Смекни!
smekni.com

Философия науки (стр. 10 из 23)

Современная научная картина мира воплощает в себе идеалы открытой рациональности. Ее мировоззренческие следствия коррелируют с философскими идеями различных культурных традиций. Речь идет о соответствии не только новым менталитетам западной (техногенной культуры конца 20-го века), но и философским представлениям традиционных культур Востока, а также о ее соответствии философским идеям самобытной культуры России.

Определенную роль в формировании современного мировоззрения играет так называемая «паранаука». В понятии «паранаука» отражается тот факт, что содержание самой науки неоднородно. Некоторые его элементы могут не укладываться в идеалы научной рациональности. В некоторых традициях паранаука намеренно демонстрирует оппозиционность к науке – народная медицина, архитектура, педагогика, метеорология и т. д.

Самостоятельный тип паранаук представляют оккультные науки – алхимия, астрология, френология, геомантия, хиромантия, физиогномика, толкование снов и др. В каждой из них существует свое теоретико-подобное учение, основанное на вере в сверхъестественное.

Паранаука критикует науку за догматизм и сциентизм.

Значение паранауки не только в том, что она удовлетворяет духовные потребности невежественных людей. В современном мире паранаука – естественный спутник науки и вместе с тем вызов ей.

5. Глобальные кризисы, угрожающие самому существованию человечества, выражаются в форме глобальных проблем. К таким проблемам относятся экологические, демографические, проблемы культуры, войны и мира и др. Иногда их подразделяют на проблемы выживания человечества и проблемы сохранения человеческой личности, т. е. гуманитарные проблемы.

К причинам возникновения глобальных проблем относят ускоренный рост потребностей человечества, возросшие масштабы технических средств воздействия общества на природу, истощение природных ресурсов. Особенностью глобальных проблем является их тесная взаимосвязь и взаимообусловленность – обострение одной из них влечет обострение всей их цепочки. В силу этого они должны решаться комплексно, координированно, усилиями всего мирового сообщества.

Глобальные экологические проблемы сосредоточены в системы отношений, человек – общество – биосфера. Они требуют от ученых и предпринимателей повышение ответственности за последствия и результаты их деятельности, а также усиление контроля со стороны государственных и правительственных структур за осуществление предполагаемых проектов и разработок. Наука отреагировала на возникновение этих проблем созданием новой отрасли – социальной экологии. Ее задачами являются изучение экстремальных ситуаций, нарушений равновесия во взаимодействии общества и природы, создание программ решения экологических проблем. Научное рассмотрение способов экологической переориентации экономики, технологии, образования и общественного сознания в целом связано не только с осознанием причин, сущности и многообразия рисков и негативов. Наука проявляет себя и как деятельная производительная сила. Она предлагает реальные меры по технологии очистки отходов и перехода производства на замкнутые циклы, природосберегающие технологии перехода к безотходному производству.

Принципиальным требованием новой технологической парадигмы является не просто защита природы от деконструктивного техногенного воздействия, но и необходимость совмещения техники с законами саморегулируемых систем. Экотехнология требует перестройки технологий на экологической основе.

Гуманитарную проблематику иногда обозначают как современный антропологический кризис. Он включает множество аспектов: появление «одномерного» человека как продукта массовой культуры, проблему социализации и формирования личности в условиях ускоренного развития техногенной цивилизации, возникновение реальной опасности разрушения биогенетической основы человечества по мере развития генной инженерии, проблему сохранения человеческой личности в условиях растущих и всесторонних процессов отчуждения и др. Ученые также озабочены проблемой социального расслоения людей. Глобальная компьютерная революция и интенсивность процессов информатизации, стимулируя лавинообразный рост личностного развития, обостряет весь комплекс коммуникативно – психологических проблем.

Проблема обострения гонки вооружения и опасности ядерной угрозы по-прежнему сохраняет свое значение. Новые виды вооружения предполагают все более изощренные способы поражения человечества, которое и так балансирует на грани выживания. Предложенная учеными коэволюционная стратегия принята как новая парадигма развития цивилизации XXI-го века. Она нацелена на утверждение в сознании людей новой экологической нравственности.

В осмыслении кризисных аспектов складывающейся в мире ситуации важную роль сыграл Римский Клуб. Начиная с 1968г., его участники посвящали свои доклады изучению затруднений человечества, связанных с ограниченностью ресурсов Земли и бурным ростом производства и потребления. Их интересовали тенденции развития глобальных процессов.

Возникшая социальная экология в качестве своей теоретической основы имела учение В.И. Вернадского о биосфере и ноосфере, в котором показывалось, что человечество становится ведущим фактором активной оболочки Земли.

Библиографический список

1. Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности: сборник / сост. Л.И. Василенко, В.Е. Ермолаева; вводн. ст. Ю.А. Шрейдера. – М.: Прогресс, 1990. – 495 с.

2. Данилов-Данильян, З.И. Экологический вызов и устойчивое развитие: учебное пособие / В.И. Данилов-Данильян, К.С. Лосев. – M.: Прогресс-Традиция, 2000. – 416 с.

3. История и философия науки: учебное пособие для аспирантов / под ред. А.С. Мамзина. – СПб.: Питер, 2008. – 304 с.

4. Лекторский, В.А. Эпистемология классическая и неклассическая / В.А. Лекторский. – М.: Эдиторика УРСС, 2001. – 256 с.

5. Никифоров, А.Л. Философия науки: История и методология: учебное пособие / А.Л. Никифоров. – М.: Дом интеллектуальной книги, 1998. – 560 с.

6. Новая постиндустриальная волна на Западе: Антология / под ред. В.Л. Иноземцева. – М.: Academia, 1999. – 640 с.

7. Новая технократическая волна на Западе: сборник / сост. П.С. Гуревич. – М.: Прогресс, 1986. – 451 с.

8. Основы философии науки: учебное пособие для аспирантов / В.П. Кохановский, Т.Г. Лешкевич, Т.П. Матяш, Т.Б. Фатхи. – Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 608 с.

9. Синергетическая парадигма. Когнитивно-коммуникативные стратегии современного научного познания / отв. ред. Л.П. Киященко. – М.: Прогресс-Традиция, 2004. – 560 с.

10. Стёпин, B.C. Теоретическое знание / B.C. Стёпин. – М.: Прогресс-Традиция, 2000. – 744 с.

11. Стёпин, B.C. Философия науки. Общие проблемы: учебник для аспирантов и соискателей ученой степени кандидата наук / B.C. Стёпин. – М.: Гардарики, 2006. – 384 с.

12. Философия и методология науки: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / под ред. В.И. Купцова. – М.: Аспект-Пресс, 1996. – 551 с.

13. Философия науки и техники: учебное пособие / B.C. Стёпин, В.Г. Горохов, М.А. Розов. – М.: Контакт-Альфа, 1995. – 384 с.

Тема 8. НАУКА КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ФЕНОМЕН

1. Понятие и историческое становление науки как социального института.

2. Структура науки как социального института. Исторические институциональные формы научной деятельности, их специфика и взаимосвязь.

3. Эволюция способов и форм трансляции научного знания. Компьютеризация науки и её социальные последствия. Перспективы компьютеризации науки.

4. Проблема диалектики и власти, пауки и экономики. Современные тенденции и их особенность.

Прежде всего необходимо обратить внимание на понимание науки как специализированной деятельности людей, направленной на производство и воспроизводство научного знания, которой присущи внутренние, имманентные законы. Укажите на эти имманентные законы и с чем они связаны, из чего они вытекают. В тоже время наука всегда, так или иначе, являлась коллективной формой деятельности. Она стремится не только к производству научного знания, но и активно утверждать себя как авторитетная сила, способная положительно влиять на бытие людей и общества. В силу этого она должна прибрести статус социального института.

В связи с этим вам необходимо усвоить значение термина институт. После этого обратите внимание на содержание и значение науки как социального института. Когда и почему наука приобретает статус «института», каковы исторические предпосылки и условия, необходимые для оформления её в качестве «социального института». Существовали ли внутренние предпосылки в самой науке для становления её как социального института, а так же внешние предпосылки? Если существовали, то укажите на них.

После этого можно перейти к анализу структурно-образующих элементов науки как социального института. При этом необходимо указать, на какие организационные цели и задачи направлена наука как социальный институт. Почему наука как система учреждений и организаций направлена на объединение учёных с целью: 1) утверждения науки как особого, суверенного способа деятельности (статус автономности); 2) выработки принципов, норм и эталонов научной деятельности; 3) воздействия науки на социокультурный процесс бытия, развития общества и в целом человеческую историю. Какова историческая эволюция институциональных форм научной деятельности, их специфику и взаимосвязь. Здесь полезным будет сопоставить точки зрения Р. Мертона, Э. Дюркгейма, Т. Парсонса, М. Вебера, М. Полани и других мыслителей на понимание природы и сущности науки как социального института, эволюцию организационных форм развития науки как социального феномена и института в современных условиях.