Для обоснования оптимального баланса интересов труда и капитала мы должны по — новому взглянуть на философию социаль — ной справедливости. Мы не раз подчеркивали, что тысячелетняя история России выработала привычку у ее граждан полагаться на заботливое начальство и надежду на то, что оно может сделать народ счастливым. Несколько последних поколений россиян жили в условиях относительно высокой социальной надежности и стабильности. Это определяло ряд позитивных моментов в материальной и духовной сфере, но объективно стимулировало коррупцию и демо — билизовывало инициативу и предприимчивость граждан. Если мы хотим избежать этих негативных моментов и одновременно устра — нить складывающееся сейчас расслоение общества, попирающее и
----------------------------—338-------------------------------
социальную справедливость, и экономическую целесообразность, надо соблюдать два принципа:
первый — ни один человек не должен быть лишен права на до — стойную жизнь;
второй — ни один человек не должен получать социальной поддержки, если нет уверенности, что он делает все, что в его силах, чтобы не быть обузой для общества.
§ 4. Концепция взаимоотношений граждан и государства
Демократизация взаимоотношений между гражданами и государ — ством содействует развитию принципов самоуправления, которые должны иметь под собой финансово — экономическую базу. В прошлом мы имели затратную экономику с пассивным и послушным народом. Народ не мог существовать без распределительной системы финан — сирования всех сфер деятельности. А само государство поддержи — валось исключительно силой центральной власти. Мы хотим иметь демократическую экономическую систему с активным, дееспособным народом с одной стороны и рациональным, социальным государством с другой. Сегодня мы являемся свидетелями начала возникновения нового государства, основанного на идее оказания услуг населению, а не на командовании. Идя по этому пути, мы в скором времени увидим, что процесс цементирования нашего государства не силой, а выгодой будет более надежным и эффективным. Эта ситуация возникнет, если добиться оптимального распределения ответственности за услуги между различными уровнями власти, усовершенствовать систему пла — тежей за эти услуги и повысить с помощью этой системы эффективность расходования средств.
Наиболее целесообразным является создание такого общественного устройства, в котором государство не будет самодовлеющей силой, системой принуждения граждан к реализации некоторых общегосударственных целей. Оно все более будет становиться организацион — но — хозяйственной системой. Системой, которая предоставляет гражданам конкретные услуги за конкретную оплату. Главной задачей лидеров государства будет поиск наиболее рациональных способов оказания обществу и гражданам услуг, которые общество признает целесообразным "заказать" государству и передать государству заказ вместе с бескомпромиссной ответственностью за номенклатуру, объем и качество услуг.
В такой ситуации изменится сам принцип обоснования доходной базы государства. Услуги власти будут по смыслу просто платным
----------.----------------------339--------------------------------
служением гражданам в рамках ясного двустороннего контракта. А это значит, что впервые за всю нашу многовековую историю у нас будет государство, в котором власть исходит от народа и которое не имеет другой цели, кроме служения народу. Пирамида власти, всегда действовавшая (и до сих пор пока еще действующая) сверху вниз, превратится, таким образом, в пирамиду, в которой власть распространяется снизу вверх. Успех будет оцениваться количественными критериями: ростом богатства граждан, рублями городских доходов и рас — ходов, квадратными метрами домов, дорог, парков и т.п. А ныне успех "правления", определяется умением прислуживания правителям. В этом случае получить положительную оценку легче. Это и определяет сие — тему предпочтений многих политиков и часто является препятствием установлению ясных, демократических, хозяйственно — экономических отношений народа и власти. Но такие политики не имеют перспектив создать долгоживущее и процветающее государство.
Итак, подлинно научная Концепция взаимоотношений граждан и государства1 должна ориентироваться на общество подлинно свободных производителей товаров и услуг, в котором каждая нормаль — ная семья обладает достаточными средствами для достойной жизни и воспроизводства здорового и дееспособного потомства. Для достижения этого необходимо обеспечить важные дополнительные ус — ловия, которые должны гарантировать с одной стороны экономичес — кую заинтересованность граждан к производительному труду, а с другой — создать для граждан продуктивную "среду обитания". Такие условия достигаются только при равноправном взаимодействии частного и общественного (социального, государственного) интере — сов. Первые из перечисленных условий больше в руках граждан, однако органы власти должны содействовать утверждению, популя — ризации и защите соответствующих норм общественной морали, а вторые — преимущественно в руках общества. Оно должно центра — лизованно развивать социальную, транспортную, информационную, инженерную и правовую инфраструктуру. Здесь существенно пря — мое или косвенное (через финансы) взаимодействие с частным сек — тором. Благосостояние каждой семьи должно определяться в соответствии с количеством и качеством труда ее членов и их очень отдаленных предков. Однако, хотели бы подчеркнуть, что "количество и качество", т.е. мера труда и, соответственно, мера потребления, в том обществе, которое мы строим, устанавливаются не государством,
' Подробное изложение Концепции см. Ю.М.Лужков "Образ, цели российских реформ и стратегия управления тенденциями социально-экономического развития России". — М., 1998.
----------------------------------340------------------------------------
а условиями свободной конкуренции. Если кто—то найдет способ производства товара или услуги, которые покупатель ценит высоко, а поставщик производит даже без серьезных затрат и трудовых усилий, мы больше не считаем этот доход "нетрудовым". Разумеется, если не нарушается свобода для каждого производить и продавать этот то — вар. В условиях свободы конкуренции происходит выравнивание нормы прибыли. Поэтому, на самом деле, в такой конкурентной сие — теме количество и качество труда измеряется намного точнее и спра — ведливее, чем при государственном нормировании. Зато выгоды, ко — торые можно получить в динамике, до стабилизации нормы прибыли в процессе конкуренции, являются идеальным стимулом для непрерывного поиска новых идей и притока капиталов.
"Объективным и справедливым" государственным начальникам непросто будет смириться с тем, что установление меры труда и меры потребления перейдет в результате к "субъективному и случайному" свободному двустороннему договору производителя и продавца. Основной их аргумент: мол в этих условиях могут возникнуть богатые и бедные. Сравнительная мировая практика показала, что в этом нет ничего страшного. Если мы боремся с бедностью, уничто — жая богатство, мы не много преуспеваем в насаждении равенства, зато торпедируем большинство стимулов к высокопроизводительному труду и частную инициативу. В результате большинство общества оказывается бедным.
В здоровом обществе всегда есть процентов 10 бедных, и столько же богатых. Остальные — это средний класс, для которого бедные как "кнут", а богатые — как "пряник". Важно только, чтобы богатство не могло возникнуть и существовать вне производства товаров и ус — луг и чтобы была достаточно развита система социальной поддержки тех, кто объективно не может включиться в производственный про — цесс. Важно также, чтоб каждый человек обладал при рождении разумно выравненными возможностями для развития своих способностей, позволяющими, в рамках установленной меры, получить по максимуму. Каждый гражданин должен иметь перед обществом некие бесспорные обязанности и бескомпромиссную ответственность. При — чем демократический и прагматический принципы формирования государства не исключают достаточно сильные формы принуждения граждан к их исполнению. Главные обязанности гражданина: следование нормам морали и соблюдение законов, которые предусматривают такие "неприятные" вещи, как выполнение договоров, уплата налогов, запретность посягательств на жизнь, здоровье, достоинство и собственность других граждан и еще многие подобные ограничения свободы.
------------------------------------341----------------------------------
В социальном государстве действенная и дееспособная государственная власть необходима и в переходный период, и в перспективе. И совсем не для того, чтобы подавить один класс в интересах другого, как нас когда—то учили. На переходной стадии она должна заложить основные элементы налогово — правовой и социально — эконо — мической среды для свободных и самостоятельных граждан. После этого она должна только сохранять и совершенствовать эту среду и, в этой среде, — учить, лечить и защищать. Почти все остальное граж— дане могут делать сами. В том числе и корректировать через свои представительные органы правила социально — экономической игры и, прежде всего, налогово — правовую среду. Строго говоря, в социальном государстве обязанности власти учить и лечить должны быть обраще — ны преимущественно на граждан, которые объективно не могут еде — лать этого сами. Снять с себя эти обязанности власть никогда не сможет. Но и методы принуждения тоже нельзя будет исключить. Они необходимы прежде всего для защиты гражданских прав и имущественных интересов, откуда бы посягательства на них не исходили — от сограждан или извне. И конечно, силовые методы будут применяться для обеспечения выполнения гражданами их обязанностей.