• 5. В чем заключается значение предпринимателя (работодателя) в социальном партнерстве?
6. В чем проявляется механизм социального партнерства?
Литература
1. Гриценко Н.Н. Профсоюзные движения в России: основные этапы развития и уроки пройденного пути. — М., 1995.
2. Киселев В.Н., Смольков В.Г. Социальное партнерство в России. -М., 1998.
3. Семигин Г.Ю. Социальное партнерство в современном мире. — М, 1996.
4. Социальное партнерство в условиях становления и развития рыночных отношений: Курс лекций. — М., 1997.
251
Разлел IV
ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ
Глава XIII — Киевская Русь и образование
ЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО ГОСУДАРСТВА В РОССИИ
§ 1. Возникновение государственности в Киевской Руси
На восточных пространствах Европы длительный исторический период славяне жили в условиях первобытнообщинного строя, процесс разложения которого начался в средние века. В IX веке образо — валось Киевское государство, в котором господствовали феодальные отношения. Здесь широко использовался труд рабов, но рабовладельческие отношения не стали господствующими.
Основную массу сельского населения Киевской Руси составляли смерды — мелкие землевладельцы. Смерды, делились на две груп -пы: одни из них были независимы, имели свои орудия труда, владели участками земли, вели собственное хозяйство; другие — потеряли свою независимость и попали под власть крупных землевладельцев С течением времени общинная земля, которой пользовались смерды, была объявлена собственностью великого князя, а смерды стали вы — полнять различные повинности в пользу феодального государства Постепенно они теряли свою хозяйственную самостоятельность и попадали в имущественную зависимость от крупных землевладель — цев. К XI в. значительная часть смердов потеряла свою независимость. Формы и степень феодального закабаления людей в Киевской Руси были различными.
Наряду с феодальной собственностью допускалась и единоличная собственность крестьянина и ремесленника на орудия производства
252
и на свое частное хозяйство, основанное на личном труде. Но крес -тьянин был прикреплен к земле и находился в полной зависимости от помещика. Поэтому феодализму присуще "внеэкономическое" при -нуждение. В Киевской Руси хозяйство было в своей основе натуральным, но в то же время имела место уже развитая торговля, как внутренняя, так и внешняя, имелся торговый и ростовщический капитал. В Византию и другие страны русские купцы вывозили мед, воск, меха, а закупали в них золото, дорогие ковры, вино, пряности, оружие. Товары покупались русскими купцами на Западе также и для продажи их в восточных странах. В Период с VIII по X в. восточ -ные славяне вели большую торговлю с арабами, главным образом по Волге и ее притокам, а начиная с IX в. большое значение получил новый торговый путь — "из варяг в греки" — из Балтийского моря в Черное море.
После принятия христианства в Киевской Руси стало складываться крупное церковное и монастырское землевладение, образовавшееся путем княжеских пожалований земли церкви и монастырям. Киевское государство в период своего расцвета (X—XI вв.) было одной из двух могучих держав раннего средневековья (вторая — империя Карла Великого), а по размерам — самым обширным государством в Европе. Эпоха Киевской Руси была эпохой большого подъема русской культуры.
Экономическая мысль долгое время существовала не как особая наука, а в неразрывной связи с религиозными воззрениями людей, их правовыми понятиями. Поэтому представление об экономике в древней Руси приходится получать по летописям, договорам, грамотам князей, "Правде Русской", церковной литературе.
Развитие экономических отношений нашло отражение во многих летописях. В них сообщается о заключении князьями договоров, установлении дани с населения, встречаются записи об экономическом положении страны. В Новгородской летописи имеются многочислен -ные сообщения о неурожаях, острой нехватке хлеба и в связи с этим резком повышении хлебных цен. Записи в летописях дают материал и для суждения об экономических идеях того времени. Ранее других вопросов экономической политики перед князьями встала проблема изыскания средств на содержание двора и дружины, на ведение войны. Эти средства собирались в форме дани и оброков с населения. Летописи пестрят сообщениями об установлении дани в пользу киевского князя с покоренных им различных славянских племен. Очень скоро киевским князьям пришлось убедиться, что собирание дани не может идти по произволу, что необходимо установить опре -деленные организационные формы обложения населения. Князь
253
Игорь, только что собравший дань с древлян и решивший тут же получить ее с них вторично, был убит возмущенными древлянами. Княгиня Ольга была вынуждена упорядочить дело взимания дани. Как сообщает летописец, Ольга после усмирения древлян объехала свои земли и установила "уставы и уроки", "оброки и дани", т.е. определила размер налогов, сроки их уплаты и места, где они должны были собираться с населения. В XI в. князья взимали уже и торговые пошлины. Они облагали население также различными натуральны — ми повинностями, обязывали его работать по строительству укрепле — ний и пр. Свое право сбора дани с населения определенных земель киевские князья в IX—X вв. передавали иногда вассальным князьям и дружинникам.
Экономическая политика уже того периода предусматривала и организацию денежного обращения. В Киевской Руси проводилась чеканка монеты — серебряной и золотой. Начало чеканки золотых монет на Руси связывается с именем киевского князя Владимира (первого). Укрупненная серебряная монета чеканилась на сотни лет раньше, чем в Западной Европе, а чеканка золота началась много раньше, чем в Англии и Германии. Попытка киевских князей чеканить собственную монету и осуществить единую денежную систему была направлена на упрочение Киевского государства и поддержание его единства. Проявляя заботу о благе государства, сын Владимира Мономаха, князь Мстислав Великий запретил вывоз золота и серебра из страны.
Интересы казны заставляли киевских князей поощрять торговлю Руси и с другими народами, причем торговля эта регламентировалась. Некоторые киевские князья весьма активно вмешивались в торговые дела в своих корыстных интересах.
Большое внимание экономическим вопросам уделялось в "Правде Русской". Многие ее статьи были посвящены защите собственности господ, прежде всего князей и бояр. В.О.Ключевский считал, что "Правда Русская" есть по преимуществу "уложение о капитале". "Капитал, __ писал он, — служит предметом особенно напряженного
внимания для законодателя; самый труд, т.е. личность человека, рас -сматривается как орудие капитала: можно сказать, что капитал — это самая привилегированная особа в "Русской Правде"1. Мнение Ключевского о "Правде Русской" как "уложении о капитале" разделя — лось и многими другими историками. В.В.Святловский, например, писал, что вообще "Правда Русская" есть "кодекс охраны раннего русского
В.Ключевский. Курс русской истории. 4.1. - М.: Соцэкгиз, 1937. С.253.
254
капитализма". "Основная социально-экономическая задача и, так сказать, внутренний смысл этих памятников — защита интересов нарождающегося торгового капитала, его посредников и товаров"1. Охрана имущественных и политических интересов господствующих клас -сов, обуздание эксплуатируемых масс, подавление их сопротивления являются главными функциями всякого государства в обществе, где существуют антагонистические классы, где одни классы угнетают и эксплуатируют другие. Принцип защиты частной собственности, прежде всего феодальной, проходит красной нитью через все законодательство княжеской и царской России, начиная с периода Киевской Руси и вплоть до революционного свержения власти помещиков и буржуазии в 1917 году.
С принятием христианства важное значение в общественной жизни Руси приобрела церковь. Она использовалась князьями для упрочения своей власти. Новая религия призывала людей повиноваться княжеской власти, освящала эту власть авторитетом бога. Церковь не только способствовала укреплению феодальных производственных отношений, но и сама была непосредственным эксплуататором трудящихся масс. Получая от князя земли с живущими на них смер -дами, церковь становилась крупным землевладельцем. Церковники призывали верующих к повиновению богу и князьям, внушали им, что они должны безропотно подчиняться своим господам, что покор -ность своему земному господину является одной из добродетелей истинного христианина. Бедных призывали безропотно мириться со своей участью, а богатых увещевали не злоупотреблять своей влас -тью над бедными людьми и уделять им крохи от своих богатств. Эта идея отчетливо выражена в выдающемся памятнике эпохи Киевской Руси — "Изборнике": "Князя бойся всею силою своею". "Всякому человеку (богату) главу свою покланяй, смерения ради"2. Бедным людям внушается покорность, терпение, смирение, трудолюбие, за что им обещается царство небесное.
Со второй половины XI в. начинается упадок Киева, а во второй половине XII в. он уже перестал быть стольным городом и потерял прежнее значение политического, экономического, культурного центра Руси. На месте единой прежде Киевской Руси возникли самостоятельные полугосударства. Наступила новая эпоха в жизни русского народа — эпоха феодальной раздробленности. В этот период проис -
; В.В.Святловский. История экономических идей в России Т. 1 - Петрог-.рад, 1923. С.9, 11.
[ 2 Памятники древнерусской церковно-учительной литературы Вып. III. Спб., 1897. С.4.
----------------------------------255----------------------------------
ходила непрестанная борьба русских князей между собою за власть, территорию. И, кроме того, русскому народу приходилось бороться с многочисленными врагами, стремившимися использовать политическое раздробление Руси, — с половцами, монголами, немцами, шведами. В числе факторов, приведших к феодальной раздробленности страны, большую роль сыграл рост экономической и политической силы го — родов. Среди городов особенно выделялся Великий Новгород, обшир — ные земли которого простирались от Прибалтики до Урала.