Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
Южно-Уральский государственный университет
Кафедра философии
Ю25.я7
Ф561
ФИЛОСОФИЯ НАУКИ
Методические указания
для аспирантов и соискателей
Под редакцией А.А. Устьянцева
Челябинск
Издательство ЮУрГУ
2009
ББК Ю25.я7 + [Ч210:Ю25].я7
Ф561
Одобрено
учебно-методической комиссией исторического факультета
Рецензент д.и.н., профессор В.С. Балакин
Ф561 | Философия науки: Методические указания для аспирантов и соискателей / под ред. А.А. Устьянцева; коллектив авторов: И.В. Вишев (раздел I, тема 1, 2, вопрос 2; раздел I, тема 6; раздел II, тема 1, занятие 3); Л.М. Григорьева (раздел I, тема 3; раздел II, тема 1, занятие 1); О.А. Зарубина (раздел I, тема 5; раздел II, тема 3, занятие 2); Ф.М. Землянский (Введение; раздел I, тема 1, 2; раздел II, тема 2, занятие 1); Н.Д. Кравец (раздел I, тема 4; раздел II, тема 1, занятие 2); И.Л. Куличков (раздел I, тема 1, 2; раздел II, тема 3, занятие 1); Л.В. Пазий (раздел II, тема 2, занятие 2); В.Н. Усов (раздел I, тема 7, раздел II, тема 2, занятие 3); А.А. Устьянцев (раздел I, тема 3; раздел II, тема 1, занятие 3, тема 2, занятие 1, 2); Г.А.Чистов (раздел I, тема 8; раздел II, тема 3, занятие 3). – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2009. – 85 с. Методические указания позволяют аспирантам и соискателям видеть организацию всего учебного курса по изучению философии науки. Основная цель методических указаний заключается в помощи аспирантам и соискателям при подготовке к семинарским занятиям по курсу, а также для сдачи кандидатского экзамена по курсу философии науки. Контрольные вопросы помогают аспирантам и соискателям определить состояние своих знаний по отдельным темам. К методическим указаниям приложено «Положение о подготовке рефератов» по истории отраслей наук и Приказ Министерства образования РФ от 17.02.2004 «Об утверждении программ кандидатских экзаменов». |
ББК Ю25.я7 + [Ч210:Ю25].я7
© Издательство ЮУрГУ, 2009
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№ п/п | Наименование темы | Виды занятий | ||
Лекции, ч | Коллоквиумы, ч | Итого, ч | ||
I. ОБЩИЕ ПРОБЛЕМЫ ФИЛОСОФИИ НАУКИ | ||||
1 | Предмет и основные концепции современной философии науки | 4 | – | 4 |
2 | Место и роль науки в развитии культуры и цивилизации | 4 | 2 | 6 |
3 | Возникновение науки и основные стадии её исторической эволюции | 4 | 2 | 6 |
4 | Структура научного знания | 4 | 2 | 6 |
5 | Динамика науки как процесс порождения нового знания | 4 | 2 | 6 |
6 | Научные традиции и научные революции. Типы научной рациональности | 4 | 2 | 6 |
7 | Особенности современного этапа развития науки. Перспективы научно-технического прогресса | 4 | 2 | 6 |
8 | Наука как социальный институт | 4 | 2 | 6 |
Итого: | 32 | 14 | 46 | |
II. СОВРЕМЕННЫЕ ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ОТРАСЛЕЙ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ | ||||
1 2 3 | Философские проблемы математики и естествознания. Философские проблемы техники и информатики. Философские проблемы социально-гуманитарных наук | 16 | 8 | 24 |
Итого по каждой отрасли знания: | 16 | 8 | 24 | |
Всего: | 48 | 22 | 70 |
ВВЕДЕНИЕ
Методические материалы по философской части кандидатского экзамена по курсу «История и философия науки» предназначены для аспирантов и соискателей ученых степеней всех научных специальностей. Они представляют собой введение в общую проблематику философии науки. Наука рассматривается в широком социокультурном контексте и в ее историческом развитии. Особое внимание уделяется проблемам кризиса современной техногенной цивилизации и глобальным тенденциям смены научной картины мира, типов научной рациональности, системам ценностей, на которые ориентируются ученые. Методические материалы ориентируют на анализ основных мировоззренческих и методологических проблем, возникающих в науке на современном этапе ее развития, и получение представления о тенденциях исторического развития науки. Приведенные к каждой теме методические рекомендации помогут в углубленной подготовке каждого вопроса, поскольку акцентируют внимание на существе вопроса и отсылают к соответствующей литературе.
Соискатели и аспиранты, сдающие этот экзамен, должны освоить содержание тех разделов, которые относятся к отрасли наук их специализации. При этом особое внимание следует уделять анализу методологических проблем, тенденций исторического развития соответствующего специального направления научного знания.
I. ОБЩИЕ ПРОБЛЕМЫ ФИЛОСОФИИ НАУКИ
Темы 1, 2. ПРЕДМЕТ И ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ
СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ НАУКИ.
МЕСТО И РОЛЬ НАУКИ В РАЗВИТИИ КУЛЬТУРЫ И ЦИВИЛИЗАЦИИ
1. Предмет и задачи философии науки. Её место в системе философского знания.
2.Основные концепции современной философии науки.
3. Наука как феномен культуры. Место науки в системе культуры.
4. Наука и другие виды культуры (наука и мораль, наука и искусство, наука и религия, наука и философия).
5. Функции науки в жизни общества.
При рассмотрении первого вопроса плана, прежде всего, следует определить предмет, охарактеризовать специфику философского учения о познании [29, 32]. Философия познания включает различные, тесно взаимосвязанные разделы, в том числе традиционную гносеологию, или теорию познания, современное учение о познании или эпистемологию, а также философию и методологию науки, как важнейшие части философии познания в целом. Важно отметить, что основополагающую роль в философском учении о познании играют собственно философские (общефилософские) категории и принципы. Поэтому, приступая к изучению философии науки как философского учения о специализированном (научном) познании, необходимо уделить особое внимание ценностно-мировоззренческим, теоретико-познавательным предпосылкам, основаниям учения о научном познании.
Далее, определите предмет современной философии науки (эпистемологии), её задачи [18,20,22].
Философия науки изучает науку как особый тип специализированного знания, способы его получения, рассматриваемые в социокультурном контексте. При этом особое внимание уделяется анализу специфики научного познания как особого вида специализированной деятельности, исследованию механизмов развития научного знания, его культурно-исторической обусловленности.
С учётом сказанного философию науки можно охарактеризовать как относительно самостоятельную философско-методологическую дисциплину, предмет которой – общие закономерности и тенденции научного познания как особой деятельности по производству научных знаний, взятых в их историческом развитии и социокультурной обусловленности.
Особенности философии науки полнее обнаруживаются при её соотнесении с другими – нефилософскими – видами знания о науке (социологией науки, науковедением и др.) [9,18,20,22,26,36].
Научное знание и научная деятельность, будучи социокультурно обусловлены, сочетают в себе и логико-методологические, и социологические моменты. Однако философия науки в первую очередь обращается именно к познавательно-методологическим моментам научного знания, придаёт особое значение проблеме истинности, доказательности знания, методам его получения, структуре и логическим формам и т. д., и лишь затем рассматривает социокультурную обусловленность знания.
Социология науки, напротив, рассматривает знание как результат социальных факторов. При этом логико-методологические, эпистемологические аспекты научного знания уходят на второй план, а главным становится вопрос о социальной природе и социальных функциях науки.
Существенно различие между философией науки и науковедением. Науковедение исследует проблемы организации научной деятельности, информационные особенности роста и организации научного знания, разработку и осуществление научно-технических программ, реализацию политики в сфере науки и т. д. Наука при таком подходе предстаёт как социальный институт во всём многообразии его аспектов. Эпистемологические же аспекты науки уходят на задний план.
Обращаясь ко второму вопросу плана, необходимо сначала обратить внимание на то, что к концу XIX века в философии науки окончательно оформились два таких направления, как сциентизм (лат. scientia – знание, наука) и антисциентизм. Первый представляет собой мировоззренческую позицию, согласно которой научное знание является наивысшей культурной ценностью и достаточным условием ориентации человека в мире. Но главное – идеалом для него является не научное знание в целом, включая философию, и социально-гуманитарные науки, а в основном результаты и методы естествознания. Это крайне обедняло и ограничивало возможности сциентизма. Второй, антисциентизм, пользуясь этим, наоборот, подчёркивает ограниченность возможностей науки, а в своих крайних проявлениях толкует её как явление, которое чуждо и враждебно подлинной сущности человека (например, экзистенциализм и некоторые другие направления в западной философии).