Смекни!
smekni.com

И россия (стр. 68 из 71)

После учреждения и регистрации группа “Аэрофин” остается открытой для присоединения к ней других хозяйствующих субъектов государств как СНГ, так и других государств, разделяющих цели ее деятельности, в соответствии с их национальным законодательством.

Соглашение о создании ТФПГ “Аэрофин” подписано Азербайджаном, Арменией, Беларусью, Грузией, Казахстаном, Киргизией, Молдовой, Россией, Таджикистаном, Узбекистаном и Украиной 18.10.1997г. В целях координации деятельности в области проектирования, производства, эксплуатации и утилизации летательных аппаратов невоенного назначения, а также использования технологий, научно-технических, консультационных, финансово-экономических и других услуг создан Союз “Международный авиационный консорциум “Гражданские самолеты”, объединивший 12 заводов, объединений, банков, НИИ и КБ.

Рассматривая процесс макроинтеграции стран СНГ в 1997г., следует отметить, что его политико-экономическая модель так и не заработала. Приток в содружество ссудного и производительного капитала из дальнего зарубежья многократно перекрыл взаимные инвестиции. На бумаге остались утвержденные главами государств и правительств интеграционные концепции. Так и не заработало в полную силу соглашение об избежании двойного налогообложения при взимании налога на добавленную стоимость. Страны СНГ игнорируют возможности стимулирования долгосрочных кооперационных поставок, что могло бы восстановить разрушенные технологические цепочки и оживить комплекс обрабатывающих отраслей. Фактически блокируется создание и развитие многопрофильных транснациональных финансово-промышленных групп.

Это свидетельствует о том, что интеграция “сверху” не пошла. Бездействуют многочисленные многосторонние институты сотрудничества, их реальный вес в принятии политико-экономических решений национальными органами близок к нулю. Оказалось, что лишенное интеграционных эмоций сотрудничество России с балтийскими странами эффективнее выяснения отношений внутри СНГ.

Национальные политические элиты Содружества в открытую сделали ставку на дальнее зарубежье. По крайней мере - в вопросах экономики. Бизнес с западными партнерами выглядит в их глазах более привлекательным.

При этом упрекать в этом Россия должна только себя. Многосторонняя интеграционная модель могла заработать лишь на основе поддерживаемого российскими ресурсами и единой политической волей руководства платежного и таможенного союзов. Пойди Россия на это - состоялась бы не только макроэкономическая интеграция, но и российская сфера геополитической ответственности.

Россия на это не пошла, поскольку издержки при реализации такой меры показались чрезмерными, а внешние угрозы - не столь значительными. Однако Россия с болезненными перебоями воплощает и гораздо более либеральную модель двухсторонних связей. Подспудно, но в СНГ идет весьма нежелательный процесс формирования субрегиональных политико-экономических группировок. Утратив роль верховного арбитра в улаживании в регионе постсоветских политико-экономических проблем, Россия автоматически поставит под вопрос собственную государственно-территориальную целостность, если не в законодательном порядке, то по существу.

Едва ли не единственным успокаивающим моментом в этом неконтролируемом нарастании центробежных симпатий национальных элит является здравый смысл обычных предпринимателей и промышленников - как новых финансистов, так и старых директоров предприятий. Лишь благодаря их изворотливости и пониманию общности коммерческих интересов понятие СНГ остается не пустым звуком. А это, в свою очередь, создает политическое поле для новой политико-экономической модели Содружества.

Основными элементами этой модели являются /8/:

сохранение в ограниченных масштабах трансфера российских ресурсов;

налаживание ориентированных на Россию двухсторонних политических и экономических связей;

тщательный информационный и статистический мониторинг постсоветского пространства;

сохранение единой системы сертификации и стандартизации.

Смысл этого заключается в том, что Россия отказываясь от открытого доминирования, бесплодного выколачивания долгов и неработоспособных многосторонних схем, получает возможность сохранить роль регионального верховного арбитра.

Серьезным препятствием в макроинтеграции стран СНГ, в частности, создании новых ТФПГ являются:

расхождения в национальных законодательствах;

отсутствие совместных проектов приватизации взаимосвязанных производств, перекрестного акционирования совместных предприятий;

различия в экономических условиях и темпах рыночных реформ;

отсутствие единого толкования основных юридических и экономических понятий, регулирующих процессы создания и функционирования ТФПГ;

невозможность участия нерезидентов в центральных компаниях ТФПГ;

отсутствие порядка ведения консолидированного учета, отчетности и бухгалтерского баланса;

отсутствие в ряде стран СНГ мощных кредитно-финансовых организаций;

наличие политической, социальной и экономической нестабильности.

Более или менее успешно реализуется взаимодействие между российскими и белорусскими предприятия электроники, которые заключили договор о создании на их базе российско-белорусской межгосударственной финансово-промышленной группы “Электронные технологии” (“Элетех”). Постановлением Правительства РФ от 17 августа 1998 г. было одобрено создание такой группы для разработки и производства высокотехнологичной и конкурентоспособной на мировом рынке продукции промышленной электроники.

В состав ФПГ с российской стороны вошли ОАО “Российская электроника”, объединяющее 33 предприятия электронной отрасли России, ОАО “НПО “Электроника” (Воронеж), ОАО “Протон” (Орел), ГП “Научно - производственное предприятие “Пульсар” (Москва), ГП “Исток” (Фрязино, Московская область), ГП “НИИ “Полюс” (Москва), ОАО “Электронприбор” (Фрязино, Московская область), ОАО “Кремний” (Брянск), ОАО “Катод” (Новосибирск), ЗАО “Московский научно-технологический центр”, ЗАО “Центр новых технологий “Оптрон” (Москва), Федеральный фонд развития электронной техники, акционерный коммерческий банк “Электроника”, Российский акционерный инвестиционно-коммерческий промышленно-строительный банк, “Промрадтехбанк”, АКБ развития профессионального бизнеса. От Белоруссии в группу включены НПО “Интеграл” (Минск), государственный концерн “Планар” (Минск) и ПО “Монолит” (Витебск), ПО “Горизонт” (Минск) и Белпромстройбанк. На собрании участников учреждена центральная компания в составе группы “Элетех” в форме закрытого акционерного общества с регистрацией и местом нахождения в Москве, которая также вошла в ФПГ /61/.

Идут, хотя и не так быстро как хотелось бы, процессы интеграции в авиационной промышленности. Так, в соответствии с Федеральной целевой программой реструктуризации авиационной промышленности предполагается на базе холдингов ВПК “МАПО”, АВПК “Сухой”, АНТК им. Туполева и Межгосударственной компании им. Ильюшина создать 5-6 корпораций первого уровня, которые будут выпускать конечную продукцию. В дополнение к ним будет создано 10-15 корпораций второго уровня, производящих авионику, двигатели и другие комплектующие.

Кроме того, в ближайшие годы Россия и Китай планируют создать авиационный консорциум, способный конкурировать с такими компаниями, как “Боинг”, “Эрбас индастри” и др. Объем продаж консорциума может достигнуть 4000 гражданских самолетов (400 млрд. долл.), что составит 30-40% от мирового авиарынка.

Основные задачи консорциума:

обеспечение потребностей Азиатско-Тихоокеанского региона в новых образцах самолетов;

совместное проектирование и производство различных типов летательных аппаратов, проведение НИОКР, модернизация эксплуатируемых самолетов;

совместные работы в области двигателестроения, аэродинамики, прочности материалов и др. /82/.

По заказам Норвегии, Германии и Эстонии планирует свою работу создаваемая на базе АО “Прибалтийский судостроительный завод “Янтарь” (Калининградская обл.) холдинговая компания, в которую войдут 10 предприятий.

Что касается участия российских корпораций в крупных международных проектах, то в настоящее время это могут осуществить, пожалуй только компании сырьевых отраслей, авиационно-технического агентства и некоторых других. Рассмотрим для примера деятельность “Газпрома” в этой области.

Из российских естественных монополий “Газпром” имеет больше всего возможностей по участию в международных проектах. Только за последние несколько лет “Газпром” резко увеличил свою долю на международном рынке газа (117 млрд. куб. м). Доля “Газпрома” на европейском рынке составляет 27% /30/.

Одним из стратегических направлений деятельности “Газпрома” является реализация проектов транзита газа “Ямал-Европа” через Белоруссию и Польшу, “голубой поток” (в Турцию через Краснодарский край и Черное море) и “Североевропейский проект”.

После заключения соглашения с немецкой компанией “Рургаз” о долгосрочных поставках до 2002г. российского газа в Германию и праве пользования газопроводной сетью “Рургаза” и с учетом того, что “Газпром” уже имеет доступ к сети немецкой газораспределительной компании “Вингаз” российская компаний автоматически попадает в общеевропейскую газовую сеть после запуска линейной части газопровода “Ямал-Европа”.

В число стратегических планов “Газпрома” входит участие в проектах добычи газа за рубежом (Иранский проект “Южный парус”, совместно с французской “Тоталь” добычи газа в Юго-Восточной Азии и поставках туда российского газа, транспортировка туркменского газа).