а) Н. Бердяев;
б) Н. Данилевский;
в) П. Сорокин;
г) А. Лосев;
д) Б. Малиновский.
15. Как называл П. Сорокин тип искусства, описанный в данном отрывке: «Оно мало уделяет внимания личности, предметам и событиям чувственного эмпирического мира. Поэтому нельзя найти какого-либо реального пейзажа, жанра, портрета. Ибо цель не развлекать, не веселить, не доставить удовольствие, а приблизить верующего к Богу»?
а) чувственное искусство;
б) идеалистическое искусство;
в) идеациональное искусство;
г) эклектичное искусство.
16. Как называл П. Сорокин, описанный ниже тип искусства: «Его мир частично сверхчувственный, частично чувственный, но только в самых возвышенных и благородных проявлениях чувственной действительности. Его герои то боги и другие мистические создания, то реальный человек, но только в его благороднейшем проявлении»?
а) идеациональное искусство;
б) эклектичное искусство;
в) идеалистическое искусство;
г) чувственное искусство.
17. Итог развития всех цивилизаций, согласно концепции А. Тойнби:
а) все они обречены на гибель;
б) как любые живые существа, цивилизации, умирая, дают жизнь новым «сыновним» цивилизациям, те – своим сыновним и таким образом исторический процесс нескончаем;
в) вселенская религия объединит все существующие цивилизации в одну единую мировую цивилизацию, что даст им возможность избежать гибели;
г) все перечисленное.
18. А. Тойнби представляет схему истории как:
а) деградацию человеческого рода, движение к катастрофе;
б) движение цивилизаций по замкнутому циклу;
в) движение отдельных цивилизаций к единой мировой цивилизации на основе создания единой мировой религии;
г) линейный процесс.
19. Кто говорил о культуре как о «специфически человечес-ком способе деятельности»?
а) Л. Уайт;
б) Гегель;
в) Э. Маркарян;
г) Т.Л. Кар;
д) Дж. Мердок.
20. К. Ясперс в работе «Смысл и назначение истории» вводит понятие «осевого времени» – это:
а) история локальных культур;
б) центр истории;
в) эпоха духовного становления культур Запада и Востока;
в) прометеевский тип культуры;
г) эпоха Великих культур.
21. Кто из мыслителей разрабатывал концепцию абстрактных идеальных типов, которые представляли образ-схему, а не объективно социокультурную реальность; идеальная типизация позволяла упорядочивать эмпирический материал, поставляемый конкретными исследованиями?
а) Д. Дидро;
б) И. Кант;
в) М. Вебер;
г) К. Клакхон;
д) А. Тойнби.
22. Понятие «ноосфера», введенное в научный обиход В.И. Вернадским, обозначает:
а) тропосфера и стратосфера;
б) оболочка Земли, идущая за атмосферой;
в) новое эволюционное состояние биосферы, при котором разумная деятельность человека становится решающим фактором ее развития;
г) открытое космическое пространство.
23. Какой из подходов типологизации культуры отрицает единство мирового историко-культурного процесса?
1) локальный (циклический); 3) формационный;
2) линейный; 4) информационный.
24. Найдите соответствия (типология культуры Джеймса Фейблмана):
Тип культуры | Вопрос, обращенный к личности |
1) допервобытный тип культуры | 1) насколько ты совершенен? |
2) первобытный тип культуры | 2) насколько нужен именно ты, чтобы мы все выжили? |
3) военный | 3) насколько ты набожен? |
4) религиозный | 4) хорошо ли ты повинуешься? |
5) цивилизованный | 5) насколько ты любознателен? |
6) научный | 6) насколько индивидуальны твои ощущения? |
7) постнаучный | 7) насколько ты вовлечен в сообщество? |
25. Найдите соответствия:
Произведение | Автор |
1) «Постижение истории» | 1) И. Гердер |
2) «Закат Европы» | 2) К. Ясперс |
3) «Россия и Европа» | 3) А. Тойнби |
4) «Социальная и культурная динамика» | 4) Н. Данилевский |
5) «Смысл и назначение истории» | 5) О. Шпенглер |
6) Идеи к истории философии человечества | П. Сорокин |
7) Рождение трагедии из духа музыки | Х. Ортега-и-Гассет |
8) Восстание масс | Ф. Ницше |
9) Природа и культура | З. Фрейд |
10) Недовольство культурой | Г. Риккерт |
26. Составьте логические цепочки:
Автор | Типы культур (цивилизаций) | Основа типологии |
1) Н. Данилевский | 1) дописьменный, письменный, экранный | 1) средства общения |
2) О. Шпенглер | 2) идеациональный, чувственный, идеалистический | 2) деятельность |
3) Г. Маклюэн | 3) 8 культур: китайская, вавилонская, египетская, индийская, греко-римская, византийская… | 3) ценность |
4) П. Сорокин | 4) 10 культурно-исторических типов | 4) духовное начало |
5) А. Тойнби | 5) аполлонический, дионисийский | 5) мужское, женское начала |
6) Ф. Ницше | 6) 5 цивилизаций | 6) религия |
7) К. Ясперс | 7) прометеевский тип, эпоха великих культур древности, «осевое время,» послеосевая, «имперская эпоха» | 7) первосимвол |
27. Найдите соответствия:
Типология культур | Периоды человечества |
1) линейная | 1) первобытный, рабовладельческий, феодаль-ный, капиталистический, коммунистический |
2) формационная | 2) западная, русская, индийская, конфуцианская, исламская |
3) историческая | 3) прометеевская эпоха, эпоха Великих культур, «осевого времени», научно-техническая эпоха |
4) цивилизационная | 4) каменный век, медный, бронзовый, железный |
29. Найдите соответствия данным понятиям имена из расположенного ниже списка:
1) П. Сорокин, 2) А. Тойнби, 3) Н. Бердяев, 4) Э. Кассирер, 5) Н. Данилевский, 6) Ф. Ницше, 7) Й. Хейзинга, 8) К. Ясперс; 9) О. Шпенглер.
Понятие | Автор |
1. Культурно-исторические типы | |
2. «Вызов» и «Ответ» | |
3. Дионисийское и аполлонийское начала | |
4. Символические формы культуры | |
5. Игра как культурно-историческая универсалия | |
6. Культурные суперсистемы | |
7. Осевое время | |
8. Цивилизация как смерть духа культуры | |
9. «Осевое время» | |
10. Прометеевская эпоха | |
11. Сиволическая Вселенная | |
12. Идеациональный тип | |
13. Русско-сибирская культура |
30. Кто является автором обозначенных ниже произведений?
Определите соответствие:
Произведение | Автор |
1.«Закат Европы» | 1. Н. Бердяев |
2. «Россия и Европа» | 2. А. Тойнби |
3. «Илиада» | 3. Дж. Фрезер |
4. «Судьба России» | 4. О. Шпенглер |
5. «Постижение истории» | 5. Ф. Ницше |
6. «Рождение трагедии из духа музыки» | 6. Гомер |
7. «Золотая ветвь» | 7. Н. Данилевский |
Часть 2. Тестовые задания
(по темам «Массовая, элитарная, народная культура. Этническая и национальная культуры»)
1. Форма культуры, ориентированная на массового потребителя с «усредненным» уровнем развития:
а) элитарная культура;
б) народная культура;
в) традиционная культура;
г) массовая культура.
2. Для какой формы культуры характерны упрощённость, зрелищность, развлекательность?
а) этнической;
б) элитарной;
в) народной;
г) массовой.