Уголовно-процессуальный закон (части первая и вторая статьи 97 УПК РСФСР) определяет также, что содержание под стражей при расследовании преступлений не может продолжаться более двух месяцев, а при особой сложности дела и в иных исключительных случаях, по решению компетентного прокурора, - более полутора лет. Согласно части третьей статьи 97 УПК РСФСР истечение предельного срока содержания под стражей означает невозможность его дальнейшего продления и обязательность немедленного освобождения содержащегося под стражей обвиняемого. Однако оспариваемая заявителем часть пятая статьи 97 УПК РСФСР устанавливает правило, согласно которому время ознакомления обвиняемого и его защитника с материалами уголовного дела при исчислении санкционированного срока содержания обвиняемого под стражей в качестве меры пресечения не учитывается.
Из статьи 22 (часть 1) Конституции Российской Федерации, закрепляющей право на свободу, и пункта 1 статьи 9 Международного пакта о гражданских и политических правах, формулирующего условия правомерного ограничения этого права, следует, что никто не может быть подвергнут произвольному аресту или содержанию под стражей, а также не должен быть лишен свободы иначе, как на основаниях и в соответствии с процедурой, которая установлена законом.
Недопустимость избыточного или не ограниченного по продолжительности содержания под стражей вытекает и из пункта 3 статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, согласно которому каждый имеет право на рассмотрение любого предъявленного ему обвинения без неоправданной задержки, что в первую очередь касается лиц, лишенных свободы на досудебных стадиях уголовного судопроизводства.
Такой подход к гарантиям от произвольного ареста развивается в соответствии с Международным пактом и в принятом Генеральной Ассамблеей ООН 9 декабря 1988 года Своде принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме, согласно которым лицо, задержанное по уголовному обвинению, имеет право на любое время возбудить разбирательство перед судебным или иным органом для оспаривания законности задержания, а также право на судебное разбирательство в разумные сроки либо на освобождение от суда.
А что касается достоинства личности то: уважение достоинства личности - неотъемлемый признак конституционного демократического государства, поскольку в таком государстве каждый человек представляет собой высшую социальную ценность.
Под достоинством личности понимается осознание самим человеком и окружающими его людьми факта обладания им высокими нравственными и интеллектуальными качествами.
Достоинство любого человека подлежит защите независимо от его действительной социальной ценности и от обладания им этими качествами. Самым эффективным средством защиты достоинства человека является суд, так как только он своим решением может обязать орган государства, физическое или юридическое лицо, виновное в нарушении достоинства человека, в том числе средство массовой информации, публично извиниться, поместить опровержение, выплатить денежную компенсацию в возмещение морального вреда или совершить иные действия для восстановления нарушенного права на достоинство.
Понятия "человеческое достоинство", "честь", "доброе имя" складываются на основе этических норм, связаны с совершением социально значимых поступков и как социальное благо неотделимы от личности. В связи с этим они охраняются правом. Возможно применение принуждения к лицам, посягнувшим на достоинство и честь гражданина. Реальная правовая защита достоинства граждан осуществляется, прежде всего, нормами уголовного и гражданского права.
Предусматривая в уголовном законодательстве составы преступлений против чести и достоинства граждан (ст. 129 и 130 УК)[8], а в гражданском законодательстве - гражданские правонарушения (ст. 150 - 151 ГК)[9], законодатель стремится оградить неимущественные интересы личности, ибо защита доброго имени человека - это, прежде всего восстановление его правильной общественной оценки.
Клевета и оскорбление, хотя и имеют общую направленность, т.е. унижение чести и достоинства личности, тем не менее, различаются: оскорбление непосредственно направлено на унижение личного достоинства человека; клевета подрывает общественную оценку личности, влияет на репутацию человека в обществе. Уголовно наказуемым при оскорблении является унижение чести и достоинства гражданина в позорящей его, неприличной форме; клевета искажает суть имевших место фактов либо создает такое представление, которое не имело места в действительности. Оскорбление затрагивает форму оценки достоинства, клевета - ее сущность. Уголовное наказание не ставит целью унижение человеческого достоинства при назначении наказаний (ст. 7 УК).
Согласно ст. 152 ГК гражданин вправе требовать по суду опровержения получивших распространение порочащих его честь и достоинство и деловую репутацию сведений, если распространивший такие сведения не докажет, что они соответствуют действительности.
2.1.4 Право на частную жизнь
Одной из сторон личной неприкосновенности выступает неприкосновенность частной жизни, личной и семейной тайны.
В Конституции и законодательстве не содержится понятия частной жизни, подлежащей государственной охране. Под частной (личной) жизнью следует понимать все сферы жизни человека: семейную, бытовую, сферу общения, отношения к религии, внеслужебные занятия, увлечения, отдых и иные, которые сам человек не желает предавать гласности. Законодательство РФ охраняет тайну усыновления, тайну медицинского диагноза. На основании отдельных ведомственных актов подлежат повышенной охране тайна диагноза СПИДа и тайна психического заболевания.
Сведения о частной жизни, личные, семейные тайны могут быть доверены священнику, врачу, адвокату, нотариусу без опасения их разглашения, поскольку эти лица несут юридическую (врач, нотариус), корпоративную (адвокат) или религиозную (священник) ответственность. Перечисленные лица, а также депутаты освобождаются от ответственности за отказ от дачи свидетельских показаний за неразглашение сведений, которые стали им известны в процессе профессиональной деятельности. Прокуроры, следователи, лица, производящие дознание, не имеют права разглашать любые сообщенные им сведения (например, об обстоятельствах уголовного дела). Обязанность охраны полученных от граждан сведений об имуществе и доходах возлагается на работников налоговых органов. За нарушение неприкосновенности частной жизни предусмотрена уголовная ответственность.
В развитие права на неприкосновенность частной жизни Конституция предусматривает право на охрану информации, которой люди обмениваются между собой. Никто не может прослушивать, фиксировать и контролировать эту информацию. Почтовые работники, допускающие нарушения тайны переписки, телефонных, телеграфных и иных сообщений несут ответственность по уставам о дисциплине, если в их деяниях нет состава уголовного преступления.
Дополнительной гарантией неприкосновенности частной жизни, личной и семейной тайны является установленный Конституцией запрет сбора, хранения, использования и распространения информации о частной жизни лица без его согласия.
Под информацией понимаются любые сведения о лицах, предметах, фактах, событиях и процессах независимо от формы их представления.[10] Персональные данные, включаемые в состав государственных и иных информационных ресурсов, относятся к категории конфиденциальной информации. Юридические и физические лица, в соответствии со своими полномочиями владеющие информацией о гражданах, получающие и использующие ее, несут установленную законодательством РФ ответственность за нарушение режима защиты, обработки и порядка использования этой информации.
Лица, чьи права и свободы непосредственно затронуты информацией, которой располагают органы государственной власти и органы местного самоуправления, имеют право на получение этой информации, а соответствующие органы обязаны предоставить ее этим лицам. Отказ может быть обжалован в суд.
Неправомерный отказ должностного лица в предоставлении документов и материалов, непосредственно затрагивающих права и свободы граждан, либо предоставление гражданину неполной или заведомо ложной информации, если эти деяния причинили вред правам и законным интересам граждан, влекут уголовную ответственность по ст. 140 УК.
2.1.5 Свобода передвижения и места жительства
Важным конституционным правом, закрепленным во многих международно-правовых актах, является свобода передвижения. Это право реализуется на основе Закона РФ от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации". Закон предусматривает уведомительный регистрационный учет граждан по месту пребывания и жительства и устанавливает обязанность граждан, прибывших на новое место жительства, в течение 7 дней обратиться в органы регистрационного учета граждан с заявлением о постановке на временный или постоянный учет. Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и жительства в пределах Российской Федерации утверждены Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 N 713[11].
Право граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации в соответствии с законодательством РФ может быть ограничено[12]: