Смекни!
smekni.com

Методические рекомендации по сопровождению и популяризации значимости идеи «Празднование 1150-летия зарождения российской государственности» (стр. 2 из 4)

В основной школе (5-9 классы) мероприятия могут в равной мере решать задачи как познавательного, так и воспитательного характера. Их цель – расширить и закрепить знания ребят о жизни и деятельности исторических личностей России, на примере которых можно формировать у школьников чувство гражданственности, уважение к историческому прошлому, героическим делам наших предков, побуждать ребят проявлять социальную активность.

При проведении мероприятий целесообразно использовать активные методы и приемы: игровые приёмы, проблемные вопросы, познавательные задачи, практикоориентированные ситуации и т.п. Предлагаются разнообразные формы проведения классных часов: рассказ, беседа, заочная экскурсия, викторина, игра-путешествие, интеллектуальная игра и др. Выбор указанных форм определяется, в первую очередь, поставленными целями, а также возрастом учащихся, уровнем их способностей, опытом классного руководителя, особенностями педагогического пространства.

В старших классах (10-11 классы) методика работы классного руководителя имеет свои особенности: акцент делается на проблемный, дискуссионный, диалоговый характер взаимодействия. Учитель настраивает старшеклассников на более глубокое изучение истории, привлекает их внимание к сложным, противоречивым историческим процессам, к событиям и деятелям, которые неоднозначно воспринимаются и оцениваются в научных и общественных кругах. В качестве приоритетной выдвигается задача социализации молодых людей, ориентации всего образовательного процесса на социальную практику, на создание условий для самореализации личности старшеклассника во взрослой жизни. Возрастные особенности старшеклассников диктуют необходимость применения эвристических и исследовательских методов обучения, которые реализуются с помощью активных методик и технологий.

Эти особенности и возможности учителю необходимо учитывать при организации и проведении мероприятий, выбираются соответствующие формы: дискуссия, диспут, моделирование исторической ситуации, круглый стол и др., нацеленные на аналитическую деятельность, самостоятельную и групповую работу, диалоговую форму общения. На обсуждение предлагаются дискуссионные, проблемные вопросы, которые призваны активизировать мыслительную деятельность учащихся, поставить их перед необходимостью сделать осознанный выбор в пользу той или иной точки зрения, аргументировано защитить свою позицию.

В рамках организации юбилейных мероприятий предполагается проведение молодёжных конференций, встреч, литературных конкурсов, круглых столов и мастер-классов с современными государственными деятелями и другими известными личностями из России и стран ближнего зарубежья, представителями крупных российских исторических журналов, специалистов по истории из крупнейших вузов; турниры по историческому фехтованию; конкурсы костюмов; концерты фолк-музыки; балы и многое другое.


Приложение 2

к письму Управления

30.11.2011 № 16-06/7707

Исторический комментарий.

История возникновения Киевской Руси, представляет собой весьма расплывчатую картину, в которой легенды и выдумки древних рассказчиков переплелись с реальными событиями. Многие важные факты остались неизвестными. В распоряжении учёных оказалось крайне мало информации о том, что происходило на приднепровских землях во второй половине IX века.

Знаменитая летопись «Повесть временных лет» (далее ПВЛ), была написана в начале XII в., т. е. через 250 лет после смерти Рюрика. События, происходившие в IX в., частично были записаны из обработанных летописцами памятников устного народного творчества. Этот фольклорный материал не всегда признаёт хронологию и содержит много неточностей. Поэтому и сейчас среди учёных продолжаются споры о роли скандинавов в объединении Руси, об их влиянии на русскую историю и культуру, и были ли Рюрик, Аскольд и Дир скандинавами или славянами.

В наше время появилась надежда, что этот фрагмент истории удастся прояснить благодаря «Велесовой книге» (далее ВК). О происхождении этой книги учёные спорят уже несколько десятилетий.

ВК - представляет собой сборник проповедей, поучений и воспоминаний древнего автора. В книге упоминаются и очень давние времена, но приводимые там рассказы преимущественно являются памятниками устного народного творчества, где легенды и былины переплелись с реальной историей. Судя по упомянутым в ней событиям, ВК была закончена около 880 года, так как в книге ничего не сказано о походе Олега на Киев, но есть информация о том, что происходило до этого похода.

Все исследователи, которые пытались разобраться в этих текстах, столкнулись с множеством проблем из-за архаичности языка и отсутствия дат. Только сопоставляя тексты ВК с другими источниками, например с ПВЛ, можно попытаться восстановить последовательность и время описанных событий.

Ограничимся анализом информации о событиях, которые происходили с 859 по 883 годы. Данный промежуток времени взят потому, что он описан как ПВЛ, так и в ВК. Кроме того, автор ВК вероятно жил в то время и был свидетелем происходящих событий (а не записывал воспоминания старцев), поэтому книга должна содержать более точную информацию об этом периоде.

Приднепровье до прихода варягов.

ВК сообщает, что племена, которые жили возле Киева, находились под властью хазар. Другая часть славянских племён, обосновавшихся южнее, оставалась независимой. Этот союз племён возглавлял болярин (князь-воевода) Скотень. Совместно с иранскими племенами им приходилось воевать с хазарами, крымскими готами и греческими колонистами. В мирное время племена жили по своим обычаям и законам. ПВЛ в некоторой мере подтверждает эту информацию.

Из сообщения в ней следует, что в 859 г. варяги на Днепр ещё не пришли. Они контролируют территории на севере и занимаются торговлей. С полян (которые жили возле Киева) и северян (осевших на берегах Десны, Сейма, и Сулы) дань берут хазары.

О варягах в исторической литературе сохранилось гораздо больше информации. Известно, что варяги (они же викинги и норманны) в IX веке-стали грозной силой как на морях, так и на суше. Они регулярно устраивали опустошительные набеги на берега Британских островов, Германии и Франции.

Но, пиратские набеги были опасным промыслом, участвовать в них могли только молодые и здоровые воины, к тому же постоянных доходов они не давали. Поэтому варяги стали искать себе другие занятия. Они оседали на новых землях, занимались сельским хозяйством, торговлей или ремёслами (среди них было немало умелых кузнецов и плотников). Некоторые - нанимались на военную службу в соседних странах.

На захваченных землях образовывались постоянные владения варягов (например, Нормандия на территории Франции). Одно из таких владений появилось на территории современной Новгородской и Ленинградской областей России. По реке Волхов, которая соединяет два озера: Ладогу и Ильмень проходил важный торговый путь. Варяги обосновались преимущественно в двух городах, находившихся на берегах Волхова. Первый был расположен у озера Ильмень, на небольшом острове в двух километрах от центра современного Новгорода. Сейчас это место называют Рюриковым городищем.

ВК упоминает это поселение как Новый град или Новаград. Городище занимало около 6-7 гектаров. На противоположном берегу Волхова (на 2 км южнее) расположено урочище Перынь, где находилось древнерусское святилище. Там стояла деревянная статуя Перуна, которая в 988 г. была сброшена в Волхов.Второе поселение расположено тоже на берегу Волхова, возле Ладожского озера. Оно известно нам как Старая Ладога.

Варяги в Приднепровье.

В средине IX в. варяги решили подчинить своей власти великий речной путь по Днепру, так как по нему шла торговля с Византией. С этого времени, они стали бесцеремонно вытеснять хазар с берегов Днепра. ВК сообщает, что однажды в Киев прибыли купцы с варягами и прогнали хазар. Славяне были рады, что избавились от хазар. У них было более чем достаточно обид на хазарских ханов, но варяги оказались ничем не лучше. Они хозяйничали на землях славян, как у себя дома. Поэтому славяне их считали врагами и чужаками. Кроме того, у славян не было обычая приносить человеческие жертвы своим богам, как у варягов. Можно только представить, с каким ужасом они смотрели на это варварство.

Варяжским войском командовал Рюрик и этот факт даёт возможность определить период, когда пришли варяги. На Днепре Рюрик мог находиться только до 862 г., потому что после (по информации ПВЛ), он ушёл на север, обзавёлся семьёй и на Днепре больше не появлялся.

Прогнать этих воинственных пришельцев славяне не смогли. ВК упоминает о двух сражениях, в которых они потерпели поражение от варягов.

ВК не приводит подробностей этих битв, а из приведенной в книге информации можно лишь приблизительно восстановить ход событий.

Первая битва, произошла вскоре после изгнания хазар из Киева. Варяги захватили Воронженц (крепость или городок), который находился где-то на западе или юго-западе от Киева, вероятно на территории Змеевых валов. Эти валы тянулись огромной дугой от Днепра до полесских болот, защищая с юго-запада территории возле Киева. Около валов были построены крепости. Например, одна из них найдена на территории г. Васильков, Киевской области.