани двух культур;

б) терпимость к другому образу жизни, поведению, других взглядов, привычек, верований и т.п.;

в) способность поставить себя на место другого человека в контексте его культуры, понять его чувства, желания, поступки;

г) все перечисленное.

24. В основе интолерантности лежит:

а) способность поставить себя на место другого человека в контексте его культуры, понять его чувства, желания, поступки;

б) неприятие другого из-за его непохожести во взглядах, поступках;

в) терпимость к другому образу жизни, поведению, других взглядов, привычек;

г) терпимость к обычаям, верованиям других народов.

25. Язык культуры – это:

а) совокупность норм, правил поведения;

б) тексты, знаки, символы, которые позволяют людям ориентироваться в пространстве культуры;

в) эстетическое освоение мира в процессе художественного творчества;

г) пограничная, переходная культура.

26. Вторичные языки – это:

а) азбука Морзе, дорожные знаки;

б) миф, религия, искусство;

в) английский, чешский;

г) языки программирования.

27. Искусственные языки – это:

а) миф, религия, искусство;

б) азбука Морзе, дорожные знаки;

в) английский, чешский;

г) языки программирования.

28. Изучение языка культуры – это:

а) проблема ценностей;