Наличие психических аномалий у преступников не должно отождествляться с наследственностью. Значительная их часть носит приобретенный характер (алкоголизм, травмы, часть психопатий и т.д.). Так, из числа признанных вменяемых лиц, направленных на судебно-психиатрическую экспертизу в связи с совершением убийства, изнасилования и тяжких телесных повреждений в разных регионах России, около 60% имели различные психические аномалии, не исключающие вменяемости, но облегчающие реализацию преступных действий. По данным различных исследований подростков, состоящих на учете в подразделениях по делам несовершеннолетних, до 40% из них обнаруживали психопатические признаки. Психопатии и психопатоподобные состояния лиц, совершивших тяжкие насильственные преступления, устанавливаются у 33%, органическое поражение центральной нервной системы - у 19, ушибы мозга - у 18, хронический алкоголизм - у 17%.
Социально-демографические данные личности преступника сами по себе некриминогенны. Но они связаны с условиями формирования личности и ее жизнедеятельности, с потребностями и мотивацией, с социальными ролями личности. Например, среди лиц, совершающих хищения, а также преступления в сфере обслуживания доля женщин более значительна. С другой стороны, среди лиц, совершивших хулиганства, разбой, доля женщин меньше, чем средняя. Отмеченные особенности более всего связаны с социальными ролями женщин (например, до 80% работающих в сфере торговли, бытового обслуживания, здравоохранения - женщины). Значимы и сами условия формирования личности (воспитание, социальный контроль и т.д.), роль в семье, которые традиционно имеют межполовые различия и определяют в значительной мере стереотипы и рамки допускаемого поведения.
Соотношение лиц женского и мужского пола среди преступников составляет в среднем 1: 8. В последнее время наблюдается рост доли женской преступности. Удельный вес выявленных преступлений у женщин составляет в среднем 11%. Такое соотношение, правда, характерно не для всех видов преступлений.
Соотношение лиц разных возрастов в преступности показывает, что криминальная активность наиболее характерна для возрастной группы 25-29 лет, затем следуют 18-24, 14-17, наконец, 30-40-летние. Наименьшую долю среди преступников составляют люди старше 50 лет. Преобладающее число преступлений совершают, таким образом, лица молодого возраста.
Доля несовершеннолетних в общем объеме выявленных преступлений постоянно растет. Наблюдается омоложение преступников как за счет увеличения доли преступников в возрасте от 14 до 18 лет, так и возрастания удельного веса несовершеннолетних младшей группы - до 14 лет. Различным возрастным группам присущи и различные виды наиболее часто совершаемых преступлений. Так, несовершеннолетние и лица в возрасте от 18 до 24 лет чаще всего совершают кражи, хулиганские действия, грабежи, изнасилования, угоны автотранспорта. Лица более зрелого возраста преобладают среди совершающих должностные и хозяйственные преступления, хищения путем присвоения, растраты, злоупотребления служебным положением.
Среди преступников самый низкий уровень образования у лиц, совершающих насильственные (умышленные убийства, умышленные тяжкие телесные повреждения) корыстно-насильственные (грабеж, разбой) преступления и кражи личного имущества.
Исследования правового сознания преступников вскрывают противоречивую двойственность направленности личности "для себя" и "для других". "Для себя" требования и обязательства занижены, "для других", особенно потерпевших, на которых перекладывается вина в причинении им вреда, завышены. Так, одобрительная оценка совершенных преступлений выражена у 50% опрошенных осужденных, в том числе у 75% осужденных за убийство, хулиганство и у 80% расхитителей. Лишь менее 10% убийц, разбойников, расхитителей и всего 3% хулиганов по-настоящему осуждали свои преступления или искренне раскаивались[4].
Лицам, совершающим умышленные преступления, и рецидивистам в ряде случаев свойственна антиобщественная установка. Она заключается в постоянной внутренней готовности к определенному криминальному поведению. Обобщенная характеристика лиц, совершающих преступления, на статистическом уровне позволяет определить степень типичности, распространенности определенных свойств среди них и необходима для планирования и организации правоприменительной деятельности.
Эмпирическое изучение личностных особенностей преступников показало типичные психопатии, влияющие на их криминальное поведение.
1. Психопатические личности возбудимого круга - 46% обследуемых. Для них характерны вспыльчивость, раздражительность, легкое возникновение приступов гнева, аффектации. Многих из них отличает обидчивость, жестокость, угрюмость, злопамятность, взрывной тип реагирования на внешние препятствия, 42% противоправных действий, совершенных ими, были направлены против личности. Корыстные преступления составляли 35%, преступления против общественного порядка - 21%.
2. Истерические психопаты - 19%. Они отличаются эгоцентризмом, демонстративностью, "жаждой признания", лживостью, внушаемостью, возникновением сверхценных идей, сутяжничеством. Мышление истерических психопатов образное, с преобладанием эгоцентрической трактовки событий.58% преступлений истерических психопатов составляют имущественные преступления и мошенничество.28% - преступления против личности, включая сексуальные.
3. Психопатические личности тормозного круга - 15% обследуемых. Они отличаются общей "нервной слабостью", утомляемостью, неуравновешенностью, неуверенностью в себе, застенчивостью, слабохарактерностью.
4. Неустойчивые психопаты (16%) преступления совершают в основном в группе. Основные их признаки - легкомыслие, неорганизованность, неспособность к организованной деятельности, жажда новых впечатлений и развлечений. Поведение неустойчивых психопатов носит ситуативный характер, они живут одним днем. Такие люди совершали в основном корыстные преступления (71%), хулиганство (12%), преступления против личности (9%).
1. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 2000.
2. Антонян Ю.М., Еникеев М.И., Эминов В.Е. Психология преступления и наказания. М.: ПЕНАТЕС-ПЕНАТЫ, 2006.
3. Асмолов А.Г. Психология личности. М.: Изд-во МГУ, 1990.
4. Ассаджоли Р. Психосинтез: Теория и практика. REFL-book, 1994.
5. Васильев В.Л. Юридическая психология. СПб.: Питер, 2001.
6. Волженкин Б.В. Общественная опасность личности преступника // Правоведение. - 2008. - № 4. - С.262-269.
7. Еникеев М.И. Основы общей и юридической психологии: Учебник для вузов. М., 2006.
8. Крысько В.Г. Социальная психология: Схемы и комментарии. М., 2001.
9. Лебедев И.В., Цветков В.Л. Психология в правоохранительной деятельности: Учеб. пособие. М.: ЩИТ и М, 2003.
10. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. Л., 1983. - 358с.
11. Юридическая психология: учебник для студентов вузов; под ред. В.Я. Кикотя. - М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2006.
[1] Волженкин Б. В. Общественная опасность личности преступника // Правоведение. — 2008. — № 4. — С. 262-269.
[2] Антонян Ю.М., Еникеев М.И., Эминов В.Е. Психология преступления и наказания. М.: ПЕНАТЕС-ПЕНАТЫ, 2006.
[3] Еникеев М.И. Основы общей и юридической психологии: Учебник для вузов. М., 2006.
[4] Сотникова, Ю. Н. Влияние на наказание личности преступника, совершившего преступление впервые /Ю. Н. Сотникова //Мировой судья. -2007. - № 1. - С. 11 - 13