Смекни!
smekni.com

Зао "Бизнес-школа "Интел-Синтез" (стр. 19 из 95)

__зависит от того, в какой области и в отношении чего осуществляется управление — в производстве (товары и услуги), в организа­ции работы учреждений образования (повышение знаний учащих-

76

ся), науки (новые знания и технологии), здравоохранения (сохране­ние и восстановление здоровья), охраны общественного порядка (бе­зопасность граждан и общества) и т.д.

Итак, рассматриваемая с социологической точки зрения обще­ственная жизнь представляет собой совокупность большого числа общественных систем, различных по природе и масштабам. Индиви­ды, образующие эти системы, находятся во взаимодействии друг с другом и спаяны различными общественными отношениями. И сами общественные системы находятся во взаимодействии друг с другом и связаны общественными отношениями. Одним из видов таких от­ношений являются управленческие отношения.

§ 3. Механизмы управления и регулирования человеческой деятельности

Жизнедеятельность людей и общественных систем не является абсолютно произвольной и беспорядочной. Общество вырабатывает определенные средства и механизмы, упорядочивающие и регулиру­ющие человеческое поведение и социальное взаимодействие. Изуче­нию этих средств и механизмов уделяется большое внимание в социологии. Их рассмотрение раскрывает многие грани управления общественными системами и процессами.

Регуляторами человеческого поведения в любом обществе высту­пают прежде всего ценности и нормы. Ценности — в самом общем виде — это какие —либо материальные или духовные блага, которые тому или иному человеку либо человеческому сообществу (социальной группе, другой общности, обществу в целом) представляются очень значимыми и потому в высокой степени желательными для получения, сохранения, реализации и т.д. Естественно, что стремление к таким благам формирует у социальных субъектов то, что в социологии называется ценностными ориентациями, которые детерминируют их деятельность. В этом и заключается роль ценностей в качестве регуляторов человеческого поведения. Ценности, на кото­рые ориентируются люди и человеческие сообщества, оказываются весьма различными и даже противоположными. При этом в реальности поведение субъекта — человека, социальной группы, организации, государственной власти — может ориентироваться совсем на иные ценности, чем провозглашаемые на словах.

Ориентация на те или иные ценности лежит в основе и управ­ленческой деятельности. И задача социологии управления — выявлять, на какую ценность ориентирована конкретная управленческая

77

деятельность, соответствует ли эта ориентация стоящим перед ней целям, совпадает ли провозглашаемое с реальностью. Выяснение этого позволяет в ряде случаев повысить эффективность управления. На­пример, выясняется, что главной ценностью, на которую ориентировано управление производством в конкретной ситуации, является ка­чество продукции, и соответственно, преследуется в качестве основ­ной цели его повышение, а на деле работники "гонят количество" в ущерб качеству. В таком случае бесполезно укорять работников, взы­вать к их сознательности и т.п.; следует сделать вывод, что использу­емые средства и методы управления неадекватны лежащей в его основе ценностной ориентации (т.е. не способны побуждать работ­ников бороться за качество, а не за количество продукции), и потому заменить их другими. Еще в качестве примера можно привести также довольно типичную ситуацию, когда управление в трудовом коллек­тиве не способствует упрочению такой социальной ценности, как сплоченность его членов на базе общих социально значимых целей, а ведет к его разобщению. Если социологический анализ раскрывает такую картину, следует опять-таки произвести необходимые изме­нения в управленческой деятельности, обеспечивая ее адекватность указанной социальной ценности.

Другим регулятором жизнедеятельности людей в обществе выступают социальные нормы. Они представляют собой правила пове­дения, которые либо стихийно складываются в обществе в ходе его более или менее длительного исторического развития (нормы мора­ли, в большинстве случаев получавшие санкционирование со сторо­ны религии, обычаи, нормы этикета) либо устанавливаются государ­ством (нормы права) и различными социальными организациями (пра­вила трудового распорядка в организациях, нормы добровольных объединений, определяющие их внутреннюю жизнь, права и обязан­ности их членов, и др.).

Те или иные социальные нормы лежат в основе любой управлен­ческой деятельности. Так, в трудовой организации (на предприятии и др.) она должна опираться на широкий круг правовых норм и преж­де всего — трудового права, на моральные нормы, на правила внут­реннего распорядка данной организации и другие ее нормативные документы, во многих случаях — на специфические для данного кол­лектива обычаи. Однако на практике управленческая деятельность нередко осуществляется с более или менее значительными отступле­ниями от различных правовых, моральных и других социальных норм, а то даже и противоречит им. Социологический анализ и позволяет установить, во - первых, насколько управленческая деятельность соответствует различным социальным нормам или расходится с их тре-

.______________■---------------- 78 ------------------------------------------

бованиями и, во — вторых, как эта реальная практика воспринимается управляемыми людьми. Следует обратить внимание на то, что неко­торые нормы, регулирующие жизнедеятельность трудовой органи­зации, — как писанные, так и неписанные — создаются ею самой и потому могут не соответствовать господствующим в обществе ценностям и моральным нормам и даже действующему законодатель­ству. Наличие таких несоответствий тоже необходимо выявлять с помощью социологического подхода, с тем чтобы устранять их.

Упорядочение человеческой жизнедеятельности во всех ее проявлениях, во всех сферах общественной жизни осуществляется с помощью таких особых системных образований, какими являются соци­альные институты. Ими являются, например, институты брака, собственности, власти, системы образования, здравоохранения, избирательная, финансовая и многие другие системы. Некоторые ученые — социологи и целые научные школы считают, что социальные институты выступают главным началом в общественной жизни и по­тому главным объектом социологического изучения. Существует множество определений сущности этих образований. Но исходя из про­стого житейского понимания той роли, которую играют названные выше институты, вполне достаточно сказать, что любые образования такого рода — это системы, в рамках которых (например, система образования) или под направляющим воздействием которых (если взять брак, институт власти и др.) осуществляется, принимая упоря­доченный вид, человеческая жизнедеятельность.

Вряд ли можно согласиться с представлением, содержащимся в некоторых учебниках и других изданиях социологического профиля, что институтами являются экономика, политика и другие виды деятельности, присущие обществу. Это — именно виды, сферы челове­ческой деятельности, а каждой из этих сфер присущи определенные институты, которые упорядочивают соответствующую деятельность. 'Так, экономическая деятельность осуществляется в рамках таких институтов, как системы кредита, хозяйственного партнерства и др., под направляющим воздействием институтов собственности, денежной * системы и т.д.

Одни социальные институты представляют собой просто системы правил деятельности, системы, гораздо более сложные, чем отдельные 'нормы, являющиеся достаточно крупной совокупностью взаимосвя­занных норм или даже норм и ценностей. Такими нормативно-ценностными системами являются, например, упомянутые институты брака или собственности. В других институтах образующие их нормативно-ценностные системы находят еще некое организационное оформление или воплощение, т.е. образуются институционализиро —

---------------------------- 79 ----------------------------

ванные организационные системы, каковыми являются упоминав­шиеся системы образования, здравоохранения и др.

Управление, являющиеся одним из видов человеческой деятель­ности осуществляется также в рамках и под упорядочивающим воз -действием социальных институтов — главным образом функционирующих в той сфере, где происходит данная управленческая деятельность. Кроме того есть и собственные институты, присущие самой управленческой деятельности — например, институты кадрового ре­зерва, конкурсного замещения некоторых должностей, информационного обеспечения, проверки исполнения и др. Задача социологии управления в этой области — выявление того, насколько в конкретной управленческой деятельности находят воплощение принципы фун­кционирования организующих эту деятельность институтов.

Многогранной, широкомасштабной системой, упорядочивающей и регулирующей жизнь общества, деятельность индивидов и их объе­динений, выступает культура. Понятие культуры является крайне широким, охватывающим множество самых разных явлений — от «окультуренных" т.е. преобразованных человеческой деятельностью видов растений и животных (от чего и ведет свое происхождение данный термин) до создания и освоения людьми произведений искусства и вообще до самых высот человеческого духа Оно включает в себя характеристики разных проявлений человеческой жизнедея­тельности; так, мы говорим о культуре труда, производства, отдыха, поведения, общения и т.д. Общее у всех названных и еще многих других явлений то, что все они порождены не природой, а сознатель­ной человеческой деятельностью и оказывают благотворное воздействие в том или ином отношении — на жизнь людей.