Среди узловых вопросов теории трудовых конфликтов важное место принадлежит их типологии, что обусловлено потребностью регулиро — вания конфликта, предвидения его последствий.
Известны разные классификации социально—трудовых конфликтов. Основаниями для классификации обычно выступают источники конф — ликта, его содержание, значимость конфликтных факторов, структур — но—динамические характеристики (интенсивность, длительность и т.п.), функциональные последствия, степень институализации и другие.
Классифицируются конфликты, исходя из состава и количества сто — рон, участвующих в противоборстве, применения или неприменения в них насилия, степени их остроты и интенсивности; выделяют конфлик — ты на почве антагонистических и неантагонистических противоречий.
Способы разрешения антагонистических конфликтов обусловле — ны или обязательным разрушением структур конфликтующих сто — рон, кроме одной, или, по меньшей мере, полным отказом всех конф — ликтующих сторон, кроме одной, от стремления достичь своих целей. Эта одна сторона и выигрывает конфликт. Главная характеристика такого способа разрешения конфликта — отсутствие компромиссно — го исхода, при котором конфликтующие стороны либо примиряются с частичным удовлетворением своих интересов, либо как—то согласуют свои цели, либо, наконец, полностью отказываются от конфликт — ного взаимодействия.
Неантагонистические же конфликты допускают не столь драма — тические исходы, как конфликты первого типа. Здесь возможны бо — лее разнообразные разрешения: компромиссы (временные или по — стоянные), конструирование общей цели. Эти конфликты в отличие от первых можно назвать компромиссными.
Таким образом, есть социально—трудовые конфликты типа "схваток", когда противников разделяют непримиримые противоречия и
------------------------------------207----------------------------------
рассчитывать на разрешение конфликта можно только в случае по — беды одной из сторон; есть конфликты типа "дебатов", когда возможен спор, маневры, но в принципе обе стороны могут рассчитывать на компромисс; есть конфликты типа "игр", где обе стороны действуют в рамках одних и тех же правил, поэтому они никогда не завер — шаются и не могут завершиться разрушением всей структуры отно — шений. В теории трудовых конфликтов этот вывод имеет принципи — альное значение, так как снимает ореол безысходности и обреченности вокруг каждого из конфликтов.
Как многообразны конфликты, так и многообразны конкретные причины их возникновения. В основе любого конфликта лежит ситуация, включающая либо противоречивые позиции сторон по какому— либо поводу, либо противоположные цели или средства их достиже — ния в данных обстоятельствах. Например, экономические, наиболее распространенные конфликты связаны преимущественно с нехваткой средств к существованию. Причем, чем беднее общество и дефи — цитнее предметы потребления, тем чаще в нем возникают подобные конфликты.
В современной России природу социальных конфликтов опреде — ляют рыночные реформы, в первую очередь — либерализация цен на товары и услуги и приватизация государственной собственности, которые породили целый ряд тяжелейших социальных потрясений общества.
Многочисленные данные свидетельствуют, что в стране с конца 80 — х начала 90 — х годов характерными тенденциями в сфере труда стали: во-первых, беспрецедентное для мирного времени падение реальных доходов основной части населения. Реальная заработная плата для большинства трудящихся упала за последние пять лет в 3—4 раза. Начиная с 1992 г., около половины населения проживает за чертой бедности — "на бюджете деградации". При этом дифференциация доходов, по данным Министерства труда, в 2,5—3 раза выше, чем в развитых странах. Подавляющая часть населения Рос — сии негативно оценивает сложившееся распределение доходов и соб — ственности. В этих условиях все большую популярность приобрета — ют идеи насильственного передела собственности1.
Одной из главных причин, способной спровоцировать неуправля — емый конфликт, является задержка выплаты зарплаты. По данным исследования кафедры социологии Академии труда и социальных отношений на эту причину сослались 58% всех опрошенных. На вто —
' Чумиков А. Управление конфликтами. — М, 1995. С. 20.
208
ром месте оказалась угроза безработицы (38%) и на третьем — неритмичная работа предприятия (32%). За период с 1993 по 1996 гг. почти в 1,5 раза увеличилась вероятность возникновения "диких" кон — фликтов на промышленных предприятиях1.
Во-вторых, наблюдается резкое снижение качества трудовой жиз — ни — квалификации, условий и охраны труда, социальной защиты при повреждении здоровья и утраты трудоспособности на производстве. За последние годы произошло разрушение системы оздоровле — ния трудящихся и членов их семей.
В-третьих, на большинстве акционированных предприятий, реальными собственниками которых стала верхушка администрации, основными механизмами перераспределения доходов стала не зара — ботная плата, а рентные доходы новых владельцев собственности. Большая часть прибыли при этом направляется не на обновление материальной базы, внедрение новых передовых технологий, а на обогащение узкой группы "новых русских". По данным ВЦИОМ, 80% россиян оценили "ваучеризацию" как "показуху, которая ничего ре — ально не изменила"2.
По данным социологического исследования, которое провела Федерация независимых профсоюзов России на десяти тысячах предприятий в 60 регионах страны, на 70% предприятий численность работающих сократилась в три — пять раз. Среди самих предприятий стало в четыре раза больше убыточных, а у каждых двух из трех работающих ухудшилась социальная защищенность. На вопрос, кто выиграл от стремительной приватизации, а кто проиграл, 97 человек из каждых 100 опрошенных ответили: с барышами оказались директора, банкиры, а простые труженики не получили ничего; их матери — альное положение только ухудшилось.
Итоги периода реформ в России таковы:
■ вместо повышения благосостояния населения, более справедливого распределения доходов произошло обнищание народа, неви — данный рост социального расслоения и обострение социальных про — тиворечий. Государство отказалось от регулирования зарплаты во внебюджетной сфере;
ш вместо улучшения условий труда, развития сферы социальной защиты, здравоохранения, образования и науки — катастрофическое
1 Данакин Н.С., Дятченко Л.Я., Сперанский В.И. Конфликты и технология их предупреждения. — Белгород, 1995. С.46.
2 Михеев В.А., Пономаренко Б.Т. Государственная службаб. регулирование конфликтов и социальное партнерство. — М., 1996. С. 32.
209
ухудшение условий труда и здоровья населения, распад системы здравоохранения, деградация науки и образования;
■ практически перестала функционировать система переподготовки кадров и повышения квалификации работающих на производстве.
Обследование 200 промышленных предприятий разных форм соб — ственности, проведенные в Академии труда и социальных отноше — ний показывают:
отсутствие намерений у администрации предприятий вкладывать средства в развитие персонала, повышение его квалификации;
отсутствие стремления у работников продолжать учебу (до 35% опрошенных вообще не намерены учиться дальше), повышать свое профессиональное мастерство (более 30%), изменить профессию (бо — лее 20%).
Важнейшим результатом рыночных преобразований в России ста — ло принципиальное изменение социальной структуры общества: фак — тически его раскол на основную, наиболее многочисленную часть — работников, отторгнутых от собственности посредством "ваучериза — ции", работающих на государственных или приватизированных предприятиях, и небольшой слой предпринимателей — собственников, ра — ботодателей.
Таким образом, в условиях рыночных реформ, проводимых в Рос — сии, процесс становления новых трудовых отношений протекает крайне мучительно. Резко углубляется противоречие между трудом и ка — питалом, нарастают неуправляемые трудовые и социальные конфликты. Сильнейшее негативное воздействие на уровень социальной стабильности в России оказала так называемая "шоковая терапия", а именно — стремление провести рыночные реформы как можно быс — трее и в основном за счет трудящихся, наемных работников.
Исследование конфликтов в общественной жизни неизбежно при — водит к необходимости выяснения функций конфликта, которые мо — гут быть позитивными и негативными.
Одной из основных позитивных функций конфликта является фун — кция разрядки напряженности между антагонистами. Социально - кон— тролируемый и управляемый конфликт способствует освобождению общественной жизни от напряженности в отношениях противостоя — щих сторон и позволяет возобновить их уравновешенные взаимоот — ношения. Конфликт играет роль своеобразного "отводного канала", "выхлопного клапана" для накопившихся страстей.
Несомненно позитивными являются коммуникативно —информационная и связующая функции. В ходе столкновений, противостояния люди могут лучше узнавать друг друга и вследствие этого сближаться в рамках какой—либо общности, на какой—либо общей платформе.
--------------------—210------------------------
Позитивная функция конфликта и в том, что он может быть как бы стимулятором и движущей силой социальных изменений. Конфликт делает социальные отношений более мобильными. Течение социальной жизни в условиях согласия, существующего между основными слоями и силами общества, разворачивается равномерно, медленно, как бы нехотя. Время, кажется, теряет свою власть над событиями жизни, но стоит разразиться конфликту, как все приходит в движение. Привычные нормы поведения и деятельности, годами удовлетворяв — шие людей, отбрасываются с удивительной решимостью и без вся — кого сожаления. Под ударами конфликтов все общество может пре — образоваться как природа после грозы, но может приобрести вид дымящихся развалин. Чем сильнее социальный конфликт, тем заметнее его влияние на течение социальных процессов и темпы их осуществления.