Смекни!
smekni.com

Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов для всех специальностей и форм обучения Бийск (стр. 36 из 45)

7. Маклюэн, М. Культура в аудивизуальный век / М. Маклюэн // Культурология: хрестоматия для высшей школы / А.И. Кравченко. – М.: Екатеринбург: Академический Проект; Деловая книга, 2003. – С. 651–664.

8. Столяренко, Л.Д. Культурология: учеб. пособие / Л.Д. Столяренко, В.Е. Столяренко, С.И. Самыгин. – М.: ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2004. – С. 288–306.

9. Тоффлер, Э. Шок будущего / Э. Тоффлер – М.: ООО «Изд-во АСТ» . – 2002. – 557 с.

Дополнительная

1. Костина, А.В. Современная социокультурная ситуация: противоречивость тенденций / А.В. Костина // Культурология: учеб. пособие / А.В. Костина. – М.: КНОРУС, 2006. – С. 307–312.

3.10 Задания для самоконтроля

3.10.1 Тестовые задания для самоконтроля по темам:

«Серединные, специфические, локальные культуры»,

«Тенденции культурной универсализации в мировом

современном процессе»

1. Какому из понятий соответствует следующее определение: «Нерасчлененность, слитность искусства, мифологии и религии, характеризующая первоначальное состояние первобытной культуры»?

а) анимизм;

б) политеизм;

в) тотемизм;

г) синкретизм.

2. Какая из трех мировых религий является самой древней, которая возникла в Древней Индии в VIV вв. до н. э.?

а) индуизм;

б) буддизм;

в) ислам;

г) христианство.

3. Главные черты индийской культуры:

а) синкретизм и взаимообусловленность духовных, социальных и художественных элементов; каноничность (коллективная точка зрения на мир); традиционализм (обращенность к прошлому, вера в авторитеты);

б) индивидуальная точка зрения на мир;

в) индийская письменность;

г) жизнь в обществе определяется взаимоотношениями государства и народа.

4. Основатель учения буддизма:

а) Лао-цзы;

б) Сиддхартха Гаутама;

в) Конфуций;

г) Кришна.

5. Веды – это:

а) философская поэма о тайнах мироздания, о всеобщем законе Дао;

б) гимн божественной гармонии, люб­ви, милосердию и состраданию;

в) сборник гимнов в честь богов, жертвенных формул и заклинаний, литературный памятник;

г) священная книга мусульман.

6. В каком учении ставилась цель раскрыть перед человеком тайны мироздания, проблемы жизни и смерти, предложено ряд рецептов достижения бессмертия:

а) джайнизме;

б) буддизме;

в) даосизме.

г) конфуцианстве.

7. Основа древнеиндийского миропонимания связана с учениями:

а) ислама;

б) даосизма, конфуцианства, буддизма;

в) христианства, язычества;

г) индуизма, буддизма, джайнизма.

8. Характерные черты китайской культуры:

а) тоно-изолирующий язык, представление о целостности и гармоничности мира в учениях даосизма, конфуцианства, буддизма, традиционализм;

б) кастовая система общества; язык санскрит, исламизация страны, строительство культовых и жилых пещер;

в) заупокойный культ, обожествление власти фараона, монументализм архитектуры; поклонению богу Ра;

г) принципы агона, калокаготии, полисная система жизни, развитие искусства, философии.

9. В каком философско-этическом учении сформированы критерии социального порядка, основанного на соблюдении этических принципов «Государство – это большая семья, а семья – маленькое государство»?

а) даосизме;

б) конфуцианстве;

в) буддизме;

г) христианстве.

10. Кто из мыслителей в Древнем Китае стремился совместить государственность и человечность, осуществить это с помощью ритуализированного этикета – «правил ли», основанных на следовании заповеди: «Не делай людям того, чего не желаешь себе»:

а) Лао-цзы;

б) Будда;

в) Конфуций;

г) Моисей.

11. Основа учения конфуцианства:

а) ненанесения вреда всему живому;

б) следование всеобщему закону Дао;

в) система правил поведения в обществе;

г) создание идеала совершенного человека, который должен обладать чувством долга и гуманностью;

12. В формировании японской культуры велика роль национальной религии:

а) христианство;

б) синтоизм;

в) буддизм;

г) иудаизм.

13. Важнейшей чертой национальной культуры Японии является:

а) безграничная вера в человека, ускоренный прогресс науки и техники;

б) традиция заимствования;

в) динамизм, утилитаризм, расшатывание традиций;

г) абстрактность мышления.

14. Ислам – это:

а) одна из мировых религий; образ жизни и мышления;

б) строго монотеистическая религия (единственный Бог – Аллах);

в) государство и право, философия и искусство;

г) все перечисленное.

15. Источниками вероучения ислама являются:

а) Веды;

б) Библия;

в) Коран, Сунна,

г) Типитака;

д) все перечисленное.

16. Суфизм – это:

а) книга религиозно-нравственных предписаний;

б) догмы Корана;

в) мистическое направление в исламе;

г) «мусульманская общность».

17. Мусульманские ортодоксы запрещают реалистическое творчество, потому что:

а) единственный творец всего сущего – Аллах, а соперничать с ним грех

б) это проявление политеизма;

в) это проявление монотеизма;

г) это феномен сильного противостояния мира ислама вестерниза-ции.

18. Черты античной культуры:

а) полисная система;

б) преобладание духовного начала;

в) свобода; демократия;

г) состязательное начало – агон как высшая ценность в обществе;

д) все перечисленное.

19. Назначение культуры древних греков:

а) содействие материальному благополучию:

б) содействие гармоническому развитию, духовному, физическому, умственному, профессиональному;

в) познать окружающий мир по отдельным частям;

г) утверждение неизменности мира.

20. Главные сферы греческой культуры:

а) скульптура, письменность;

б) искусство, философия;

в) право, политика;

г) экономика, религия.

21. Важные особенности культуры Древнего Рима является:

а) разработка системы права; обретение христианской веры;

б) созерцательность;

в) разрушение традиций;

г) самоизоляция от внешнего мира.

22. Основатель Рима, вскормленный волчицей:

а) Торквиний;

б) Ромул;

в) Помпилий;

г) Марк Аврелий.

23. Что определило путь культурного развития Европы:

а) традиции греко-римской культуры; христианство;

б) самоизоляция от внешнего мира;

в) литература; наука, которая рассматривалась как средство духовного совершенства;

г) аскетизм; традиционализм.

24. Чем определялось развитие культуры в средние века:

а) расцветом литературы;

б) христианской религией;

в) правом;

г) философией.

25. Характерные черты культуры европейского Возрождения:

а) религиозная атмосфера;

б) созерцательное, трепетное отношение к природе;

в) гуманизм, антропоцентризм;

г) расцвет науки.

26. Особенность культуры Нового времени:

а) авторитет религии;

б) авторитет науки и философии (знания); грамотность – общая культурная норма; подъем национальной культуры;

в) вера в авторитеты;

г) монументализм в архитектуре, искусстве.

27. На чем основана современная западная культура?

а) на коллективизме;

б) на бизнесе, деловитости;

в) на предпринимательстве, индивидуализме;

г) все перечисленное;

д) все перечисленное, кроме пункта (а).

28. В современной западной культуре ценятся:

а) активность; профессионализм; рациональность;

б) сохранение традиций;

в) коллективизм;

г) отрицание индивидуализма.

29. Противоречия современной западной культуры:

а) свобода и насилие; элитарность и массовость;

б) технизация и гуманизация; плюрализм и унификация;

в) множественность религий и стилей в искусстве;

г) все перечисленное.

30. В духовной жизни современного общества на Западе главенствующее положение занимает:

а) мифология;

б) искусство;

в) наука;

г) религия.

31. В духовной жизни средневекового общества главенствующее положение занимает:

а) мифология;

б) искусство;

в) наука;

г) религия.

32. Понятие «серединная культура» обозначает:

а) процесс исторического развития;

б) устойчивую совокупность ценностных ориентации в обществе, обусловливающую единство и целостность его жизни;

в) переходный тип культуры от одного основного типа к другому;

г) культурологическая теория, согласно которой все процессы, происходящие в культуре, имеют циклический характер.

33. Ценности серединной культуры:

а) уважение прав личности;

б) самопознание, толерантность;

в) религиозная, идейная терпимость;

г) все перечисленное.

34. Культура повседневности – это тип культуры:

а) серединный;

б) локальный;

в) специфический;

г) исторический.

35. В качестве специфических типов культур могут выступать:

а) культура повседневности;

б) локальная культура;

в) профессиональная субкультура; молодежная субкультура;

г) маргинальная культура, субкультура и контркультура.

36. К маргиналам относят:

а) жителей села, деревни;

б) бомжей, мигрантов; людей, вступивших в смешанные браки;

в) жителей городов;

г) рокеров, панков.

37. Главные отличительные черты субкультур:

а) место проживания;

б) национальность;

в) образ – элементы костюма, прически, косметика, бижутерия; манера поведения; сленг;

г) профессия.

38. Направление развития современной культуры, противостоящее традиционной, «официальной» культуре; форма протеста против культуры «отцов»:

а) маргинальная культура;

б) субкультура;

в) контркультура;

г) культура повседневности.

39. Особенности глобальных проблем:

а) имеют планетарный характер, затрагивают интересы всех народов мира;

б) угрожают деградации и гибелью всему человечеству;

в) нуждаются в неотложных и эффективных решениях;

г) требуют коллективных усилий всех государств, совместных действий народов;

д) все перечисленное.