1 Зная о неизбежности изменения статистических данных в последующие годы, в этом параграфе взяты последние данные Госкомстата, которые в последующем позволят проследить динамику изменений в экономике страны.
326
век или 20,8% всего населения имеют денежные доходы ниже прожиточного минимума. (В 1997 г., по данным Госкомстата, он составлял 411,2 тыс. рублей на душу в месяц). Интегральным показателем уровня и качества жизни является здоровье граждан и продолжительность их жизни. В 1997 году продолжительность жизни мужчин составила 61 год (в 1987 г. — 64,9 лет), женщин — 73 (в 1987 г. — 74,6 лет), разрыв у нас 12 лет, в развитых странах эта разница не превышает 6—8 лет. Растет количество регионов с отрицательным балансом народонаселения (таких уже более 70). А как известно, состояние здоровья людей зависит на 10% от медицинского обслуживания, на 10% от наследственности и на 80% — от социально - экономи -ческих условий и окружающей среды. В минувшем году продолжилось сокращение населения страны. К началу 1998 года общая численность россиян составила 147,1 млн. человек, уменьшившись за год на 338, 3 тысяч.
Люди расплачиваются за реформы постоянно урезающимися, хотя и гарантированными Конституций правами, — на жизнь, на безопасные условия труда, на вознаграждение за труд, на защиту от безработицы, на защиту семьи, на отдых, на образование, на жилье, на охрану здоровья и на медицинскую помощь, социальное обеспечение, на благоприятную окружающую среду. Условия для социального мира и спокойствия граждан остаются неблагоприятными, а по ряду компонентов ухудшаются.
Не находит объяснения и оправдания у подавляющей части общества такая социально — экономическая политика, которая ведет к социальной несправедливости, разделению общества на сверхбогатых и бедных, когда в числе последних в основном остаются те, кто своим неоплаченным в свое время трудом создал материальные и духовные ценности, которые теперь перераспределились не в их пользу. Социальную напряженность порождает еще и то, что тяготы реформ и плата за них непомерны для одних, в то время как для других реформы оборачиваются кричащей роскошью и неоправданными благами. Разрыв в заработной плате у 10% высокооплачиваемых и 10% низкооплачиваемых работников по официальным данным достиг почти 20—кратного размера.
Социальный мир во многом зависит от реального участия граждан в выработке и принятии решений, касающихся их жизненных интересов. На практике же на многих приватизированных предприятиях члены трудовых коллективов, став мелкими акционерами, при — нимают лишь символическое участие в управлении. Социальному миру призвана служить система управления социально-экономическими процессами, основанная на процессе переговоров, согла—
----------------------------------327----------------------------------
шений между социальными партнерами—предпринимателями, проф — союзами и правительством (трипартизм). Но сегодня система социального партнерства во многих случаях остается декоративным атрибутом рыночной жизни и делает лишь свои первые шаги. Заклю — чено коллективных договоров на менее чем 50% предприятий от числа, где функционируют профсоюзные организации, да и они во многом не выполняются. А без этого механизма рынок труда, как и весь рынок, работать не будет. Истинные регуляторы социально — эконо — мической жизни находятся в руках тех органов и лиц, кто принимает экономические решения и бюджеты. Трипартизм еще не получил должного правового обеспечения, нет действенных механизмов и средств для регулирования социальных процессов, контроля за исполнением договоренностей, установления ответственности за их нарушения.
Несвоевременная выплата заработной платы, неуверенность в завтрашнем дне, несовершенство системы гласности и демократичес — ких процедур реального участия трудящихся в управлении, сниже -ние уровня жизни, нарастание социального риска для граждан оборачивается коллективными трудовыми конфликтами, акциями коллективных действий. В 1997 году забастовки продолжительностью более одной смены (дня) прошли более чем на 17 тыс. предприятий и организаций Российской Федерации, в них было вовлечено 887 тыс. человек, не отработано 6001 тыс. человеко-дней. Кроме того, 1739 предприятий и организаций бастовали менее одной смены, числен — ность работников, участвовавших в этих забастовках, составила 239 тыс. человек. По сравнению с 1996 г. количество забастовок увеличилось в 2 раза, а число участников в 1,3 раза.
Прошли коллективные акции протеста, в которых по данным проф -союза приняли участие свыше 20 млн. человек. Такие крайние меры защиты своих социально — экономических интересов работниками в конечном итоге потрясают экономику и не ведут к социальному миру и стабильности в обществе.
Все это говорит о том, что наше социальное государство пока не отвечает принятому конституционному положению. Это требует се — рьезного научного и практического анализа причин и осуществления на деле принципов социального государства, реализации мер, которые обеспечат социальную направленность экономики, нормальное функ — ционирование отечественного социального рыночного хозяйства и на этой основе увеличение доходов, повышение жизненного уровня, обес — печение занятости населения; социальную поддержку бедных и нуждающихся и их обслуживание; развитие отраслей социальной сферы (науки, образования, культуры, здравоохранения, информации и др.); ре -шение демографических задач; охрану труда, здоровья и окружающей
----------------------------------328-----------------------------------
среды; развитие системы социального страхования и системы социального партнерства. Но первоочередной задачей государства является обеспечение выплаты зарплаты, пенсий и пособий.
Участники "круглого стола" "Российская Федерация — социальное государство", проведенного Федерацией независимых профсоюзов России и Академией труда и социальных отношений в сентябре 1996 года, после обсуждения основных признаков и принципов, которым должно соответствовать социальное государство, пришли к выводу, что социальным можно считать лишь государство:
■ опирающееся на господство права и обеспечивающее прежде всего гарантии соблюдения прав и свобод человека;
■ создающее гражданам возможность свободно реализовать тру— довой и интеллектуальный потенциал с тем, чтобы на этой основе они обеспечили себе и своей семье материальное благополучие;
■ осуществляющее при любых системах и структурных преобра— зованиях в обществе сильную, последовательную социальную политику, ориентированную на максимально возможные инвестиции в человеке, на достижение высоких жизненных стандартов для большинства граждан, на адресную поддержку наиболее уязвимых слоев и групп населения;
■ в котором любой хозяйствующий субъект, любой собственник средств производства имеет определенную социальную структуру;
■ создающее благоприятные условия для реального участия основных производительных сил общества в выработке и социальной экспертизе управленческих решений на всех уровнях власти;
■ признающее и реализующее систему социального партнерства в качестве основного механизма достижения общественного согласия, баланса интересов работника, работодателя, государства при регулировании социально — экономических и трудовых соглашений;
■ ориентированное на укрепление семьи — основной естествен — ной ячейки общества; на духовное, культурное, нравственное развитие граждан и прежде всего молодежи; на бережное отношение к наследию предков и преемственность поколений, сохранение самобытных национальных и исторических традиций.
§ 3. Курс на социальное рыночное хозяйство
Основой основ эффективной социальной политики социального государства является социальное рыночное хозяйство. В России его еще нет. И здесь причина не только и не столько в неповоротливости предприятий и консерватизме и не способности его руководителей (такая трактовка нередко предлагается общественному мнению), а и
-------------------------------329------------------------------
в ряде объективных обстоятельств. Наша экономика создавалась как единое планово и централизованно управляемое хозяйство в обще — национальном масштабе на принципах специализации и кооперации. Государство создавало предприятия — монополисты, встроенные в общенациональную скооперированную экономику, определяло им номенклатуру продукции, строго регулируя и балансируя при этом ценовую политику и политику доходов. Существовали кооперативные связи между всеми республиками бывшего Советского Союза и в рамках бывшего СЭВа, за которыми был установлен строгий партий — но — государственный контроль. Для обеспечения снабжения сырьем и комплектующими предприятий, сбытом их продукции существовала государственная система плановых и снабженческо — сбытовых ор — ганов. Технократический подход к экономике был приоритетным, а социальные цели осуществлялись по остаточному принципу.
Теперь предприятия переходят от планового централизованного управления к социальному рыночному хозяйству. Но многие из них еще не адаптировались к рынку, технически не переоснастились, традиционные налаженные кооперированные связи нарушились, а новых, сложившихся в соответствии с требованиями рынка, мало. Многие предприятия как были, так и остались специализированны — ми монопольными производствами. Помочь им наладить нормальную производственную жизнь в условиях социально ориентирован — ного рынка, вывести из того состояния, в которое их поставило в свое время государство, также должно государство, используя присущие ему формы, методы и средства, безусловно с учетом новых реалий.
В кризисных ситуациях руководители других государств, в частности, США, Германии, Японии прибегали к нестандартным, но дей — ственным мерам и решениям. В США, например, в 30 —е годы Президент Ф.Рузвельт утвердил для большинства компаний так называв — мые кодексы честной конкуренции. По существу это было государственно — монополистическое регулирование экономики в пе — риод кризиса и выхода из него. Там, благодаря комплексу эффективных мер, за три года оживилась экономика и было создано 10 млн. рабочих мест для 15 млн. безработных.