Смекни!
smekni.com

Философия науки (стр. 14 из 23)

Сегодня возникает небезосновательная, в определенной мере, тревога в связи с реальной опасностью коммерциализации этих исследований. Данное обстоятельство, естественно, не может не волновать общественное мнение. И для этого, действительно, есть определенные основания и свидетельства. Так, известно, например, что исследования академика В. Скулачева, конечной целью которых является сохранение молодости человека и достижение его реального личного бессмертия, финансируются известным российским магнатом О. Дерипаской. Понятно, что в случае успеха таких исследований, их плодами в первую очередь воспользуется именно этот магнат и близкие к нему люди. Однако вместе с тем подобного рода положение вещей и связанное с ним опасение не должно преувеличиваться. Еще Н.Ф. Федоров особо подчеркивал: «Верхом же бессмыслицы является представление о возможности бессмертия для некоторых, отдельных личностей при смертности, общей всему человечеству, – нелепость такая же, как вера в возможность счастия некоторых, в возможность личного счастия при общем несчастии, при общей зависимости от стольких бедствий и зол» [11, Т.2, с. 200]. Следовательно, изначально представлялось и теперь тоже, что достижение реального личного бессмертия непременно должно стать всеобщим достоянием.

Однако в современном мире, как правило, нередко бывает так, что плодами прогресса сначала начинают пользоваться деньги и власть имущие. Так было, например, с автомобилями, телевизорами, мобильниками и со многим другим. Теперь же все это стало, что называется, «ширпотребом». Вряд ли может быть сомнение, что, в конечном счете, тоже будет и с личным бессмертием. Иначе монополия на него всегда будет чревата грандиозным социальным взрывом, тогда как всеобщность практического бессмертия, несомненно, станет мощным фактором прогресса и совершенствования человеческого общества. В то же время, как представляется, решение данного круга проблем должно осуществляться главным образом не на коммерческой основе, а посредством организации и финансирования проекта достижения практического бессмертия человека и его реального воскрешения специальными государственными и общественными структурами. Коллоквиум может стать вполне подходящей площадкой для осмысления и этих острых вопросов.

Философия биологии и биофилософия в итоге выходят за рамки специальной дисциплины и должны рассматриваться в широком контексте культуры в их взаимовлиянии, непосредственно определяя новые нормы и идеалы, ценностные установки и ориентации научных исследований. Все более актуальными становятся такие проблемы онтологического (бытийного), гносеологического (познавательного), методологического, аксиологического (ценностного), праксиологического (практического, деятельностного) и подобного тому характера, как отношение к природе и ее охране, сохранение человеческой идентичности, эксперименты на животных и человеке, биоэтика, биовласть, биополитика и т.п. [1, с. 95–107; 3, с. 220–248; 10, с. 287–297]. Все это требует серьезных размышлений и обсуждения в разных формах и на разных уровнях.

При рассмотрении вопроса об экологических императивах, обратите внимание, что в ХХ веке произошел колоссальный рост масштабов антропогенного воздействия на природу. Нежелательные воздействия приобрели глобальный характер, создав острую экологическую ситуацию и ставя под угрозу само выживание человечества. Экологический императив – совокупность уже недопустимых условий, которые повлекут за собой нарушения равновесия природы и неконтролируемые изменения характеристик биосферы, и могут сделать дальнейшее существование человека на Земле невозможным. Человечество должно выработать новое экологическое мышление, в котором ведущей господствующей ценностью становятся экологические приоритеты, т.е. выживание человечества, гармонизация его отношений с природой [13, 14].

Библиографический список

1.Биофилософия / ред. А.Т. Шаталов. – М.: Институт философии РАН, 1997. – 250 с.

2. Вишев, И.В. Современный креационизм: притязания и реалии / И.В. Вишев. – Челябинск : ЧГТУ, 1996. – 27 с.

3.Вишев, И.В. На пути к практическому бессмертию / И.В. Вишев. – М.: МЗ Пресс, 2002. – 324 с.

4.Карпинская, Р.С. Философия природы: коэволюционная стратегия / Р.С. Карпинская, И.К. Лисеев, А.П. Огурцов. – М.: Фирма «Интерпракс», 1995. – 350 с.

5. Кохановский, В.П. Основы философии науки : учебное пособие для аспирантов / В.П. Кохановский, Т.Г. Лешкевич, Т.П. Матяш, Т.Б. Фатхи. – Ростов н/Д: Феникс, 2004. – Гл. 6. – 608 с.

6. Крик, Ф. Жизнь как она есть. Ее зарождение и сущность / Ф. Крик. – М.: Институт компьютерных исследований, 2002. – 159 с.

7. Опасность креационизма для образования. Резолюция 1580 (2007) Парламентской Ассамблеи Совета Европы // Здравый смысл. – Весна 2008. – № 2(47). http://assembly.coe.int/Main.asp?link=/Documents/AdoptedText/ta07/ERES1580.htm

8. Открытое письмо Президенту Российской Федерации В.В. Путину // Вестник Российского философского общества. – 2007. – № 4.

9. Розен, В.В. Концепции современного естествознания: конспект лекций / В.В. Розен. – М.: Айрис-пресс, 2004. – Раздел 4. – 240 с.

10. Современные философские проблемы естественных, технических и социально-гуманитарных наук: учебник для аспирантов и соискателей ученой степени кандидата наук / под общ. ред. д-ра филос. наук, проф. В.В. Миронова. – М.: Гардарики, 2006. – Гл. 2.6.1 – 2.6.5. – 639 с.

11. Федоров, Н.Ф. Собрание сочинений: в 4 т. / Н.Ф. Федоров. – М.: Прогресс; Традиция, 1995. – Т.1.– 517 с.; Т. 2. – 497 с.

12. Экология: учебное пособие для вузов по техническим специальностям / под ред. Г.В. Тягунова. – М.: Логос, 2005. – 503 с.

13. Фролова, Ю.Г. Психосоматика и психология здоровья: учебное пособие / Ю.Г. Фролова. – Минск: ЕГУ. – 2003. – 171 с.

14. Экология: учебное пособие для вузов по техническим специальностям / под ред. Г.В. Тягунова. – М.: Логос, 2005. – 503 с.

15. http://www.inopressa.ru/rubrics/science

Тема 2. ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ТЕХНИКИ

И ИНФОРМАТИКИ

Занятие 1. Философские проблемы техники и технических наук

1.Предмет философии техники. Соотношение философии науки и философии техники.

2. Техника как предмет философско-методологического анализа.

3. Природа, специфика и структура научно-технического знания. Особенности технической теории. Место и роль технических наук в системе научного знания.

При рассмотрении первого вопроса плана следует обратить внимание на специфику философии техники именно как философского знания. Под этим углом зрения определите соотношение философии техники и философии науки, а так же соотношение философии техники и научно-технического знания [5,7,10, 11,12].

Один и тот же фрагмент действительности может являться объектом анализа различных видов познания. Но каждый вид познания в соответствии со своим специфическим подходом, посредством своих специфических познавательных, логико-методологических средств вычленяет особый аспект исследуемого объекта. Тем самым каждый вид познания определяет собственный предмет исследования.

Философия в сущности своей есть теоретическая рефлексия над культурой. Философия стремится проанализировать и обосновать культуру как целостное в своём конкретном многообразии деятельное отношение общественно-исторического субъекта к миру, выявить смысл культуры как способа самореализации субъекта, его утверждения в мире. В этом и заключается специфический философско-мировоззренческий подход в исследовании культуры. Именно данный подход при анализе техники как культурно-исторического явления, осуществляемый соответствующими логико-методологическими средствами, и определяет предмет философии техники и технических наук. Им являются закономерности, тенденции исторического развития техники и технических наук как целостного социокультурного феномена, как технической деятельности, представляющей собой особый вид отношений субъекта к миру, особую форму реализации единства человека и мира.

Предмет философии техники и технических наук определяет и её соотношение с философией науки – это диалектическая взаимосвязь общего и отдельного. В частности, если философия науки выявляет общие подходы, основные аспекты, методы анализа и обоснования науки, научной деятельности как целостного социокультурного феномена, то философия техники и технических наук конкретизирует, обогащает идеи, положения философии науки, раскрывая действие общих закономерностей в отдельной сфере – в сфере техники и научно-технической деятельности.

При рассмотрении второго вопроса плана определите основные принципы философско-методологического анализа техники. Анализируя технику как особое социокультурное явление, обратите внимание на сложную противоречивую структуру техники; охарактеризуйте тенденции, этапы (периоды) исторического развития техники, особенности этих этапов (донаучный этап, классический, неклассический, постнеклассический) [1, 2, 3,8, 10,12].

Сущность и смысл техники заключается в том, что это особый вид социо-культурной деятельности, а не только совокупность предметно-орудийных элементов техники (машин, сооружений и т. п.). Поэтому деятельностный принцип является одним из основополагающих при философско-методологическом анализе техники. Анализируя технику как особый вид деятельности, важно обратить внимание, по крайней мере, на следующие моменты.

Прежде всего, следует выявить цель и смысл технической деятельности, которая направлена на усиление органов, потенций человека в его взаимодействии с миром и которая использует для своего осуществления исторически определённые методы, средства. Техническая деятельность реализуется в разнообразных формах, видах, что связано с необходимостью исследования объектов техники, их проектирования и конструирования, их производства и эксплуатации. Поэтому системный подход является важным методологическим принципом анализа техники, её структуры, функций, исторического развития.