Смекни!
smekni.com

Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов для всех специальностей и форм обучения Бийск (стр. 17 из 45)

3. Предложена классификация смыслов термина «массы» и выделены признаки человека-массы в работе:

а) А. Кукаркина «Буржуазная массовая культура»;

б) Г. Лебона «Психология народов и масс;

в) Х. Ортеги-и-Гассета «Восстание масс»;

г) Д. Белла «Конец идеологии».

4. Причиной выдвижения масс на авансцену современности является низкое качество цивилизации и культуры, по мнению:

а) Д. Белла;

б) А. Кукаркина;

в) Г. Лебона;

г) Х. Ортеги-и-Гассета.

5. Массовая культура получила распространение:

а) в середине XIX века;

б) в XVIII веке;

в) в начале XIX века;

г) в середине XX века;

6. Кто исследовал повседневную жизнь человека в информационном обществе, считая, что основой массовой культуры являются массовые коммуникации?

а) Х. Ортега-и-Гассет;

б) Г. Лебон;

в) Д. Белл;

г) М. Маклюэн.

7. По мнению психологов, массовая культура формирует:

а); активный стиль жизни

б); пассивный стиль жизни

в) индивидуальный стиль жизни;

г) все перечисленное.

8. Подлинная массовая культура зарождается:

а) в эпоху Возрождения; в) в Средние века;

б) в первобытном обществе; г) в Новое время.

9. Творцами элитарной культуры являются:

а) символисты, деятели авангарда;

б) профессиональные революционеры;

в) интеллектуалы, профессиональные творцы,

г) все перечисленное.

10. Элитарная культура включает:

а) изящные искусства;

б) высокоинтеллектуальную литературу;

в) «искусство для искусства»;

г) все перечисленное;

д) все перечисленное, кроме пункта в.

11. Смысл элитарной культуры:

а) в развлечении людей;

б) в обосновании политических идей;

в) в создании социального порядка;

г) в поиске истины, красоты, заботе о духовном возвышении человека, преодолении его невежества, воспитании лучших нравственных качеств личности.

12. К локальным культурам относят:

а) массовую;

б) элитарную;

в) народную;

г) этническую, национальную.

13. Признаки этнической культуры:

а) грамотность;

б) строительство крупных сооружений, формирование поселений;

в) численность населения;

г) национальный язык, особенности быта, национальное самосознание, национальные традиции, обычаи, территория;

14. Этническая культура:

а) разновидность локальной культуры;

б) входит в состав национальной культуры;

в) формируется на ранних стадиях развития человечества;

г) все перечисленное.

15. Народная культура включает в себя:

а) транспорт, связь; б) природу;

в) классическую музыку, классическую литературу;

г) мифы, легенды, сказания, эпос, сказки, песни, танцы.

16. Этносы как социокультурная общность, члены которой объединены этническим самосознанием:

а) возникли в Новое время;

б) возникли в эпоху Возрождения;

в) возникли в эпоху Просвещения;

г) существовали всегда.

17. Нации как территориальное, экономическое, лингвистическое объединение людей, имеющих социальную структуру и политическую организацию:

а) возникли в эпоху Возрождения;

б) существовали всегда;

в) возникли в эпоху Просвещения;

г) возникли в Новое время.

18. Народ как социальная общность:

а) обладает самосознанием (единством происхождения), языком, культурой;

б) складывается из одного этноса;

в) складывается из разных этносов;

г) все перечисленное, кроме пункта (б);

д) все перечисленное.

19. Этническая культура в отличие от национальной культуры:

а) более молодая, является источником литературного языка;

б) более древняя, является источником народного языка;

в) «закрыта» к переменам.

г) все перечисленное, кроме пункта (а).

20. О возникновении национальной культуры судят по факту:

а) появления территории;

б) все перечисленное;

в) рождения народного языка, национальных традиций, обычаев;

г) рождения литературного (письменного) языка и национальной литературы;

21. Национальная культура:

а) усваивается с детства в жизненном опыте;

б) усваивается на этническом уровне;

в) передается по наследству генетически;

г) требует обучения.

22. К культуре Востока относят:

а) культуру Австралии;

б) культуру Мексики, Бразилии, Парагвая;

в) культуру Греции, Сербии, Болгарии;

г) культуру стран Ближнего Востока (арабо-мусульманскую), Юго-восточной Азии (Китая, Японии, Кореи, Индии), Северной Африки.

23. В современном представлении в понятие «западная культура» вкладываются:

а) латышская, эстонская, литовская культура;

б) русская, украинская, белорусская культура;

в) сербская, чешская, польская культура;

г) европейская (включая культуру Австралии), американская культура;

24. Причины различий культур Запада и Востока:

а) в территориальном расположении;

б) в неравномерности расселения;

в) в численности населения;

г) обусловлены климатическими, историческими и социально–экономическими условиями жизни;

25. Западная культура ориентирована:

а) на гармонию с природой;

б) на сохранение традиций;

в) на внедрение нового, при сохранении традиций;

г) на ценности технологического развития, на динамичный образ жизни;

26. Общие черты восточной культуры:

а) рационализм, динамизм, погоня за новизной, индивидуализм;

б) «вера во всесилие науки»;

в) господство частной собственности, утилитаризм.

г) иррационализм, сохранение традиций, стабильности, коллективизм; общинное начало, ориентация на духовность.

27. Дихотомия Запад и Восток как социокультурные парадигмы:

а) не влияющие друг на друга; б) символическое единство; в) невзаимодействующие; г) взаимодействующие, борющиеся друг с другом и влияющие друг на друга.

28. Для какого типа культуры характерными чертами выступают: «рационализм, индивидуализм, предметно-практическое отношение к миру»?

а) восточного;

б) китайского;

в) русского;

г) западного.

29. Для какого типа культуры характерными чертами выступают: «динамизм, активное воздействие на внешний мир, частная собственность»?

а) индийского;

б) китайского;

в) восточного;

г) русского;

д) западного.

30. Для какой культуры характерными чертами являются консерватизм, традиционность, монументализм, политеизм?

а) западной;

б) локальной;

в) русской;

г) восточной.

3.7 Рекомендации по конспектированию самостоятельно

изучаемой темы «Социальные институты культуры»

Социальные институты культуры (культурные институты, учреждения культуры) – это организации, учреждения, осуществляющие функции сохранения, трансляции, развития, изучения культуры и культурно значимых явлений. К ним относятся библиотеки, музеи, театры, филармонии, школы, университеты, творческие союзы, общества по охране культурного наследия. Они поддерживают преемственность в культуре, способствуют сохранению культурных ценностей, распространению и функционированию в обществе. Вместе с тем понятие института культуры охватывает не только коллектив людей, занятых тем или иным видом культуротворческой деятельности, но и сам процесс создания культурных ценностей и процедуры исполнения культурных норм.

Конспект содержит, как правило, название темы, освещаемые вопросы, список использованной литературы.

Конспект по данной теме должен включать ответы на следующие вопросы:

1. Что включает в себя понятие «социальный институт культуры»?

2. Кого можно назвать предшественниками современного понимания социальных институтов (М.С. Каган, Ю.Н. Солонин)?

3. Какие общие признаки социокультурного института называет М. С. Каган? Зачем их выделяют?

4. Что необходимо для возникновения института культуры?

5. Что включает в понятие «учреждения культуры» К.М. Хоруженко? Какие их типы он выделяет?

6. Почему без институализации, без социальных институтов современная культура существовать не может?

7. Какие функции выполняют в обществе социальные институты?

8. Каково назначение основных направлений социальных институтов, (культуропорождающее, культуросохраняющее культуротранслирующее, культуроорганизующее), выделенных С.Н. Иконниковой)?

9. Культурные институты разделяют на государственные, общественные и частные. Как взаимодействуют в современных условиях государство и культура, государство и рынок (Б.С. Ерасов, С.Н. Иконникова)?

10. Какова роль праздника как института культуры (Б.С. Ерасов)?

Литература

Обязательная

1. Ерасов, Б.С. Социальная культурология: учебник / Б.С. Ерасов. – М.: Аспект Пресс, 2000. – С. 304–329.

2. Королева, К. Что такое праздник? / К. Королева // История. – 2002. – № 48. – С. 1–9.

3. Культурология: учебник / под ред. Ю.Н. Солонина, М.С. Кагана. – М.: Высшее образование, 2007. – С. 183–192.

4. Теория культуры: учебное пособие / под ред. С.Н. Иконниковой, В.П. Большакова [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
http: //www.alleng.ru/edu/cultur2.htm. – Загл. с экрана.

Дополнительная

1. Культурология. XX век: словарь. – СПБ.: Университетская книга, 1997. – С. 355–356.

2. Флиер А.Я. Культурология для культурологов / А.Я. Флиер. – М.: Академический Проект, 2000. – С. 215–224, 407–424.

3. Хоруженко, К.М. Культурология: структурно-логические схемы / К.М. Хоруженко. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – С. 184–187, 193, 196.

3.8 Методические рекомендации по конспектированию

самостоятельно изучаемой темы

«Техника как социокультурное явление»

Данное задание включает работу с первоисточниками, словарями и учебниками. Итогом работы является конспект (ответы на вопросы, определения):

1. Выпишите разные определения техники. Объясните, что такое узкий и широкий смысл употребления слова «техника». Каковы социокультурные смыслы техники (Н. Багдасарьян)?

2. Как возникает техника? Какие подходы к пониманию сущности техники существуют (Н. Багдасарьян)?