Смекни!
smekni.com

И россия (стр. 37 из 71)

В Европе тоже идет процесс слияния фирм: “Эйрбас” заключил союз с “Дассо”, переговоры об объединении ведут “Аэроспасьяль” и “Доймлер-Бенц Аэроспейс”. Доля многоотраслевых компаний составляет: в Англии -96%, Италии - 90%, Франции - 84%, Германии - 78%. В Японии создаются мощные промышленные и банковские корпорации /39/.

В ведущих странах поощряется создание крупных и разветвленных корпораций: им предоставляются большие налоговые льготы на прибыль, предлагаются в первую очередь подряды через действующую контрактную систему и приоритетное участие в государственных программах. Они освобождены от фискального налогообложения оборудования, сырья, материалов, поступающих в порядке технического содействия из-за границы, и от двойного налогообложения товаров во внутрифирменном обороте. Для фирм, работающих на военный рынок, смягчается или полностью отменяется антимонопольное законодательство, а также предоставляются экспортные квоты и льготы.

В результате слияния и поглощения корпораций, находящихся в разных странах, образуются транснациональные корпорации (ТНК) - гигантские финансово-промышленные объединения, национальные или интернациональные по капиталу, построенные по принципу централизованного планирования и управления в мировом масштабе, участвующие в международном разделении труда и использующие преимущества от интернационализации хозяйственной жизни для расширения позиций на мировом рынке и максимизации прибыли.

В рамках ТНК осуществляется переток значительной части ресурсов. Их власть и влияние на интеграционные процессы обусловливается концентрацией контроля над такими стратегически важными сферами, как финансы, рабочая сила, технологии, поставки сырья и компонентов, услуги и сбыт. Иными словами, транснациональные корпорации являются основным субъектом процесса глобализации экономики.

В силу своей транснациональной структуры эти корпорации могут извлекать выгоду из международных различий в деловом цикле, экономической политике, уровне налогов и таможенных пошлин, темпах инфляции, ставках заработной платы, производительности, технических стандартах, номенклатуре спроса и т.д.

Используя современные системы планирования и информационные коммуникации многие из них смогли разработать и распространить на ряд стран, регионов и даже на весь мир достаточно эффективные конкурентные стратегии. Благодаря отмеченным и многим другим обстоятельствам международные компании приобрели существенное влияние на систему межгосударственных отношений, которое неуклонно растет.

Широкомасштабное наступление ТНК началось в 50-60-х годах с американских структур, затем японских, немецких, английских, голландских и французских. В 80-е годы к ним присоединились компании Южной Кореи и некоторых других развивающихся стран.

В 90-е годы экспансия ТНК существенно усилилась вследствие следующих обстоятельств.

Во-первых, они сумели открыть для себя новые регионы (постсоветское экономическое пространство);

Во-вторых, ускорилась глобализация финансового сектора и интеграция финансовых рынков. Возникли огромные транснациональные финансовые конгломераты.

В-третьих, процессы приватизации и коммерциализации открыли новые рынки и отрасли.

В-четвертых, по ряду причин конкуренция ожесточилась. Особо значимыми факторами развития стали распространение технологической революции; конвергенция технологических возможностей во многих отраслях производства, облегчающая быструю имитацию и появление различных видов товаров с лучшими качествами; слияния корпораций в мировом масштабе.

В-пятых, увеличилась значимость региональных интеграционных процессов и зон сотрудничества, что стало оказывать многоплановое влияние на прямые капиталовложения.

В-шестых, во всем мире получили распространение современные технические достижения и технологии их применения (особенно в области информационных технологий).

В-седьмых, отдельные рынки и национальные экономики стали более взаимозависимыми. Но при этом увеличился технологический разрыв, разрыв в уровне доходов и неравенство на межрегиональном, межстрановом и внутристрановом уровнях.

Эти обстоятельства свидетельствуют также о том, что интеграция мирового хозяйства в предстоящие годы будет продолжаться. Однако процесс, по-видимому, останется жестким в смысле конкуренции, ассиметричным с точки зрения неравенства победителей и побежденных, в существенной степени зависящим от ТНК.

В середине 70-х годов в мире насчитывалось около 7 тыс. ТНК, а в середине 90-х годов, по данным ООН, существовало уже 44508 ТНК, которые контролировали более 276 тыс. аффилированных компаний. При этом на территории промышленно развитых стран размещалось свыше 80% материнских компаний и около 1/3 аффилированных, в развивающихся странах - соответственно 19,5% и почти 50%, в бывших социалистических государствах - примерно 0,5% и 17% /85,99/.

Список 100 крупнейших мировых ТНК нестабилен и ежегодно в силу различных причин подвергается изменениям. В середине 90-х годов на Европейское сообщество приходилось 40 из 100 крупнейших транснациональных корпораций мира, в том числе на Великобританию 13, Францию – 12, Германию – 6, Швейцарию – 5; Швецию – 4. Больше всего крупнейших ТНК имели США – 27, на Японию приходилось 14 компаний. Формирование списка 100 крупнейших мировых корпораций зависит от используемого для этого признака. Например, может использоваться “интегральный индекс транснациональности”, учитывающий размеры не только заграничных вложений, но и зарубежных продаж и использования иностранной рабочей силы.

В список крупнейших транснациональных компаний в середине 90-х годов входили следующие фирмы: “Роял-Датч/Шелл” (Великобритания/Нидерланды), “Эксон” (США), “Ай-би-ем” (США), “Дженерал моторс” (США), “Хитачи” (Япония), “Мацусита” (Япония), “Нелле” (Швейцария), “Форд” (США), “Алкатель” (Франция), “Дженерал электрик” (США), “Филипс” (Нидерланды), “Мобил ойл” (США), “Асеа Браун Бовери” (Швейцария), “Альфакитэн” (Франция), “Фольксваген” (Германия), “Тойота” (Япония), “Сименс” (Германия), “Даймлер Бенц” (Германия), “Бритиш Петролеум” (Великобритания), “Юнилевер” (Великобритания/Нидерланды).

Наибольшее число ТНК зарегистрировано в Германии – 7100, Японии – 3650, Швеции – 3550, Швейцарии – 3000, США – 3000, Великобритании – 2800. На указанные страны приходится более половины всех транснациональных корпораций мира. К началу 90-х годов стоимость продукции зарубежных филиалов ТНК достигла 6% мирового ВВП, тогда, как в 1982г. этот показатель не превышал 2%. 100 крупнейших по размерам зарубежных вложений ТНК (исключая банковские и финансовые учреждения) базируются в промышленно развитых странах.

Характерными чертами крупнейших корпораций, составляющих первую сотню ТНК, являются /67/:

наибольшую группу составляют американские ТНК (32), на которые приходится и основная доля зарубежных вложений;

наиболее быстрорастущие ТНК - японские (в 1990г. - 11 фирм, а в середине 90-х годов - 19);

европейские ТНК занимают заметные позиции в капитале и наукоемких отраслях промышленности, в частности химической и фармацевтической;

наиболее высоким индексом транснациональности отличаются химические и фармацевтические компании.

Согласно данным Комиссии ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), на начало 90-х годов совокупный объем инвестиций транснациональных корпораций превысил 2 трлн. долл. Внешний товарооборот ТНК оценивался в 5,5 трлн. долл., что составляет более половины объема мировой торговли. Общий объём продаж ТНК на 20% превышает объём мирового экспорта. Транснациональные корпорации создали за рубежом свыше 200 тыс. дочерних компаний (в 1960г. таких компаний было лишь 3,5 тыс.).

О масштабах деятельности ТНК наглядно свидетельствует сравнение объема продаж отдельных ТНК со стоимостью ВВП целых стран. Так, в начале 90-х годов годовой объем продаж компании “Дженерал моторс” (США) был больше, чем ВВП таких промышленно развитых стран, как Финляндия, Дания, Норвегия, и крупных развивающихся государств – Саудовская Аравия, Индонезия и Аргентина. Объем продаж японской ТНК “Тойота моторс” превышал почти в 2 раза стоимость ВВП Египта, Нигерии, Сингапура, Перу, Чили и Марокко.

По имеющимся данным, за первую половину 90-х годов почти 90% мирового объема прямых иностранных инвестиций находилось в руках материнских компаний промышленно развитых держав, причем у представителей США, Франции, Великобритании, Германии и Японии - 60%. Однако реально контролируемая ими сфера значительно шире, поскольку нужно принимать в расчет контракты по управлению и другие формы участия. В конце 90-х годов контроль подразумевает вовлечение аффилированных компаний или венчурного предприятия в систему стратегического планирования материнской структуры, подчинение ее финансовой и инвестиционной программам. В последнее время многие международные компании передают немалую долю управленческой ответственности своим аффилированным компаниям, рассредоточенным в различных странах.