Однако пока состав мировой элиты окончательно не сложился: появление еще одного - двух игроков высокого уровня вполне возможно. Главная же борьба будет за места в первой десятке, участники которой поделят между собой почти весь рынок XXI века. По мнению аналитиков, уже в ближайшие годы в руках первых десяти инвестиционных банков может оказаться более 95% рынка, а остальным (число которых резко сократится)придется довольствоваться узкоспециализированными нишами.
С отрывом от первой четверки (в 1,5-2 раза по рыночной доле) следуют еще несколько банков: Credit Suisse First Boston (подразделение швейцарской банковской группы Credit Suisse), американский коммерческий банк J.P. Morgan, в последние годы все более смещающийся в инвестиционно-банковскую нишу, старожил Уоол-стрит Lehman Brothers, Warburg Dillon Read (подразделение швейцарского банковского “левиафана” United Bank of Switzerland). В этой же группе находится и Deutsche Securities (инвестиционное подразделение крупнейшего банка Германии Deutsche Bank, купившего в 1989г. лондонскую инвестиционную компанию Morgan Grenfell, а в 1998г. - американский инвестиционный банк Bankers Trast).
Замыкает первую десятку Chase Securities - подразделение крупнейшего американского коммерческого банка Chase Manhattan. Далее идут менее крупные компании: это уолл-стритовские фирмы Donaldson, Lufkin & Jenrette и Bear Stearns, а также инвестиционные подразделения европейских коммерческих банков - германский Dresdner Kleinwort Benson и голландские ING Barings и ABN Amro Hoare Govett. В ближайшее время ожидаются новые корпоративные слияния в этой группе банков.
1.6. Национальная экономическая политика и глобализация
В послевоенный период на фоне бурного развития мирового хозяйства отдельные страны продемонстрировали феноменальные достижения в экономической и социальной сферах. С определенным временным лагом в мировой экономике появилось западногерманское “чудо”, итальянское, японское, бразильское и, наконец, “чудо” новых индустриальных стран Азии (Южная Корея, Тайвань, Сингапур, Сянган (Гонконг), Малайзия, Таиланд и др.).
Созданная в этих странах социально-рыночная экономика отличалась достаточной устойчивостью как к внутренним противоречиям развития, так и к внешним дестабилизирующим факторам.
При различии причин стремительного взлета этих стран прослеживаются общие закономерности. В основе их поразительных успехов лежит совокупность внутренних и внешних факторов, рациональное использование которых в конечном счете и определило динамизм и устойчивость их социально-экономического развития.
Рассмотрим это на примере новых индустриальных стран Азии.
Поскольку азиатские НИС ранее относились к разряду развивающихся стран, то в их воспроизводственном процессе отсутствовали два важных элемента – “техника” и "наука", поэтому процесс их развития под воздействием внешних факторов и интеграции в мировую экономику можно представить в виде трех этапов.
На первом этапе экономическое взаимодействие развитых стран с будущими НИС ограничивалось внешнеторговыми связями, где превалировал обмен готовой промышленной продукции развитых стран на сырьевые товары будущих НИС. На этом этапе доминирующей формой внешнеэкономических связей была внешняя торговля.
В этот период в характере взаимоотношений между двумя группами стран доминирующим было ярко выраженное субординирующее влияние промышленно развитых государств, что отражалось на формах сотрудничества и зависимости.
Очевидно, что такой характер внешней зависимости сказывался на экономике НИС Азии, которая в этот период отличалась неустойчивостью и была очень чувствительна к внешним изменениям и влияниям. Устойчивость экономического развития нарушалась под воздействием мировых экономических кризисов (как циклических, так и структурных), изменений мировой конъюнктуры по основным товарам экспорта НИС Азии, колебаний валютных курсов, биржевых котировок в промышленно развитых странах и др.
На втором этапе взаимодействие между развитыми странами и НИС Азии стало дополняться активным вывозом капитала из индустриальных держав, который сопровождался поставками машин, оборудования, современной техники, технологий, продажей патентов, лицензий, “ноу-хау” и др.
Внешние финансовые ресурсы, техника и технология направлялись на создание промышленной инфраструктуры и развитие импортозамещающих отраслей. Поскольку большинство азиатских НИС в то время имело достаточно узкий и неразвитый внутренний рынок, то благодаря политике импортозамещения удалось достаточно быстро насытить внутренний рынок потребительскими товарами.
Ограниченность внутреннего рынка НИС Азии была основным сдерживающим фактором для дальнейшего развития экономики, что потребовало изменения общей концепции развития. Именно в этот период начинает формироваться политика экспортной ориентации.
Новая стратегия органично вписывалась в структурную перестройку экономики индустриально развитых стран, в изменения международного разделения труда. Для этого периода развития мирового хозяйства характерно формирование крупных транснациональных корпораций и активный перенос отдельных отраслей промышленности в развивающиеся страны, в том числе в будущие азиатские НИС.
Таким образом, на втором этапе доминирующей формой внешнего воздействия на экономику азиатских НИС было перемещение в эти страны производства товаров, достигших стадии зрелости в промышленно развитых странах. Этот процесс сопровождался поставками в НИС Азии промышленного и технологического оборудования и ростом экспорта иностранного предпринимательского капитала.
Трансформация народнохозяйственных структур в азиатских НИС проходила под воздействием импорта иностранного капитала. Большая часть всех финансовых ресурсов поступала в виде ссудного капитала, который превратился в основную форму вывоза финансовых ресурсов из промышленно развитых государств.
Экспорт капитала в азиатские НИС осуществлялся как по государственной, так и по частной линии на двусторонней и многосторонней основе, на льготных и коммерческих условиях. При этом прослеживаются определенные закономерности. Сначала это государственная помощь развитию, затем кредиты на осуществление крупных инвестиционных проектов, экспортные кредиты и наконец займы на обслуживание внешней задолженности.
В отличие от НИС Латинской Америки, у которых импорт ссудного капитала и его нерациональное использование привели к образованию огромного внешнего долга и дестабилизации экономики, азиатские НИС смогли избежать долговой кабалы. Им удалось создать весьма эффективные механизмы использования ссудного капитала и сформировать достаточно широкий инструментарий обслуживания внешнего долга. Сюда входят, прежде всего, доходы от экспорта товаров, валютные поступления от туризма, перевод дивидендов на предпринимательские инвестиции за рубежом, доходы от экспорта услуг (транспортные, валютно-финансовые, информационные и др.).
Приток иностранного капитала и ТНК обострили конкурентную борьбу на внутреннем рынке НИС. В создавшихся условиях экономическое выживание местных компаний во многом определялось их конкурентоспособностью и динамизмом. Филиалы и дочерние фирмы ТНК оказали обучающее и стимулирующее воздействие на национальные фирмы, вынуждали их быстрее осваивать передовой технический опыт, совершенствовать технологию, методы управления, развивать научно-техническую базу.
В отличие от многих других развивающихся стран азиатским НИС удалось наиболее аффективно использовать иностранные инвестиции и те преимущества, которыми обладают транснациональные корпорации, для ускорения экономического развития.
Следует подчеркнуть, что именно транснациональные корпорации сыграли решающую роль в формировании экспортного потенциала азиатских НИС. Создание предприятий, ориентированных на внешний рынок, отвечало взаимным интересам ТНК и принимающих стран.
В результате произошли существенные сдвиги в народнохозяйственной структуре азиатских НИС, где на одно из ведущих мест в экономике вышла обрабатывающая промышленность. Значительно возрос экспорт промышленной продукции и диверсифицировалась структура вывоза. Сформировалась устойчивая обратная связь. В индустриально развитые страны из НИС Азии хлынул поток конкурентоспособной промышленной продукции, которая превратилась в основную статью их экспорта.
Таким образом, под воздействием иностранных инвестиций и ТНК в азиатских НИС была создана устойчивая экономическая структура, которая способна быстро адаптироваться к постоянно меняющейся конъюнктуре мирового рынка. Экспортный сектор стал доминирующим в их экономике.
На втором этапе произошла трансформация взаимодействия и зависимости, которая приобрела форму структурно-технологической, при сохранении субординирующего влияния промышленно развитых государств на азиатские НИС. В этот же период в экономике НИС Азии начинают формироваться функциональные системы, которые обеспечивают динамизм, саморегуляцию и значительно повышают устойчивость экономических систем.
С начала 90-х годов в мировой экономике началось определенное выравнивание национальных условий производства в обрабатывающей промышленности развитых стран и НИС Азии за счет сближения уровней производительности и оплаты труда, что привело к потере ценовых конкурентных преимуществ НИС на мировой арене. На первый план в мировой конкурентоспособности выходят неценовые факторы, из которых важнейшее значение приобретает качество товаров, новизна, наукоемкость и интеллектоемкость изделий.