Смекни!
smekni.com

Философия науки (стр. 2 из 23)

Следует также ясно осмыслить тот факт, что исторически в западной философии науки доминирующее положение занял позитивизм – как раз одно из главных направлений сциентизма. Позитивизм как направление в философии претерпел три основных этапа в своём развитии. Первый из них представлен, прежде всего, Огюстом Контом (1798–1857), который различал в духовной истории человечества три периода: теологический (религиозный), метафизический (философский) и научный, или позитивный, когда возникает наука об обществе, или социология (понятие, введённое самим Контом), и вообще решающая роль в познании переходит к различным наукам. Второй – связан главным образом с именем Эрнста Маха (1838–1916), известного австрийского физика и философа, основоположника философского учения, которое получило название – махизм, или эмпириокритицизм (философия критического опыта, понимаемого как поток ощущений, т.е. субъективно-идеалистически). Для третьего этапа характерным стал неопозитивизм, или логический позитивизм, сконцентрировавший своё внимание на исследовании языка науки [34, с.13–90; и др.]. На протяжении всей своей истории позитивизм был непримиримым оппонентом философии, отрицая её научную ценность.

Наконец, ещё одним важным обстоятельством, которое необходимо учитывать при изучении философии науки в её историческом ракурсе, является то, что именно современная философия науки разрабатывается в контексте постпозитивизма. Для него характерно: 1) ослабление внимания к проблемам формальной логики; 2) активное обращение к истории науки; 3) переключение усилий с анализа «готового» научного знания на изучение его динамики, его развития; 4) отказ от каких бы то ни было жёстких разграничений между эмпирией и теорией, наукой и философией и т. п.; 5) стремление представить развитие научного знания как единство количественных («нормальная наука») и качественных изменений (научная революция). Постпозитивизм является свидетельством преходящего характера и исторической ограниченности западно-философских направлений.

Чтобы современная философия науки стала более конкретной и представимой, нужно познакомиться с некоторыми её ведущими персоналиями. Старшим по возрасту среди современных постпозитивистов является Майкл Полани (1891–1976) – философ и социолог науки, специализировавшийся в области физической химии, венгр по национальности. До 1933-го года работал в Берлине, а когда к власти в Германии пришёл фашизм, переехал в Англию, где работал профессором в Манчестерском университете. Им была разработана концепция «личностного знания». Он считал, что поскольку науку делают реальные люди, то получаемые в ходе научной деятельности знания (как и сам процесс их достижения) в принципе не могут быть деперсонифицированы. На выработку этих знаний влияют интересы учёных, их пристрастие, цели, которые они ставят перед собой, и т. п. Научные знания оказываются итогом, наряду со многими другими факторами, влияния воли учёного, его желаний, убеждений и предубеждений. Полани различал два типа знания – артикулированное, под которым он понимал «явное», т.е. выраженное в понятиях, суждениях, умозаключениях, теориях и других формах рационального, абстрактного мышления, и «неявное». Под последним он понимал такую часть человеческого опыта, которая не поддаётся полной рефлексии. Согласно его концепции, не может быть выявлена полнота знаний того или иного автора, которые излагаются ими в учебниках. Это может восполниться только в личном общении с этими авторами, своими наставниками и коллегами. Недаром говорят – «красивое» решение, «изящно» поставленный эксперимент и т.п. Всё это главным образом непосредственно передаётся от учителя к ученику, от одного поколения учёных – к другому [31,с.213–214; и др.].

Но самым известным среди философии науки XX столетия считается Карл Поппер (1902–1994). Родился в Вене, в университете изучал сначала физику и математику, но потом отдал предпочтение философии. В 1937-м году по той причине, что и Полани, эмигрировал в Новую Зеландию, а в 1946-м тоже переехал в Англию, где стал профессором Лондонской школы экономики и политических наук. Им разработано весьма оригинальное в философии науки направление, которое получило название «критический рационализм». Он считал критицизм самым главным методом науки и рациональной стратегией поведения учёного. Очень популярными стали суждения Поппера о верифицируемости (проверяемости) и фальсифицируемости (опровергаемости) подлинно научных знаний, направленные прежде всего против марксистской философии и её учения о роли практики в познании. Главное его сочинение по философии науки – «Логика научного исследования». Он и К. Гемпель (1905–1997), один из лидеров неопозитивизма, эмигрировавший в 1937-м году из Германии в США, разработали наиболее известную схему объяснения [41,с.426–427; и др.]. В философии науки оно считается важнейшей процедурой научного познания.

Стал исключительно популярным историком и философом науки Томас Кун (1922–1995), который был одним и лидеров современной постпозитивистской философии науки. В Гарвардском университете он изучал теоретическую физику, но в конце учёбы увлекся историей науки. Им были введены такие понятия, как «парадигма», «научное сообщество», «нормальная наука» и др. Особенно известным его сделало разработанное им учение о роли в познании научных традиций и научных революций, причём, по Куну, последние представляют собой как раз процесс смены парадигм. Одно из главных его сочинений – « Структура научных революций» [41, с.431–433; и др.]. Но Кун, как считается, не смог объяснить соотношение традиций и новаций.

Наиболее глубоким и последовательным оппонентом концепции научных революций Куна как смены парадигм стал Имре Лакатос (1922–1974), венгр по национальности. После целого ряда драматических перипетий (двухлетнее тюремное заключение за диссидентство, венгерские события 1956-го года) он эмигрировал в Англию, где стал работать в той же, что и К. Поппер, Лондонской школе экономики и политических наук, став его убеждённым приверженцем. Лакатоса называли «рыцарем рациональности». Он был убеждён, что большинство процессов в науке вполне допускают именно рациональное объяснение. Им была разработана, как считается, одна из лучших моделей философии науки − методология научно-исследовательских программ. Согласно Лакатосу, в процессе научной революции надо рассматривать не одну изолированную теорию, как это получалось у Куна, а серию сменяющихся теорий, которые объединены едиными основополагающими принципами. Главное его сочинение – «Доказательство и опровержение» [41, с.433–436; и др.].

К числу известных западных философов науки принадлежит Пауль (Пол) Карл Фейерабенд (1924–1994). Родился и работал в Вене. В 1952-м переехал в Англию, а в 1958-м – в США. Фейерабенд является известным философом и методологом науки, представителем постпозитивизма. Им была выдвинута концепция «эпистемологического анархизма». Он считал, что учёные должны создавать как можно больше теорий, несовместимых с существующими и признанными. Такие альтернативные теории, согласно Фейерабенду, должны способствовать их взаимной критике и ускорять тем самым развитие науки, это будто бы отвечает принципу плюрализма. В итоге своих рассуждений Фейерабенд объявляет науку иррациональной, подобно мифу или религии, одной из форм идеологии, и призывает освободить общество от её диктата [31, с.227–228; и др.]. Таково логическое следствие пренебрежительного отношения к учению о роли практики в познании.

При подготовке третьего вопроса необходимо, прежде всего, разобраться в понятии «культура», учесть различные точки зрения на происхождение, сущность, структуру культуры и закономерности её развития.

Изучая эволюцию учений о культуре в истории философской мысли, обратите внимание на те представления о культуре, которые сложились в философии французского и немецкого Просвещения (Гердер, Руссо). Здесь культура как особая реальность впервые становится предметом научного изучения, термин культура обретает статус научной категории, проблемы культуры связываются с проблемами развития человека, анализируются тенденции развития культуры.

Обратите внимание на решение проблем культуры в немецкой классической философии, где она выступает либо как нравственность (Кант), либо как проявление закономерного процесс саморазвития мирового духа (Гегель).

В ХIХ веке на фоне формирующихся экономических и политических связей между различными странами европоцентристский взгляд на культуру разрушается, и появляются идеи о многообразии и равноценности культур. В это время создаётся теория культурно-исторических типов и локальных цивилизаций. Представление об этой теории можно получить, обратившись к книге русского мыслителя Н.Я. Данилевского «Россия и Европа». Развитие основных положений этой теории нашло отражение в книгах и зарубежных авторов. В частности большой интерес вызывает работа одного из основателей философии культуры Освальда Шпенглера «Закат Европы» где не только анализируются процессы развития культуры, но и вводится понятие «цивилизация», выясняется её соотношение с культурой. Желательно обратить внимание также на основные идеи английского учёного Арнольда Тойнби, который в фундаментальном труде «Постижение истории» показывает закономерности и перспективы развития культуры и цивилизации.