Смекни!
smekni.com

И россия (стр. 16 из 71)

С точки зрения отраслевой структуры инвестиций, то в общем объеме инвестиций из основных стран базирования ТНК одним из наиболее вместительных рынков представляются инфраструктурные отрасли, в которые начиная с 90-х годов вкладывалось ежегодно около 7 млрд. долл. (3-5%). До сих пор во многих странах на прямые инвестиции в этот сектор экономики приходится менее 1% всего объема капиталовложений.

Понимая, что неразвитость инфраструктуры тормозит национально-экономическое развитие, правительства многих стран пошли на приватизацию и ослабление контроля со стороны государственных монополий с тем, чтобы привлечь больше иностранных инвестиций и технологий и тем самым добиться повышения эффективности функционирования соответствующих отраслей. За период 1988-1995гг. приватизация в инфраструктурных отраслях обеспечила привлечение ресурсов частного капитала в размере 40 млрд. долл., из которых более 50% составляют иностранные прямые и портфельные инвестиции. Продолжающаяся либерализация государственного регулирования в отношении иностранных инвестиций и инфраструктурных отраслей в сочетании с укреплением гарантий инвесторам ведет к снижению риска возможной национализации, что должно обеспечить увеличение интенсивности инвестиций прежде всего в такие проекты, как создание научных парков, зон переработки на экспорт, учреждений по подготовке кадров.

Таким образом, международное инвестирование, осуществляемое по различным каналам, является на современном этапе наиболее динамично развивающейся формой мирохозяйственных связей. Процессы интернационализации обусловили в последние десятилетия заметное возрастание роли такого канала, как прямое зарубежное инвестирование главных его субъектов - международных корпораций.

Прямые иностранные инвестиции играют сейчас важнейшую роль в создании интегрированной интернациональной производственной системы - производственного ядра глобализируемой мировой экономики.

Рост общих потоков межгосударственных инвестиций привел к необходимости решения организационных вопросов на наднациональном уровне. В рамках этого в 1995г. Организация Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР) приступила к переговорам по Многостороннему Инвестиционному Соглашению (МИС). Это Соглашение предназначалось для создания стандартов “уровня технологий” обработки и защиты иностранных инвестиций. Оно также предназначалось для того, чтобы привести в движение механизм прогрессивной либерализации порядка инвестирования путем установления правил для иностранных инвесторов и ограничения прав правительств на регулирование деятельности иностранных, а в некоторых случаях и отечественных инвесторов.

Предложения, выдвинутые МИС, могут, например, значительно ограничить временные действия, направленные на защиту экономики от наплыва импорта на фондовом рынке, отразить требования в прямых иностранных инвестициях, сократить ограничения во владении иностранными гражданами недвижимостью и даже стратегическими видами промышленности, а также ввести прямое управление движением капитала.

Соглашение задумывалось не только как подтверждение уже применяемых стратегий в странах-членах ОЭСР, но и для разработки правил, направленных на защиту и поощрение инвестиций в развивающиеся страны. США и Европейский Союз определили динамику экономического развития стран Азии и Южной Америки, не являющихся членами ОЭСР, для участия в МИС.

После проведения первых исследований текст этого соглашения до 1997 года не был обнародован. Все статьи о проекте МИС были основаны только на предварительных текстах, опубликованных различными инвестиционными рабочими группами ОЭСР, которые описывали МИС как беспрецедентное соглашение по строгости стандартов, защите интересов инвестора и механизму либерализации.

Первое подписанное соглашение МИС, представленное обществу в феврале 1997г., практически в точности подтвердило предположения рабочих групп ОЭСР. Второе соглашение, обнародованное в мае 1997г., было связано только с предложенными условиями ОЭСР. В феврале 1998г., когда первоначальные тексты стали доступны вниманию некоммерческих организаций, ОЭСР опубликовала новое соглашение по программе МИС. Однако оно не вызвало откликов по обсуждаемым вопросам в отдельных странах.

Когда же стало ясно, что правительства - члены организации не в состоянии подписать полное соглашение МИС, как было запланировано, в апреле 1998г., министры ОЭСР согласились на дополнительные 6 месяцев переговоров и консультаций для решения вопросов, по которым не удалось прийти к согласию, и получения внутренней поддержки МИС. В апреле 1998г. службой связи с общественностью была выдвинута и помещена на сайте ОЭСР очередная версия МИС, практически ничем не отличающаяся от предыдущей. Однако ОЭСР добавила приложение, содержащее ряд своих предложений и предложений других стран, а также приложение к “Предложениям Председателя” с критикой, адресованной неправительственным организациям по вопросам труда, нормам по охране окружающей среды и лишения права собственности. Многие из этих предложений обсуждаются и сейчас.

За последние 15 лет, когда стал развиваться рынок инвестиционных услуг, возросла роль инвестиционных банков, специализирующихся, как правило на операциях с ценными бумагами, направлениями деятельности которых являются /32/:

собственно инвестиционно-банковская деятельность (корпоративные финансы, финансовое консультирование компаний, привлечение капитала в новые эмиссии акций и долговых обязательств, привлечение финансов для суверенных государств или их административных единиц на частных рынках инвестиционного капитала в качестве менеджера размещения займов или андеррайтера);

купля-продажа ценных бумаг на вторичном рынке, розничные брокерские операции по заказам индивидуальных инвесторов, операции с деривативами (фьючерсами и опционами), инвестирование от собственного имени;

управление активами как крупных институциональных клиентов (корпораций, страховых компаний, пенсионных и инвестиционных фондов и др.), так и частных лиц;

многоплановая аналитическая деятельность.

На пути своего развития инвестиционные банки столкнулись с серьезными трудностями.

По сравнению с началом 1980-х годов резко упали такие показатели прибыльности, как норма прибыли или доход на капитал. За последнее десятилетие комиссионные инвестиционных банков за организацию сделок с акциями снизились на 40%, а комиссионные за торговлю облигациями - на 25-50% в зависимости от валюты сделки.

Это обусловило необходимость диверсификации деятельности инвестиционных банков. Они начали субсидировать свой менее рентабельный, а иногда и убыточный, бизнес за счет высокоприбыльных операций. Высокий доход, получаемый от андеррайтинга на акции и от консультирования компаний по вопросам слияний, субсидирует низкодоходную торговлю акциями. С облигациями наоборот - доходы от трейдинга субсидирую андеррайтинг. Такое взаимное субсидирование невозможно осуществлять в фирмах, специализирующихся на каком-то одном виде деятельности.

Во имя сохранения высоких прибылей инвестиционные банки стали идти на совершение более рискованных операций, чем раньше. Резко возросли единичные масштабы “блоковых сделок” с акциями по просьбе клиентов, когда банк покупает очень крупный пакет у одного инвестора, а затем за короткое время продает его другому.

Другим рискованным способом повысить объем прибылей является совершение торговых масштабных операций от своего имени, для чего инвестиционные банки используют как собственный, так и (в большей степени) заемный капитал.

Количественный рост масштабов деятельности современных инвестиционных банков приводит к их качественной трансформации. По сути речь идет о формировании инвестиционных банков нового типа. Специалисты считают, что крупнейшие банки с полным набором диверсифицированных и комплексных услуг обладают многими преимуществами, прежде всего наличие большого свободного капитала.

Другим преимуществом таких банков является глобальный характер их деятельности. Все больше производственных компаний ведут свой бизнес в международных масштабах. естественно, они становятся клиентами тех инвестиционных банков, которые способны предоставить консультации и совершить транзакции на любом рынке мира.

Наконец, крупнейшие инвестиционные банки имеют лучшие шансы пережить спад в отрасли - их спасает диверсификация деятельности, обеспечивающая более стабильный поток доходов.

Процесс концентрации в инвестиционно-банковской сфере идет быстрыми темпами. По итогам 1998г. практически весь рынок инвестиций (97%) оказался поделенным между двадцатью глобальными инвесторами. Причем 77% рынка приходятся на первую десятку (в 1990г. ее доля была в два раза меньше).

Основной тенденцией развития отрасли становится формирование глобальной олигополии. Четыре главных игрока на глобальном рынке инвестиционных услуг уже определились. Это Goldman Sachs, Merrill Lynch, Solomon Smith Barney (в 1997г. финансовая группа Travelers Group купила инвестиционный банк Solomon Brothers и объединила его со своим брокерским подразделением Smith Barney) и Morgan Stanley Dean Witter (также возникший в 1997г. в результате слияния инвестиционного банка Morgan Stanley и многопрофильной финансовой компании Dean Witter Discover) с рыночными долями от 10% до 13%. Крупнейшие инвестиционные банки поистине огромны: у Merril Lynch, например, в штате работают 54200 служащих в 750 офисах, открытых в 45 странах мира, а Goldman Sachs имеет отделения в 38 странах (38 страной в 1998г. стала Россия) /32/.