б) проблема понимания;
в) проблема познания;
г) проблема сознания.
29. Для какого французского философа текст – это «абсолютная тотальность. Нет ничего вне текста»?
а) И. Канта;
б) Ж. Деррида;
в) Ж.-Ж. Руссо;
г) Вольтера.
30. Знак – это:
а) идеальный объект;
б) материальный предмет, выступающий в качестве объективного заместителя другого предмета, свойства, отношения для хранения и передачи сообщений;
в) единицы культурной информации, выраженные в тексте;
г) обобщенная форма языка культуры, в которых вложены знания, ценности, например, книги, одежда.
31. По мнению, какого культуролога, человек живет в символической Вселенной?
а) М. Хайдеггера;
б) Э. Кассирера;
в) Х. Гадамера;
г) Э. Гуссерля.
32. Семиотика – это:
а) наука о языках национального общения;
б) наука о знаковых системах;
в) наука о понимании;
г) наука о познании мира и культуры.
33. Основатель современной герменевтики – это:
а) К. Ясперс;
б) Г.Г. Гадамер;
в) Р. Барт;
г) Ю.М. Лотман.
34. Герменевтика занимается:
а) интерпретацией смыслов;
б) истолкованием текстов;
в) истолкованием знаковых систем;
г) проблемой диалога культур.
35. Мемы – это:
а) биологическая память человечества;
б) единицы культурной информации, выраженные в текстах;
в) артефакты;
г) все перечисленное.
36. К текстам можно отнести:
а) книги и рукописи;
б) все перечисленное;
в) картины, интерьер;
г) архитектурные сооружения.
37. Какие типы знаковых систем выделяют большинство исследователей?
а) реальные и нереальные знаки;
б) естественные, искусственные, вторичные знаки;
в) иконические знаки, знаки-индексы, знаки-символы;
г) все перечисленное.
38. Как называется материальный предмет, выступающий в качестве объективного заместителя другого предмета?
а) текст;
б) знак;
в) символ;
г) артефакт.
39. Кто отождествлял понятия «сигнал» и «знак»?
а) Ч. Пирс;
б) Э. Кассирер;
в) Р. Барт;
г) Г.Г. Гадамер.
40 Функции символов:
а) адаптация к миру;
б) передача информации;
в) ценностная;
г) гуманистическая.
41.Что такое норма?
а) образец, который, который принимает форму безличного, всеобщего и общеобязательного требования;
б) регулятор массового поведения, определяет меру дозволенного, должного и запрещенного;
в) пример возможных и обязательных вариантов действия, который устраняет неопределенность, вносит организованность и согласованность в жизнь общества;
г) все перечисленное.
42. Функции культурных норм:
а) стандарты поведения; г) все перечисленное;
б) обязанности, правила; д) все перечисленное, кроме пункта (в).
в) ожидания поведения;
43. В классификации культурных норм американского социолога Уильяма Грэхэма Самнера выделены следующие виды норм:
а) табу, законы, нравы, традиции, обычаи, привычки;
б) экономические, политические, собственно культурные нормы;
в) табу, законы, нравы, традиции, обычаи, привычки, мода, вкус, увлечения, верования, знания и другие;
г) обычаи, нравы, законы.
44. Самыми распространенными культурными нормами являются:
а) табу, законы; б) нравы, традиции; в) обычаи; г) привычки.
45. Ценность – это:
а) предмет;
б) особый вид смысла;
в) дорогая вещь;
г) отношение человека к объекту.
46. Культуролог Б. Ерасов в классификации ценностей выделяет:
а) жизненные (любовь, счастье), культурные (поэзия, музыка);
б) духовные, социальные, экономические, материальные;
в) художественные, экзистенциальные, нравственные, правовые, политические, религиозные, эстетические;
г) витальные (жизнь, здоровье и пр.), социальные (семья, дисциплина, предприимчивость, богатство и пр.), политические (законность, конституция, мир, свобода и пр.), моральные (добро, любовь честь и пр.), религиозные (Бог, вера и пр.), эстетические (красота, гармония и пр.).
47. Различие между нормами и ценностями:
а) нормы – абстрактные понятия, ценности – правила поведения;
б) культурные нормы изменчивы, ценности неизменны;
в) нормы – не нужны обществу; ценности – основа нравственных принципов человека;
г) нормы – правила поведения, ценности – абстрактные понятия о том, что такое должное и недолжное.
48. Ценность характеризуется тем, что:
а) имеет духовную природу;
б) отличается от полезности;
в) отличается от истины;
г) включает все перечисленное.
49. Многообразие культур обусловлено наличием в обществе:
а) верований;
б) обычаев;
в) нравов;
г) традиций.
50. Взаимосвязь культурных ценностей и норм проявляется в том, что:
а) культурные нормы изменяются, ценности остаются неизменны-ми;
б) ценности изменяются, культурные нормы остаются неизменными;
в) ценности и нормы индивидуальны (у каждого человека – свои);
г) с изменением ценностей изменяются и культурные нормы.
Контрольная работа № 2
3.6 Тестовые задания для самоподготовки к контрольной
работе № 2
Часть 1. Тестовые задания по темам «Понятие культура», «Концепции типологии культур», «Восточные и западные типы культуры»
1. Типология культуры – это:
а) все нижеперечисленное верно;
б) метод научного познания, в основе которого лежит расчленение социокультурных систем и объектов и их группировка с помощью обобщенной идеализированной модели или типа;
в) результат типологического описания и сопоставления;
г) конструирование идеальных образов-схем, позволяющих упорядочивать эмпирический материал, поставляемый конкретными исследованиями культуры.
2. Основание типологизации культур – это:
а) форма культуры;
б) единство многообразия культур;
в) общечеловеческие характеристики культуры;
г) признак, по которому устанавливается общность культур.
3. Работа Н.Я. Данилевского, в которой представлена концепция культурно-исторических типов:
а) «Россия и Европа»;
б) «Смысл и назначение истории»;
в) «Кризис нашего времени»;
г) «Социодинамика культуры».
4. Какое основание использовано Н. Данилевским для типологии культуры?
а) все ниже перечисленные;
б) территориальная принадлежность;
в) этническое своеобразие;
г) разряды культурной деятельности человека.
5. Основные разряды культурной деятельности в концепции культурно-исторических типов Н. Данилевского:
а) религиозная, собственно культурная, политическая и общественно-экономическая;
б) художественная, религиозная, политическая, нравственная;
в) научно-теоретическая, художественно-эстетическая, промышленно-техническая, нравственно-этическая.
6. Основная задача типологии культур Н.Я. Данилевского – это:
а) исследование общества;
б) обоснование кризиса западноевропейской цивилизации;
в) выделение основных типов деятельности культурно-историчес-ких типов;
г) обоснование существования славянского культурно-историчес-кого типа.
7. Как называется сочинение немецкого философа и историка О. Шпенглера, в котором он излагает свои взгляды на культуру?
а) «Закат Европы»;
б) «Идеи к философии истории человечества»;
в) «Недовольство культурой»;
г) «Феномен человека»;
д) «Россия и Европа».
8. О.Шпенглер считал, что жизненный цикл каждого культурного типа складывается из трех этапов: I – подготовительный, период детства и накопления сил; II – период выявления и осуществления всех потенций, заложенных в душе данной культуры, период интенсивного творчества; и III – ...
а) период наивысшего расцвета, период создания и расцвета шедевров искусства;
б) агония культуры;
в) период упадка, период цивилизации; происходит переход от творчества к бесплодию, от становления к окостенению, от органических «деяний» к механической «работе».
9. Н.Я. Данилевский, исследуя культурно-исторические типы, говорит о существовании одноосновных культур, реализовавших себя в одном из «разрядов» человеческой деятельности. К одноосновным культурам относятся:
а) все перечисленные;
б) римская;
в) еврейская;
г) греческая;
д) все перечисленные, кроме третьего пункта.
10. Укажите в классификации П. Сорокина лишний тип культуры:
а) идеалистическая культура;
б) чувственная культура;
в) идеациональная культура;
г) материалистическая культура.
11. Кто из мыслителей выделял исторический период (800– 200 гг. до н.э.), связывающим человечество в рамках «единой мировой истории», «масштабом, позволяющим нам отчетливо видеть историческое значение отдельных народов для человечества в целом»?
а) О. Шпенглер;
б) А. Тойнби;
в) К. Ясперс;
г) Н. Данилевский;
д) П. Сорокин.
12. Кто из мыслителей отождествлял понятия «цивилизация» и «культура»?
а) Н. Бердяев;
б) О. Шпенглер;
в) Э.Тайлор;
г) все перечисленные.
13. Цивилизация – это старость культурного организма, переход от творчества к бесплодию, вырождение искусства, невостребованность гения и таланта, по мнению:
а) Ф. Ницше;
б) З. Фрейда;
в) О. Шпенглера;
г) Н. Данилевского;
д) П. Сорокина.
14. Назовите имя американского социолога русского происхождения, автора концепции социокультурной динамики и исследователя социальной стратификации, который также занимался проблемой типологии культур?